Дело: 1я инст. №2а-540/2020, 2я инст. №33а-2419/2020 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Мох Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Дудкиной Т.Н., Исаева С.Н.,
при секретаре Дубровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Коряко Екатерины Григорьевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 февраля 2020 года, которым административный иск удовлетворен частично,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Коряко Е.Г. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка <адрес> в г. Севастополе на кадастровом плане территории, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения названного земельного участка.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 февраля 2020 года административный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коряко Е.Г. в утверждении схемы расположения земельного участка <адрес> в г. Севастополе на кадастровом плане территории, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории с вынесением мотивированного решения в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что согласно положений ст. 11.10 ЗК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в целях его образования, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием либо образованием объекта недвижимости. Учитывая, что испрашиваемый истцом земельный участок решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № передан истцу в собственность, данное решение является основанием для регистрации права собственности в Севреестре, при этом установленных законом оснований для подготовки схемы не имеется. Истцом выбран не верный способ защиты, при этом оспариваемое решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги является правомерным.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, по делу № (л.д. 10-12), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Коряко Е.Г. в порядке наследования по закону после смерти Коряко А.В. признано право собственности на земельный участок <адрес> в г. Севастополе, площадью <данные изъяты> кв.м.
С целью государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок административный истец, действуя через представителя, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с соответствующим заявлением № и заявлением № о государственном кадастровом учете (л.д. 7). ДД.ММ.ГГГГ Севреестром принято решение № (л.д. 14) о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка <адрес> по тем основаниям, что в составе представленных документов отсутствует утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, № от ДД.ММ.ГГГГ, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Департаментом принято решение, оформленное письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), которым в предоставлении государственной услуги отказано по тем основаниям, что в соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно положений ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в целях его образования. При этом, решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за Коряко Е.Г признано право собственности на испрашиваемый земельный, в связи с чем основания для подготовки схемы отсутствуют. Также указано, что Коряко Е.Г. вправе обратиться в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете и о регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с данным решением ответчика, истец обратилась с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в утверждении схемы отказано по основанию, не предусмотренному статьей 11.10 Земельного кодекса РФ, оспариваемое решение является незаконным.
С данными выводами суда не соглашается коллегия судей и отмечает следующее.
В силу п.1 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1. проект межевания территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2. проектная документация лесных участков; 3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего кодекса.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плате территории (п.1). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории и является одним из документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, согласно вышеназванных положений утверждение схемы возможно из земель государственной собственности.
Как установлено судом, земельный участок, об утверждении схемы расположения которого на кадастровом плане территории просила истец, согласно вышеназванного судебного акта передан ей в собственность. То есть не находится в государственной собственности и, соответственно, в силу положений п.1 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ не подлежит образованию в соответствии с утвержденной схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего кодекса.
При таких обстоятельствах обжалуемый отказ вопреки выводам суда принят в соответствии с законом.
Надлежит так же отметить, что как предусмотрено частью 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соответственно, истец вправе обратиться в уполномоченный орган с целью регистрации своего права собственности и не лишена возможности обжаловать решения уполномоченного органа об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка либо регистрации права собственности на него.
На основании вышеизложенного решение суда подлежит отмене как постановленное при неверном применении норм материального права при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 февраля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Председательствующий
судьи