Решение по делу № 2-7/2019 от 29.11.2018

дело №2-7/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2019 года пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

с участием истца Петухова А.В., представителя ответчика Бажуковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петухова А.В. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Троицко-Печорскому району об отмене дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

установил:

Петухов А.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Троицко-Печорскому району об отмене дисциплинарного взыскания в виде строго выговора, наложенного приказом от 30.08.2018 л/с, а также о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей. В иске и в дополнении к иску от 15.01.2019 указал, что к дисциплинарной ответственности привлечен незаконно, в отсутствие его вины в совершении проступков. При этом ответчиком нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности: приказ о наложении дисциплинарного взыскания вынесен по истечении месяца со дня утверждения заключения служебной проверки, не учтена его дополнительная нагрузка и другие обстоятельства. В связи с незаконными действиями ответчика испытывал нравственные страдания: стресс, депрессию, бессонницу.

Истец Петухов А.В. в суде исковые требования поддержал, пояснил, что никаких проступков при проведении проверок по сообщениям о совершенных преступлениях и правонарушениях не совершал, волокиты не допускал, исполнял свои должностные обязанности добросовестно, служебные проверки в отношении него руководством назначались безосновательно, с целью его увольнения, ему не объяснили по каким фактам проводится проверка, не разъяснили своевременно его права и обязанности, не предложили дать объяснения, не дали оценку действиям других сотрудников и руководителей.

В судебном заседании представитель ответчика Бажукова И.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что доказательств в опровержение фактов совершения дисциплинарных проступков истцом не представлено, результаты служебной проверки не обжалованы и не признаны незаконными, установленные законом порядок и сроки проведения служебной проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены, наложенное дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины истца с учетом его прежнего поведения и отношения к службе.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Петухов А.В. проходит службу в ОМВД России по Троицко-Печорскому району с 01.12.2014, в должности участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних – ОУУП и ПДН (л.д.2).

23 мая 2018 года прокурором Троицко-Печорского района Республики Коми по результатам проведения проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях в ОМВД России по Троицко-Печорскому району, в ходе которой установлены нарушения в части ненадлежащего оформления Петуховым А.В. процессуальных документов по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 по ч. 1 ст.20.20 КоАП РФ, внесено представление начальнику ОМВД России по Троицко-Печорскому району о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.83-88).

14 июня 2018 года исполняющей обязанности начальника ОУУП и ПДН ФИО6 подан рапорт начальнику ОМВД России по Троицко-Печорскому району о том, что при проверке административных материалов, находящихся в производстве Петухова А.В. свыше двух месяцев, установлено, что Петуховым А.В. не предпринимаются соответствующие меры, не проводятся проверочные мероприятия по административным материалам от 19.03.2018, от 24.03.2018, от 20.03.2018 (л.д.90).

19 июня 2018 года от исполняющей обязанности начальника ОУУП и ПДН ФИО6 поступил рапорт о ненадлежащем проведении Петуховым А.В. проверки по материалу от 26.04.2018 (л.д.91).

25 июня 2018 года от старшего инспектора ГАПКиИО ОМВД России по Троицко-Печорскому району ФИО7 поступил рапорт о возбуждении 24.06.2018 уголовного дела по сообщению ФИО10 о преступлении от 15.05.2018 , после отмены прокурором постановления Петухова А.В. от 25.05.2018 об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д.91).

03 июля 2018 года от инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД России по Троицко-Печорскому району ФИО8 поступил рапорт о несвоевременной передаче Петуховым А.В. в службу ИАЗ административного протокола от 04.06.2018 в отношении Корешкова по ч.2 ст.7.27 КоАП РФ (административный материал от 01.06.2018), что не позволило обеспечить явку в суд правонарушителя и повлекло истечение срока давности привлечения Корешкова к административной ответственности (л.д.92).

На основании указанных представления прокурора и рапортов должностных лиц решениями начальника и исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району от 31.05.2018, от 14.06.2018, от 19.06.2018, от 26.06.2018, от 05.07.2018 назначены служебные проверки, которые решением начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району объединены в одну служебную проверку (л.д.90,92).

27 июля 2018 года помощником начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району по РЛС ФИО9 вынесено заключение по результатам служебной проверки, утвержденное начальником ОМВД России по Троицко-Печорскому району 27.07.2018, в котором сделан вывод о нарушении Петуховым А.В. пунктов 3, 52, 62 должностной инструкции участкового уполномоченного полиции, ч.1 ст.144, ст.145 УПК РФ, ч.5.1, ч.6 ст.28.7, ст.24.1, ст.26.2 КоАП РФ, п.4.3 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, пунктов 1 и 2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 1 и 2 ч.1 ст.27 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», выразившемся в ненадлежащем проведении проверки по материалам, в отсутствии полноты и качества сбора материалов от 19.03.2018, от 24.03.2018, от 26.04.2018, от 01.06.2018; а также по сообщению от 20.03.2018, что явилось причиной принятия необоснованного решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; по сообщению от 15.05.2018, что явилось причиной принятия необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д.98-103).

За нарушения служебной дисциплины, указанные в заключении служебной проверки, приказом и.о. начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району от 30.08.2018 л/с Петухову А.В. объявлен строгий выговор, с приказом истец ознакомлен в этот же день (л.д.3).

Привлечение истца к дисциплинарной ответственности суд считает обоснованным.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

В силу статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ служебная дисциплина - это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации представленных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 этого же Федерального закона, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Пунктом 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 от 30.11.2011 N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.

Как следует из оспариваемого приказа, дисциплинарное взыскание наложено на истца за нарушение требований должностной инструкции, федеральных законов о службе в органах внутренних дел, а также норм процессуального законодательства, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

В соответствии с должностной инструкцией Петухова А.В. (л.д.14-21) участковый уполномоченный полиции обязан знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции (п.52), в своей деятельности руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и должностной инструкции (п.3), осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.62).

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса. (ч.1 ст.145 УПК РФ).

В соответствии со статьей 148 УПК РФ при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.1); признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч.6).

Установлено, что 22 мая 2018 года на рассмотрение Петухову А.В. поступил материал по сообщению ФИО10, зарегистрированному в КУСП 15.05.2018 за , о том, что в ее квартире разбили оконные стекла.

25 мая 2018 года Петуховым А.В. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 167 УК РФ на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с тем, что установленная в ходе проверки сумма ущерба является незначительной (менее 5000 руб.).

09 июня 2018 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокурором как незаконное (необоснованное), материал проверки возвращен в ОМВД России по Троицко-Печорскому району для проведения дополнительной проверки, в ходе которой необходимо приобщить к материалам проверки документы о затраченных суммах на ремонт повреждений и дополнительно опросить ФИО10 для установления суммы причиненного ущерба и ее материального положения. В ходе дополнительной проверки Петуховым А.В. к материалу были приложены квитанции и справки о стоимости стекол и работ по их замене, опрошена ФИО10, установлена общая сумма ущерба 6130 руб., после чего органом дознания 24.06.2018 возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.167 УК РФ. (л.д.49-71).

Установленные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем проведении истцом проверки сообщения о преступлении, в результате чего им было отказано в возбуждении уголовного дела. При этом незаконность вынесенного постановления истца подтверждается фактом его отмены прокурором в соответствии со ст.148 УПК РФ и возбуждения уголовного дела после проведения истцом дополнительных проверочных мероприятий.

Ссылка истца на то, что первоначально проверку по сообщению ФИО10 проводили и размер причиненного ущерба устанавливали другие сотрудники ОМВД России по Троицко-Печорскому району, правового значения не имеет, так как постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отмененное прокурором как незаконное, вынесено именно Петуховым А.В., и указанные истцом обстоятельства не освобождали его от необходимости установления действительного размера причиненного ущерба, поскольку от этого зависело, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела.

Следовательно, выводы служебной проверки о нарушении служебной дисциплины Петуховым А.В. в данной части являются обоснованными.

01 июня 2018 года зарегистрирован рапорт ( от 01.06.2018) Петухова А.В. о хищении 02.04.2018 у ФИО11 телефона, в связи с чем в действиях ФИО12 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ. Рассмотрение данного материала поручено Петухову А.В.

04 июня 2018 года Петуховым А.В. по данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ, в отношении ФИО12

После чего Петуховым А.В. повторно опрошены потерпевший (23.06.2018) и свидетели (09.06.2018). (л.д.138-145).

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. (ст. 24.1).

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. (ст. 26.1).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (ст. 26.2).

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. (ст.26.3).

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, свидетелей установлены статьями 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении

Из анализа указанных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях в их совокупности следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь после выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, полученных с соблюдением установленного законом порядка.

Как пояснил в суде истец и подтверждается материалами дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ в отношении Корешкова И.В., при получении 02 апреля 2018 года должностными лицами ОМВД России по Троицко-Печорскому району объяснений от потерпевшего ФИО11, свидетеля ФИО13 им не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.2, 25.6 КоАП РФ. В связи с этим после проверки административного материала инспектором ИАЗ протокол от 04.06.2018, составленный Петуховым А.В., и приложенные к нему документы были возвращены Петухову А.В. для устранения недостатков. После чего он повторно опросил указанных лиц.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО12 составлен Петуховым А.В. на основании объяснений потерпевшего, свидетеля, полученных с нарушением закона, так как при получении объяснений им не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.2, 25.6 КоАП РФ. Лишь после составления протокола истцом получены объяснения указанных лиц с соблюдением установленного законом порядка.

Следовательно, выводы ответчика о нарушении истцом служебной дисциплины, выразившемся в ненадлежащем проведении проверки, отсутствии полноты и качества сбора материала по делу об административном правонарушении в отношении ФИО12, нашли свое подтверждение.

С выводами, отраженными в резолютивной части заключения служебной проверки о ненадлежащем проведении Петуховым А.В. проверки, об отсутствии полноты и качества сбора материала по административным материалам от 19.03.2018, от 24.03.2018 и по сообщению о преступлении от 26.04.2018 согласиться нельзя, поскольку данные выводы противоречат установленным в ходе служебной проверки обстоятельствам и выводам, отраженным в описательной части заключения. В частности, в описательной части заключения указано, что ввиду противоречивости объяснений Петухова А.В. и ФИО6 доказать нарушения Петухова А.В., допущенные при проведении им проверок по административным материалам от 19.03.2018, от 24.03.2018, не представляется возможным; а по сообщению от 26.04.2018 – нарушений статей 144-145 УПК РФ в действиях Петухова А.В. не усматривается, лишь констатировано, что сбор материалов приходится на последний день проверки, отсутствует систематическая работа по материалу в течение всего срока проверки, при этом не указано, какое положение закона или должностной инструкции тем самым нарушил истец.

Не может суд согласиться и с выводами служебной проверки о необоснованном отказе Петуховым А.В. в возбуждении дела об административном правонарушении по административному материалу от 20.03.2018. Как следует из постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20.06.2018, Петухов А.В., рассмотрев материал проверки, зарегистрированный в КУСП за от 20.03.2018, установил отсутствие в действиях ФИО14 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п.1 ч.1 ст.24.1 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения). При этом истец в суде пояснил, что в резолютивной части постановления он допустил ошибку, указав об отказе в возбуждении дела вместо прекращения производства по делу, учитывая, что дело об административном правонарушении было возбуждено 22.03.2018. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20.06.2018 не отменено, не обжаловано, незаконным не признано, что сторонами в суде не оспаривалось. Таким образом, поскольку Петухов А.В., как должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, при проведении административного расследования пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения и в связи с этим вынес постановление о прекращении производства по делу, которое в установленном законом порядке незаконным не признано, выводы служебной проверки о необоснованном отказе Петуховым А.В. в возбуждении дела об административном правонарушении по административному материалу от 20.03.2018 вследствие ненадлежащего проведения проверки и отсутствия полноты и качества сбора материала являются несостоятельными.

В силу части 3 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению, в том числе, фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка и вины сотрудника.

Пунктом 3 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации установлено, что сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.

С учетом изложенного, в отсутствие доказательств установления ответчиком в ходе служебной проверки вины истца в нарушении служебной дисциплины, привлечение истца к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее проведение проверки, отсутствие полноты и качества сбора материала по административным материалам от 19.03.2018, от 24.03.2018, от 20.03.2018 и по сообщению о преступлении от 26.04.2018 является необоснованным.

Однако данное обстоятельство не опровергает вывода суда о наличии у ответчика оснований для наложения дисциплинарного взыскания, учитывая, что факты виновного совершения истцом иных дисциплинарных проступков, указанных в приказе о наложении дисциплинарного взыскания от 30.08.2018 л/с, нашли свое подтверждение.

Установленный статьей 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ порядок наложения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюден: до наложения дисциплинарного взыскания проведена служебная проверка; от истца затребовано и 01.07.2018 получено объяснение в письменной форме; приказ о наложении дисциплинарного взыскания вынесен надлежащим руководителем – Кирушевым Д.А., исполняющим обязанности начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району на момент вынесения приказа.

Вопреки доводам истца, месячный срок наложения дисциплинарного взыскания со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки, ответчиком соблюден, учитывая, что в силу ч.6 ст.51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. Заключение по результатам служебной проверки утверждено руководителем 27.07.2018, дисциплинарное взыскание наложено 30.08.2018, при этом в период с 06.08.2018 по 17.08.2018 истец был временно нетрудоспособен, что подтверждается справкой от 25.12.2018 (л.д.78) и не оспаривалось истцом.

