Решение по делу № 2а-1895/2022 (2а-10730/2021;) от 10.12.2021

УИД 11RS0001-01-2021-021136-75 2а- 1895/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года                        

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи дело по административному исковому заявлению Митяева Сергея Даниловича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, признании незаконными постановлений должностных лиц, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Митяев С.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, оспаривая законность постановлений должностных лиц за период с 23.01.2017 и по дату обращения о применении к нему мер дисциплинарного взыскания за отказ о выполнения комплекса физических упражнений. Указывая на неправомерное предъявление к нему требований о выполнении физических упражнений, настаивал на возврате сумм дисциплинарных штрафов, удержанных с его лицевого счета. В обоснование ссылался на разъяснения Минюста РФ по данному вопросу, а также на наличие тяжелых заболеваний, препятствующих выполнению физических упражнений.

Судом к участию в деле привлечено УФСИН России по Республике Коми, а также должностное лицо ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми – начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В., врио. начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганский В.С.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по заявленным основаниям.

Представитель ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Остальные стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом, непосредственного участия в судебном разбирательстве не приняли.

Оценив доводы сторон, изложенные в административном иске и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Митяев С.Д. осужден ** ** ** Сыктывкарским городским судом РК по ст... УК РФ к ... лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима, содержится в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. ... Согласно справки о поощрениях и взысканиях, за период отбывания наказания имеет 79 взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания ( УПОН).

Как следует из материалов дела, в период отбытия административным истцом уголовного наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми на основании постановлений начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, врио. начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, он неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям за допущенные нарушения установленного порядка отбывания наказания в виде невыполнения законных требований должностных лиц ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми приступить к выполнению физической зарядки.

Административный истец водворялся в ШИЗО за такие нарушения УПОН : 30.03.2020 - на 4 суток, 19.05.2020 -на 5 суток, 30.06.2020 -на 8 суток, 23.07.2020- на 7 суток. 24.08.2020- на 5 суток.

04.04.2020, 08.05.2020, 05.06.2020, 10.06.2020, 19.06.2020, 16.07.2020, 17.08.2020, 19.08.2020, 27.08.2020, 01.10.2020, 16.10.2020, 19.10.2020, 13.11.2020, 02.12.2020, 04.12.2020, 10.12.2020, 18.03.2021, 25.03.2021, 31.03.2021, 08.04.2021, 09.04.2021, 12.04.2021, 23.04.2021, 29.04.2021, 12.05.2021, 28.05.2021 за аналогичные нарушения Митяеву С.Д. был объявлен выговор.

Постановлениями начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 10.12.2020, 11.12.2020, 15.12.2020, 17.12.2020, 21.12.2020, 23.12.2020, 28.12.2020, 02.01.2021, 08.01.2021,13.01.2021, 15.01.2021, 18.01.2021, 20.01.2021,22.01.2021, 27.01.2021, 01.02.2021, 05.02.2021, 08.02.2021, 10.02.2021, 15.02.2021, 19.02.2021, 03.03.2021, 05.03.2021 за нарушения, предусмотренные ч.1 ст.116 УИК РФ, выразившиеся в отказе от выполнения физической зарядки, Митяев С.Д. был подвергнут взысканию в виде дисциплинарного штрафа в размере 2 000 рублей. 08.01.2021, 05.02.2021 и 05.03.2021- подвергнут взысканию в виде дисциплинарного штрафа в размере 1 000 рублей правами начальника Учреждения.

Сведений о применении к Митяеву С.Д. дисциплинарных взысканий за отказ приступить к выполнению утренней физической зарядки в период до 2020 года не имеется.

Какого- либо определенного регламента проведения дисциплинарного производства, а равно инструкции дисциплинарного расследования в отношении осужденных, действующим уголовно- исполнительным законодательством не предусмотрено.

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исходя из содержания ч.1 ст.82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии с ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

В соответствии с частью 3 названной статьи в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В соответствии с абз.3 пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N295 (далее также - Правила внутреннего распорядка) осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.

В силу п.20 Правил внутреннего распорядка в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

Согласно пункту 21 названных Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно - массовых мероприятиях, отбоя.

Согласно приложению N6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений физическая зарядка - продолжительностью до 15 минут - включена в примерный распорядок дня осужденных.

Во исполнение пункта 20 утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N295 от 16 декабря 2016 года Правил, приказом начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК №342 от 29.07.2021 ( действовавшим в предшествующий период приказом №75 от 08.02.2018) утвержден распорядок дня для лиц, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении. В приложении к данному приказу для осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК также определен распорядок дня, включающий выполнение осужденными утренней физической зарядки.В соответствии со статьей 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Физическое воспитание является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.

В соответствии с положениями статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны: соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Требование о выполнении осужденными определенного комплекса физических упражнений, утвержденного начальником исправительного учреждения, в период, установленный распорядком дня и выполнение которого предусмотрено Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, в свою очередь, не исключающего проведение физической зарядки в помещениях камерного типа, не свидетельствует о нарушении прав осужденных.

Физическое воспитание, одной из основных его форм которого является ежедневная физическая зарядка, направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных.

Порядок привлечения осужденного к дисциплинарному взысканию за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован ст.ст.115 - 118 УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ N205 от 03.11.2005. Указанный порядок административным ответчиком соблюден.

Согласно статье 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться предусмотренные этой статьей меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В соответствии со статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается

не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Статьей 119 УИК РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьи 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Указанные требования административным ответчиком при вынесении оспариваемых постановлений соблюдены.

Предусмотренных КАС РФ правовых оснований для отмены принятых в отношении заявителя постановлений врио. начальника и начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, как незаконных, не имеется.

По информации филиала « Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, в 2020-2021 г.г. Митяев С.Д. освобождений от выполнения мероприятий распорядка дня не имел, в т.ч. от выполнения утренней физической зарядки. 15.09.2020 консультирован .... Рекомендаций по ограничению выполнения мероприятий распорядка дня ( в том числе, утренняя зарядка), специалистом также не дано.

Оспариваемые постановления о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении административного истца приняты уполномоченными должностными лицами в соответствии с их компетенцией и полномочиями, каждое взыскание применено с соблюдением положений статьи 117 УИК РФ, с учетом обстоятельств совершения правонарушения, характеризующих личность осужденного материалов, и его предыдущего поведения, соответствует тяжести и характеру совершенного проступка, оснований для признания их незаконными не имеется.

Как свидетельствуют материалы дела, при отказе от выполнения комплекса физических упражнений осужденный Митяев С.Д. неоднократно пояснял, что исполнять требования администрации ИУ и установленного распорядка дня в указанной части он не намерен и не будет, в связи с чем, к нему применялись различные меры воздействия, предусмотренные ст.115 УИК РФ, однако, те же нарушения УПОН заявитель совершал вновь многократно.

Доводы административного истца о том, что выполнение комплекса физических упражнений это его право, а не обязанность, являются ошибочными, основаны на неверном толковании приведенных выше положений уголовно-исполнительного законодательства вне зависимости от ссылок на сообщение Минюста России ( №04-109230/21 от 15.09.2021). Указанная правовая позиция находит свое подтверждение в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 N 88а-242/2022 по делу N 2а-476/2021.

Проведение физической зарядки и обязательное участие в ней осужденных, является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.

Предусмотренное распорядком дня время для занятий физической зарядкой используется в целях физического развития способностей человека, совершенствованию его двигательной активности, формированию здорового образа жизни и социальной адаптации. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в качестве общеприменимых правил называют право осужденных на ежедневные физические упражнения, поэтому включение в распорядок дня времени для физической зарядки не может расцениваться как насилие над осужденными.

Суд полагает необходимым отметить, что федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении их прав и свобод.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).

Кроме того, законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые действия имели место в 2020 и 2021 году, при этом, с настоящими требованиями заявитель обратился лишь в декабре 2021, соответственно, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок в части оспаривания постановлений, с которыми он ознакомлен до сентября 2021, им пропущен.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных административных исковых требований Митяева Сергея Даниловича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании действий должностных лиц, признании незаконными постановлений о применении мер дисциплинарного взыскания, обязании произвести возврат сумм дисциплинарных штрафов, удержанных с лицевого счета – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение принято судом 28 апреля 2022 года.

2а-1895/2022 (2а-10730/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Митяев Сергей Данилович
Ответчики
ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК
начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев Виктор Владимирович
Васильев Виктор Владимирович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее