№5-288/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с.Тоцкое 03 августа 2020 года
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,
при секретаре Бирюкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Назаровой Т. В., <данные изъяты>
установил:
01 апреля 2020 года в 13 часов 45 минут Назарова Т.В., находясь по адресу: <адрес>, не имея специальной лицензии, наличие которой обязательно и предусмотрено частью 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении (распитии) алкогольной продукции» осуществила розничную продажу 1 пластиковой бутылки объемом 0,5 литра со спиртосодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 35% по цене 100 рублей.
В судебное заседание Назарова Т.В. не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставила.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 показал, что 01 апреля 2020 года ФИО2 предложил ему сходить к Назаровой Т.В., что бы приобрести спиртное, так как он ранее неоднократно там его приобретал. Когда они пришли к Назаровой Т.В., то ФИО2 купил у нее бутылки водки. Она ему бы не продала, так как его не знает. Когда она шли домой, то их остановили сотрудники полиции и затем составили протокол. При этом почему в протоколе указали о том, что бутылку водки у Назаровой Т.В. приобрел он, не знает.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ административным правонарушением признается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу абз.10 п.2 ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту постановления – Федеральный закон №171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
Согласно ст.16 Федерального закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст.2 Федерального закона №171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистического центра УМВД России по Оренбургской области № от 20 апреля 2020 года жидкость представленная на экспертизу является спиртсодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 35%.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении № от 15 мая 2020 года действия Назаровой Т.В. квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Между тем должностным лицом не учтено, что согласно вышеуказанному заключению эксперта представленная жидкость является спиртосодержащей, при этом экспертом не указано, является ли данная жидкость алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
В соответствии с приведенным в ст.2 Федерального закона №171-ФЗ понятием «спиртосодержащая продукция» к таковой относится как пищевая, так и непищевая продукция.
В то же время, обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ является продажа им алкогольной продукции, которая согласно статье 2 Федерального закона №171-ФЗ является пищевой продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции.
Указание в заключении эксперта на то, что жидкость является спиртосодержащей, без определения, пищевая она или непищевая, является недостаточным для квалификации действий Назаровой Т.В. по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Кроме того, в силу ст. ст. 8, 11 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Следовательно, незаконная продажа Назаровой Т.В. 1 бутылки со спиртосодержащей жидкостью гражданину ФИО1, имевшая место 01 апреля 2020 года в 13 часов 45 минут по адресу: <адрес>, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного оснований полагать, что 01 апреля 2020 года Назарова Т.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ для лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное этой нормой влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, тогда как санкция ст.14.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Таким образом, переквалификация действий Назаровой Т.В. с ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ на ст.14.2 КоАП РФ не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В то же время составы административных правонарушений, предусмотренные ч.1 ст.14.17.1 и ст.14.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства.
Вина Назаровой Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.2 КоАП РФ не смотря на непризнание последней своей вины полностью подтверждается:
протоколом об административном правонарушении № от 15 мая 2020 года;
рапортом ОД ОМВД РФ по Тоцкому району от 01 апреля 2020 года, согласно которого от ФИО3 поступило сообщение о том, что им выявлен факт незаконной реализации спиртосодержащей жидкости по адресу: <адрес>;
протоколом осмотра помещения и территории от 01 апреля 2020 года, согласно которому в ходе осмотра участка местности вблизи дома <адрес> ФИО1 выдала бутылку с жидкостью, пояснив, что в ней находится спиртсодержащаяся жидкость, которую он купил у Назаровой Т.;
объяснениями ФИО1 согласно которым 01 апреля 2020 года около 12.00 часов он вместе с ФИО2 пришли к Назаровой Т.В., проживающей по адресу: <адрес>, у которой он купил пластиковую бутылку объемом 0,5 литра со спиртносодержащей жидкостью;
объяснениями ФИО2 подтверждающими пояснения ФИО1 относительно обстоятельств приобретения им спиртосодержащей жидкости у Назаровой Т.В.;
объяснениями ФИО4 согласно которым в его присутствии ФИО1 выдал бутылку водки пояснил, что купил ее за 100 рублей у Назаровой Т.В. по адресу: <адрес>
заключением эксперта № от 03 октября 2019 года согласно которого представленная жидкость является спиртосодержащей с объемной долей этилового спирта 35%.
Указанные выше доказательства согласуются между собой и не противоречат друг другу, и, будучи оценены судом по правилам ст.26.11 УПК РФ с точки зрения их относимости, достоверности, допустимости, в своей совокупности достаточно подтверждают вину Назаровой Т.В. в незаконной продаже товаров, свободная реализация которых запрещена законодательством, и квалифицирует его действия по ст.14.2 КоАП РФ - незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Суд не принимает показания свидетеля ФИО1 данные им в судебном заседании, поскольку они противоречат объяснениям свидетелей ФИО4 и ФИО2, а так же материалам дела об административном правонарушении, при этом изменение показания суд связывает с длительным периодом времени прошедшего с юридически значимого для дела события до его допроса в судебном заседании.
При определении меры наказания, суд учитывает личность правонарушителя. Назарова Т.В. имеет постоянное место жительства, является пенсионером, ранее не привлекалась за совершение однородных административных правонарушений.
Обстоятельств, смягчающих наказание Назаровой Т.В. в соответствии со ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих наказание Назаровой Т.В. в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
По делу, в качестве вещественного доказательства, приобщена, изъятая 1 апреля 2020 года 1 бутылка со спиртосодержащей жидкостью, являющейся предметом совершения административного правонарушения.
Из п.2 ст.25 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подп. 1 - 3 п. 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, в числе прочего, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Поскольку спиртосодержащая продукция находилась на хранении и реализации у Назаровой Т.В. в отсутствии лицензии, то есть с нарушением ст.18 Федерального закона №171-ФЗ, то она на основании ст.25 данного Федерального закона подлежит изъятию из оборота и направлению на уничтожение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Назарову Т. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 1600 рублей с изъятием 1 бутылки, объемом 0,5 литра, со спиртосодержащей жидкостью с ее последующим уничтожением в установленном порядке.
Штраф перечислять по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810200000010010, УФК по Оренбургской области (Отдел МВД России по Тоцкому району) в ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, ИНН получателя 5649003130, БИК 045354001, КБК 18811601141010171140, ОКТМО 53652000, КПП 564901001, штраф в ОМВД России по Тоцкому району, УИН 18880456200006691323.
Разъяснить Назаровой Т.В., что согласно части 1 статьи 20.25 и части 1 статьи 32.2 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путем подачи жалобы в течение десяти дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья А.В. Градов