Доводы истца о нарушении порядка проведения служебной проверки, в частности, о надуманных поводах для ее проведения, о несвоевременном разъяснении ему прав и обязанностей в ходе служебной проверки, о его неосведомленности о фактах, по которым проводится проверка, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с пунктом 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161, основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

Как было указано выше, поводами для проведения служебной проверки в отношении истца послужили представление прокурора и рапорты сотрудников ОМВД России по Троицко-Печорскому району, которые имеются в материалах дела. В связи с этим с доводами истца о необоснованности проведения служебной проверки согласиться нельзя.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (подпункты "а" - "г" пункта 2 части 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно пункту 33 Порядка проведения служебной проверки сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки (подпункт 30.1 Порядка проведения служебной проверки).

Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения служебной проверки, не установлены императивные требования к содержанию письменной формы объяснений сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, равно как и не установлены такие требования к форме разъяснения такому сотруднику его прав и обязанностей в ходе проведения служебной проверки, а также к моменту, когда в ходе проведения служебной проверки ему должны быть разъяснены права и обязанности.

Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (пункт 1); знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (пункт 2).

Из объяснений самого истца в суде следует, что права и обязанности при проведении служебной проверки, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, ему известны.

В материалах служебной проверки имеется лист ознакомления Петухова А.В. с правами и обязанностями сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, от 25.07.2018 (в период проведения служебной проверки).

Со всеми рапортами, в связи с которыми проводилась служебная проверка, истец был ознакомлен, о чем имеется его личная подпись на рапортах (л.д.89-92). Отсутствие в материалах служебной проверки документальных сведений об ознакомлении Петухова А.В. с представлением прокурора от 23.05.2018 правового значения для рассматриваемого спора не имеет, учитывая, что за отраженный в данном представлении проступок истец не привлечен к дисциплинарной ответственности. Кроме того, истец в суде подтвердил, что с представлением прокурора был ознакомлен, а в материале служебной проверки имеется акт об отказе истца от подписи об ознакомлении с представлением прокурора.

Объяснение по поводу нарушений служебной дисциплины, указанных в рапорте ФИО6 от 14.06.2018, истец предоставил 01.07.2018. Письменных объяснений истца по поводу иных фактов, отраженных в вышеуказанных рапортах, в материалах служебной проверки не имеется. Как пояснил в суде истец, объяснения по остальным фактам в ходе служебной проверки он не давал намеренно, поскольку был уверен, что его уволят.

То обстоятельство, что в ходе служебной проверки не давалась оценка действиям других сотрудников и руководителей, не свидетельствует об отсутствии вины истца в совершении дисциплинарных проступков. При этом истец не обращался ни к руководителю, ни к проводившему служебную проверку должностному лицу, с соответствующими рапортами и ходатайствами о проведении служебной проверки в отношении иных сотрудников. Сам истец в суде подтвердил, что фактически самоустранился от участия в проведении служебной проверки.

С учетом изложенного, доводы истца о нарушении процедуры проведения служебной проверки и, как следствие, о нарушении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Доводы истца о том, что ответчиком при наложении дисциплинарного взыскания не учтена большая служебная нагрузка в связи с закреплением за ним дополнительного участка в мае 2018 года, не позволившая ему надлежащим образом исполнять должностные обязанности в этот период, судом проверены, однако данное обстоятельство не подтвердилось: согласно приказам от 25.04.2018, 23.06.2018 за участковым Петуховым А.В. был закреплен лишь один административный участок.

Исходя из характера службы истца, правового статуса сотрудника органа внутренних дел, сделать вывод о том, является ли совершенный Петуховым А.В. дисциплинарный проступок тяжким, либо не тяжким, не представляется возможным, поскольку сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение служебной дисциплины.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Согласно п. 47 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации неоднократным нарушением служебной дисциплины является нарушение служебной дисциплины сотрудником при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.

Из заключения служебной проверки следует, что истец имел такие неснятые дисциплинарные взыскания в виде выговоров и предупреждения о неполном служебном соответствии.

Учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд полагает, что у руководителя в силу ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ имелись законные основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения служебной дисциплины. Дисциплинарное взыскание в виде строго выговора отвечает требованиям соразмерности и справедливости.

Учитывая, что Петухов А.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности в установленный законом срок, существенных нарушений процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности не имеется, суд не усматривает оснований для отмены дисциплинарного взыскания.

С учетом изложенного, поскольку действия ответчика по привлечению истца к дисциплинарной ответственности незаконными не являются, оснований, предусмотренных статьей 151 ГК РФ, для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда также не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Петухова А.В. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Троицко-Печорскому району об отмене дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                      Н.В. Плесовская

    Мотивированное решение составлено 09 февраля 2019 года

2-7/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петухов Андрей Васильевич
Ответчики
ОМВД России по Троицко-Печорскому району
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
29.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее