РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2024 года г. Иркутск
Кировский районный суд города Иркутска в составе
председательствующего судьи Бакановой О.А.,
при секретаре Хабиновой В.С.,
при участии в судебном заседании представителя истцов Охотина Э.М., Охотиной О.А. – Арьяева Е.И., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Администрации г. Иркутска – Меренковой Н.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2238/2024 по исковому заявлению Охотина Эдуарда Михайловича, Охотиной Ольги Александровны к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности перевести жилое помещение в статус многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Охотин Э.М., Охотина О.А. обратились в суд к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности перевести жилое помещение в статус многоквартирного жилого дома, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма.
В обоснование исковых требований указали, что в январе 2009 их семье было предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из трехкомнатной коммунальной квартиры общей площадью 73, 8 кв.м., в том числе жилой 52, 1 кв.м. по адресу: <адрес>, для временного проживания в ней по Договору найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем по Договорам найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы указывают, что жилое помещение было предоставлено их семье в связи с работой (на время трудовых отношений с муниципальными учреждениями (предприятиями) <адрес>). В настоящее время Охотина О.А. продолжает, начиная с 2006 работать в <данные изъяты> <данные изъяты>» в качестве врача-оториноларинголога, а также в мае 2019 признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 5 человек. Семья из пяти человек в настоящее время зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом помещении, на протяжении всего периода проживания производится оплата за жилое помещение. Семья пользуется жилым помещением открыто, как своим собственным. Каких-либо требований о выселении из указанного жилого помещения, а также требований об оспаривании законности вселения, проживания и пользования жилым помещением к ним не выдвигалось.
Истцы указывают, что жилое помещение находится в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, как полагают истцы, вышеуказанное жилое помещение должно относиться соответствующему муниципальному жилищному фонду социального использования (муниципальному жилищному фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма).
Просят суд возложить на ответчика обязанность перевести жилое помещение в статус многоквартирного жилого дома, признать за истцами право пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложить обязанность заключить с истцами договор социального найма.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 04.12.2023 г. Кировским районным судом г. Иркутска рассмотрено гражданское дело № 2-4312/2023 по исковому заявлению Охотина Э.М., Охотиной О.А. к Администрации г. Иркутска о признании права пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности (в общежитии) для постоянного проживания в нем на условиях договора социального найма жилого помещения (квартиры), обязании заключить договор социального найма жилого помещения (квартиры) с правом на приватизацию.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.12.2023 г. по гражданскому делу № 2-4312/2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, определением от 03.06.2024 г. производство по гражданскому делу № 2-2238/2024 по исковому заявлению Охотина Э.М., Охотиной О.А. к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности перевести жилое помещение в статус многоквартирного жилого дома, признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма прекращено в части исковых требований Охотина Э.М., Охотиной О.А. к Администрации г. Иркутска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма. Определение вступило в законную силу.
Таким образом, истцы Охотин Э.М., Охотина О.А просят суд обязать Администрацию г. Иркутска перевести жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в статус многоквартирного жилого дома.
На разрешении спора в оставшейся части исковых требования сторона истцов настаивает.
В судебное заседание истцы Охотин Э.М., Охотина О.А., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, реализовали свое право на участие в судебном заседании через представителя. Просили суд рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов Охотина Э.М., Охотиной О.А. по доверенности Арьяев Е.И. исковые требования поддержал в оставшемся объеме, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска по доверенности Меренкова Н.Ю., исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание третье лицо Охотина О.А., действующая в интересах несовершеннолетних ФИО15 ФИО16, третье лицо Охотин Д.Э., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 3 ст. 1 ГК РФ).
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, при этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст.92 Жилищного кодекса РФ).
Аналогичная позиция изложена в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Названные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 15).
Согласно ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитии предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Частью 1 ст. 100 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Аналогичные правовые нормы содержатся в Положении о муниципальном специализированном жилищном фонде города Иркутска, утвержденном решением Думы города Иркутска от 25.12.2014 № 006-20-040066/4, регламентирующем порядок предоставления гражданам жилых помещений в муниципальных общежитиях города Иркутска.
Согласно требованиям ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственником таких жилых помещений.
В соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (далее – Правила) к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
В силу п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В силу положений п. 1 ст. 42 Устава города Иркутска, принятого решением Городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4 (далее – Устав города Иркутска) Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.
Согласно подпункту 2.8. п. 2 ст. 42 Устава города Иркутска Администрация города в соответствии с порядком, установленным городской Думой, осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом, руководит деятельностью муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, органом уполномоченным принимать решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключении жилого помещения из указанного фонда в силу действующего законодательства Российской Федерации является Администрация города Иркутска.
