Судья Левченко С.В. УИД № 16RS0040-01-2023-004087-77
дело № 2-3612/2023 (1 инст)
дело №33-6313/2024
учет №115г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А., Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прохоровой Л.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Татарстан по докладу судьи Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области – Антоновой Н.И. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Хрящиковой ФИО11 удовлетворить.
Признать право собственности за Хрящиковой ФИО12 на жилое помещение с <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право государственной собственности на жилое помещение с <адрес>
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя Хрящиковой Т.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Хрящикова Т.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Хрящиковой В.И., 27 февраля 2009 года рождения, обратилась в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» о признании незаконным решения Жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ от 18 августа 2023 года об отказе Хрящиковой В.И. в приватизации жилого помещения, признании за Хрящиковой В.И. права собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение; прекращении права государственной собственности Российской Федерации на вышеуказанное жилое помещение и исключении его из реестра имущества, находящегося на праве оперативного управления ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан».
В обоснование требований истец Хрящикова Т.В указала, что 07 октября 2022 года Хрящиковой Р.М., ранее проходившей службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ и принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, в соответствии с ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Жилое помещение было предоставлено на состав семьи из двух человек, в том числе на внучку Хрящикову В.И., 27 февраля 2009 года рождения. Хрящикова Р.М. ранее использовала свое право на приватизацию жилого помещения, у Хрящиковой В.И. иных жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности не было. Спорное жилое помещение является государственной собственностью и закреплено за ответчиком на праве оперативного управления. 11 августа 2023 истица и Хрящикова Р.М. обратились к ответчику в заявлением о передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность Хрящиковой В.И., однако решением жилищно-бытовой комиссии ответчика от 18 августа 2023 года ей было отказано в приватизации жилого помещения. Однако, ее дочь занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, где она постоянно зарегистрирована и проживает, ранее участия в приватизации не принимала, данное жилое помещение не относится к жилым помещениям, которое не подлежит приватизации, и за ней может быть признано право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. В связи с данными обстоятельствами истица обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.
Истец Хрящикова Т.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Хрящиковой В.И. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Хрящиковой Т.В., в судебном заседании изменила исковые требования и просила признать право собственности за Хрящиковой ФИО16 на жилое помещение с <адрес> в порядке приватизации; прекратить право государственной собственности на жилое помещение <адрес>
Ответчик ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» в судебном заседании от 23 ноября 2023 года иск не признала, указывая о том, что ответчик не уполномочен передавать в собственность гражданам имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества по РТ и Ульяновской области представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что передача жилого помещения в собственность граждан, которым жилое помещение выделено по договору социального найма органом исполнительной власти осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо Хрящикова Р.М. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Суд исковые требования удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе ссылается на то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан. Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорное жилое помещение не подлежат приватизации. Решение об исключении жилого помещения из числа служебного ни собственником имущества, ни правообладателем имущества, никаким уполномоченным органом не принималось. Также обращает внимание суда на то, что в соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан от 18 августа 2023 года о рассмотрении заявления о приватизации жилого помещения, истцу отказано в передаче жилого помещения в собственность. Передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти, осуществляется органом местного самоуправления только после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч.1 ст.62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ч.1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с первым абзацем ст.7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству о рождении, <дата> в городе Казань Республика Татарстан, Россия родилась Хрящикова ФИО13, ее родителями указаны отец-Хрящиков ФИО14, мать-Хрящикова ФИО15 (л.д. 18).
07 октября 2022 года между ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» и Хрящиковой Раисой Михайловной на основании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» от 17 мая 2022 года .... был заключен договор социального найма жилого помещения ...., согласно которого последней и членам его семьи, а именно внучке Хрящиковой В.И. в бессрочное владение и пользование было передано жилое помещение, находящееся в оперативном управлении ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» по адресу: <адрес> (л.д. 21-23,24).
Согласно выписке из домовой книги от 23 августа 2023 года в жилом помещении по адресу: <адрес> 20 октября 2022 года зарегистрирована Хрящикова Р.М., с 26 июня 2023 года-Хрящикова В.И., <дата> года рождения (л.д. 29).
Данная квартира находится в оперативном управлении ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 сентября 2022 года, согласно которой жилое помещение-квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Из выписки протокола .... заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» от 18 августа 2023 года следует, что Хрящикова Р.М. обратилась в адрес ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» с заявлением о передаче в собственность внучке Хрящиковой В.И., .... года рождения жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако согласно выписки из протокола .... заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Республике Татарстан» истице было отказано в заключении договора на передачу данного жилого помещения в собственность, поскольку передача жилого помещения в собственность гражданам, которым выделено жилое помещение по договору социального найма органом исполнительной власти осуществляется органом местного самоуправления после передачи жилого помещения в муниципальную собственность (л.д.19-20).
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истица Хрящикова В.И. ранее правом приватизации не использовала, проживает и зарегистрирована в жилом помещении социального найма, право на заключение которого ответчиком не оспаривалось, жилое помещение не относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о том, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении УФСИН России по Республике Татарстан и не было передано в муниципальную собственность, не могут служить основанием для отказа в иске о признании права собственности в порядке приватизации, поскольку факт принадлежности жилого помещения на праве оперативного управления учреждению сам по себе не исключает возможность приватизации данного помещения.
По смыслу вышеприведенных норм Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Статья 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также часть 1 статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призваны обеспечить за счет государственных и муниципальных жилищных фондов, бюджетных средств реализацию конституционного права на жилье для граждан, круг которых определен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также сохранение прав граждан, вставших на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции
Мотивированное апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 05 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи