№ 2а-749 (1)/2020
64RS0028-01-2020-001860-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Рязанцевой А.А.,
с участием помощника Пугачевской межрайонной прокуратуры Лысенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Пугачевского межрайонного прокуратура к администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Пугачевский межрайонный прокуратур в административном исковом заявлении указывает, что Пугачевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, по результатам которой установлено нарушение администрацией Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее администрация, администрация Рахмановского МО Пугачевского МР Саратовской области) требований действующего законодательства.
Административный истец указывает, что в собственности администрации находятся следующие объекты водоснабжения населения: водонапорная башня в с. <Данные изъяты>, расположенная в 40 метрах на северо-запад от дома № <Данные изъяты>; водонапорная башня в селе <Данные изъяты>, расположенная в 50 метрах на юго-восток от дома № <Данные изъяты>; водонапорная башня в поселке <Данные изъяты>, расположенная в 20 метрах на запад от дома № <Данные изъяты>.
Во исполнение с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ принят Закон Саратовской области от 30.09.2014 № 108-ЗСО, которым за сельским поседением закреплены полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно п.п.1.1, 1.4, 1.5, 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» должны иметь зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Вышеуказанные объекты водоснабжения не имеют санитарных охранных зон, предусмотренных эпидемиологическим законодательством, основной целью которой является создание и обеспечение режима зоны санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Ранее межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации вносилось представление об устранении нарушений законодательства по данному факту, однако в ходе повторной проверки установлено, что выявленные нарушения не устранены.
На основании изложенного с учетом уточнений сделанных в ходе судебного заседания Пугачевский межрайонный прокуратур просил признать незаконным бездействие администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по организации санитарных охранных зон в отношении объектов водоснабжения населения: водонапорной башни в с. <Данные изъяты>, расположенной в 40 метрах на северо-запад от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в селе <Данные изъяты>, расположенной в 50 метрах на юго-восток от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в поселке <Данные изъяты>, расположенной в 20 метрах на запад от дома № <Данные изъяты>; а также обязать администрацию Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации санитарных охранных зон в отношении перечисленных объектов водоснабжения.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора уточненный административный иск поддержал.
Представитель администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в суд не явился. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
С учетом нения прокурора суд считает рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16, ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч.1 ст.1 Закон Саратовской области от 30.09.2014 N 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 209, ст. 215, ст. 210, чч.1,2 ст. 131 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
На основании акта проверки от <Данные изъяты> (л.д.9), сообщения главы Рахмановского муниципального образования № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> (л.д.12); сообщения главы Рахмановского муниципального образования № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> (л.д.10) представленной главой администрации Рахмановского муниципального образования выписки № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> из реестра муниципальной собственности объектов недвижимого имущества, используемых для водоснабжения администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, судом установлено, что водонапорные башни сел Новоспасское, Максютово, Новодмитриевка находятся в муниципальной собственности Рахмановского муниципального образования.
В силу п.п.1.1, 1.4, 1.5, 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (ЗСО), организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 2.4.2. названных СанПиН установлено, что граница первого пояса ЗСО для водопроводных сооружений принимается на расстоянии: от водонапорных башен - не менее 10 м;
В пункте 15.4. "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) (ред. от 23.12.2019) указывается, что водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4 - 5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
На основании пояснений прокурора, материалов дела установлено, что указанные в исковом заявлении прокурора объекты водоснабжения не имеют зон санитарной охраны, что может привести к негативным последствиям в виде загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены и нарушению прав неопределенного круга лиц на получение питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по организации зоны санитарной охраны в отношении вышеперечисленных объектов водоснабжения населения и необходимости возложения на администрацию Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области обязанности по принятию мер по организации зон санитарной охраны в отношении вышеперечисленных объектов используемых для водоснабжения населения.
Суд с учетом позиции истца, требований статьи 187 КАС РФ устанавливает срок, в который администрацией муниципального образования должны быть совершены возложенные на нее действия - в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по организации зоны санитарной охраны на в отношении объектов водоснабжения населения: водонапорной башни в с. <Данные изъяты>, расположенной в 40 метрах на северо-запад от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в селе <Данные изъяты>, расположенной в 50 метрах на юго-восток от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в поселке <Данные изъяты>, расположенной в 20 метрах на запад от дома № <Данные изъяты>.
Обязать администрацию Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения, принять меры по организации зон санитарной охраны в отношении объектов водоснабжения населения: водонапорной башни в с. <Данные изъяты> расположенной в 40 метрах на северо-запад от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в селе <Данные изъяты>, расположенной в 50 метрах на юго-восток от дома № <Данные изъяты>; водонапорной башни в поселке <Данные изъяты>, расположенной в 20 метрах на запад от дома № <Данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2020 г.
Судья