Из положений Правил следует, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Постановлением мэра г. Иркутска от 14.04.2005 № 031-06-665/5 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений в муниципальных общежитиях города Иркутска» (далее – Положение).
Согласно пунктам 1.3, 1.5 Положения под муниципальные общежития в г. Иркутске предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период работы в муниципальных организациях, службы в милиции общественной безопасности г. Иркутска.
В судебном заседании установлено, что постановлением мэра города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе нежилого помещения, расположенного в <адрес> в «жилые», нежилое помещение общей площадью <данные изъяты>. переведено в жилое для дальнейшего использования под муниципальное общежитие (подлежит переустройству и перепланировке под жилье).
Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.05.2010 № 031-06-1243/10 жилые помещения (с № по № согласно поэтажного плана МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска»), расположенные на первом этаже площадью 251,1 кв.м., в том числе жилой 139,8 кв.м. в жилом доме по адресу: <адрес>, отнесены к жилым помещениям муниципального общежития.
Судом установлено, что жилые помещения в муниципальном общежитии общей площадью 251,10 кв.м. в том числе жилой 139,8 кв.м. по адресу: <адрес>, находятся в муниципальной собственности города Иркутска (государственная регистрация ДД.ММ.ГГГГ), что следует из карты реестра муниципального имущества <адрес> №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании карты реестра муниципального имущества г. Иркутска от 26.04.2010, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования город Иркутск серии <адрес> на объект права – муниципальное общежитие общей площадью 251, 1 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 22-48 по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что постановлением Администрации г. Иркутска от 09.06.2010 № 031-06-1384/10 «О распределении жилой площади в муниципальном общежитии по адресу: <адрес>», по результатам рассмотрения предложения комиссии по распределению жилых помещений в муниципальных общежитиях и маневренном фонде г. Иркутска от 14.05.2010, руководствуясь ст.ст. 14, 92, 94, 99, 100, 105 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска, Положением о порядке предоставления жилых помещений в муниципальных общежитиях города Иркутска, утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска от 14.04.2005 № 031-06-665/5 с изменениями, внесенными Постановлением Администрации г. Иркутска от 30.11.2009 № 031-06-3767/9, было утверждено распределение жилых помещений в муниципальном общежитии по адресу: <адрес> работникам муниципальных учреждений здравоохранения г. Иркутска.
Согласно информации МУП БТИ г. Иркутска от 06.02.2013 № 03.13/30870, после проведенного переустройства и перепланировки, а также технической инвентаризации объекта 03.07.2009, общая площадь объекта составила 251, 1 кв.м. и объект поставлен на кадастровый учет.
Фактически помещение состоит из трех обособленных помещений (нумерация которым не проставлялась), на первом этаже дома, имеющего сплошную нумерацию. В связи с указанной ситуацией с адресной характеристикой указанного объекта, с целью устранения дублирования адресов и упорядочения адресной нумерации, внесены изменения в адреса указанного объекта в следующем порядке: <адрес> – номера жилых комнат - №, №, №; <адрес> - номера жилых комнат - №, №, №, №; <адрес> - номера жилых комнат - №, №, №, №.
В судебном заседании установлено, что 01.01.2011 между Администрацией г. Иркутска (Наймодатель) и Охотиной О.А. (Наниматель) был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии №, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты № общей площадью 19, 3 кв.м. по <адрес> в <адрес>, для временного проживания в нем, в связи с работой (<данные изъяты> <данные изъяты>») (п.п. 1.1, 1.2 Договора).
Нанимателю и членам его семьи в общежитии может быть предоставлено отдельно изолированное жилое помещение. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Охотин Э.М. – муж, ФИО17.- сын, ФИО18. – сын (п. 1.4 Договора).
В соответствии с п. 1.5 Договора, настоящий Договор заключается на время работы в муниципальных организациях г. Иркутска.
На основании заявления Охотина Э.М. о принятии его – работника <данные изъяты> сад № 187 с составом семьи 5 человек: супруга – ФИО19., сыновья - ФИО20 ФИО21., ФИО22 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных общежитиях г. Иркутска, Решением от 16.08.2018 заседания постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам ФИО23 с составом семьи пять человек принят на соответствующий учет, что следует из информации Администрации г. Иркутска от 17.08.2018 № 082-74-4376/18.
В судебном заседании установлено, что 20.08.2018 Охотина О.А. обратилась в Администрацию г. Иркутска с заявлением о внесении изменений в Договор найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, просила указать нанимателем супруга Охотина Э.М., ее указать в качестве члена семьи Нанимателя. Также просила указать адрес жилого помещения: <адрес>.
Кроме этого, Охотин Э.М. своим заявлением от 20.08.2018 в Администрацию г. Иркутска выразил согласие на внесением изменений в Договор найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что дополнительным соглашением к Договору найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения на основании заявлений ФИО4 О.А., ФИО4 Э.Д. в указанный Договор были внесены.
Из справки МУП БТИ г. Иркутска о соответствии адресов от 08.02.2013 № 08-13/367 следует, что жилое помещение – комната общей площадью 19, 3 кв.м. с адресом: <адрес>, указанная в технической документации и комната площадью 19, 3 кв.м. по адресу: <адрес>, указанная в Договоре найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, являются адресами одного и того же объекта недвижимости. Адрес: <адрес>.
Также, 30.08.2018 на заседании постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам было рассмотрено заявление Охотина Э.М. о предоставлении ему – работнику <данные изъяты>, <данные изъяты> №, на состав семьи пять человек жилого помещения в муниципальном общежитии г. Иркутска. Комиссией было принято решение о предоставлении Охотину Э.М. на состав семьи пять человек, дополнительной комнаты № в <адрес> в <адрес> в муниципальном общежитии на период трудовых отношений с муниципальным учреждением (предприятием) г. Иркутска, а также о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных общежитиях г. Иркутска, что следует из информации Администрации г. Иркутска от 31.08.2018 № 082-74-4616/18.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 Э.М. и Администрацией города Иркутска был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому Охотину Э.М. и членам его семьи – Охотиной О.А., ФИО4 ФИО32 ФИО4 ФИО33 ФИО34., было предоставлено жилое помещение площадью 14,4 кв.м. по адресу: <адрес> на время работы в муниципальных организациях города Иркутска.
10.07.2019 между Охотиным Э.М. и Администрацией города Иркутска был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому Охотину Э.М. и членам его семьи супруге – Охотиной О.А., сыновьям - ФИО31 ФИО30 ФИО29 тестю - ФИО7, дополнительно было предоставлено жилое помещение площадью 18,4 кв.м. по адресу: <адрес> ком. 23, на время работы в муниципальных организациях города Иркутска.
25.07.2019 указанные Договоры найма жилого помещения в общежитии - № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.2 Договора), № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 17 Договора), № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 17 Договора) между сторонами были расторгнуты на основании Соглашения о расторжении договоров найма жилых помещений в общежитии (<адрес>) и на основании заявления Охотина Э.М.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому ФИО4 Э.М. и членам его семьи – ФИО24 ФИО4 ФИО25 ФИО4 ФИО26 ФИО27 было предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат в коммунальной квартире общей площадью 73,8 кв.м., в том числе жилой 52,1 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес> на время трудовых отношений с муниципальными организациями города Иркутска.
04.12.2023 г. Кировским районным судом г. Иркутска рассмотрено гражданское дело № 2-4312/2023 по исковому заявлению Охотина Э.М., Охотиной О.А. к Администрации г. Иркутска о признании права пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности (в общежитии) для постоянного проживания в нем на условиях договора социального найма жилого помещения (квартиры), обязании заключить договор социального найма жилого помещения (квартиры) с правом на приватизацию.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 04.12.2023 г. по гражданскому делу № 2-4312/2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что 27.02.2024 г. представитель истцов Охотина Э.М., Охотиной О.А. по доверенности Арьяев Е.И. обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в статус многоквартирного жилого дома.
25.03.2024 г. ответом Администрации г. Иркутска истцам даны разъяснения действующего законодательства (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1), а также сообщено о нецелесообразности перевода жилого помещения муниципального общежития г. Иркутска по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд, предназначенный для предоставления гражданам по договорам социального найма, поскольку в настоящее время 371 гражданин состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в муниципальном общежитии г. Иркутска.
Вместе с тем, истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением о возложении на Администрацию г. Иркутска обязанности перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в статус многоквартирного жилого дома настаивают на рассмотрении спора (в оставшемся объеме исковых требований).
Разрешая исковые требования Охотина Э.М., Охотиной О.А., суд не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 2 ст.92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно информационному письму Администрации г. Иркутска от 23.05.2024 г. № 082-74-4659/24 по состоянию на 23.05.2024 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных общежитиях <адрес> состоит 369 человек, на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда г. Иркутска состоит 60 человек.
Анализ приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу о том, что Администрация г. Иркутска, как собственник муниципального общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в силу имеющихся у нее полномочий вправе самостоятельно определять правовой статус указанного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Охотина Э.М., Охотиной О.А. о возложении на Администрацию г. Иркутска обязанности перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в статус многоквартирного жилого дома удовлетворению не подлежат как незаконные и необоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Охотина Эдуарда Михайловича, Охотиной Ольги Александровны к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в статус многоквартирного жилого дома – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 01.10.2024 г.
Председательствующий О.А. Баканова
Мотивированный текст решения изготовлен 01.10.2024 г.