Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-4538/2022 (№ 33-5922/2022)
УИД № 11RS0001-01-2022-001355-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе Тыриной Е.Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года, которым
в удовлетворении иска Тыриной Е.Л. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права Тыриной Е.Л. состоять на учете для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности принять Тырину Е.Л. на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда отказано.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тырина Е.Л. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ней права состоять на учете для предоставления жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании суда первой инстанции Тырина Е.Л. и ее представитель исковые требования уточнили и просили признать за истцом право состоять на учете для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда и возложить на ответчика обязанность принять ее на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, указав, что истец претендует на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также указали, что истец фактически с <Дата обезличена> года проживает в г. Сыктывкаре, постоянного места жительства не имеет, ранее в установленном порядке истец не обращалась в орган местного самоуправления ни в г. Сыктывкаре, ни по предыдущему месту жительства в <Адрес обезличен> по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку не знала о таком праве.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала, указав, что истец до достижения возраста 23 лет не обратилась за предоставлением жилого помещения специализированного жилищного фонда, в настоящее время истец утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Третье лицо Администрация МР «Усть-Вымский» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в представленном отзыве с иском не согласилось.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тырина Е.Л. просит отменить решение суда, вынести новое, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участники процесса надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тырина Е.Л., <Дата обезличена> года рождения, уроженка <Адрес обезличен>, в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать истца ФИО9 и отец ФИО10 решением <Адрес обезличен> народного суда Республики Коми 4 января 1996 года по делу № <Номер обезличен> лишены родительских прав в отношении Тыриной Е.Л.
Постановлением Администрации Усть-Вымского сельсовета от 12 января 1996 года № 1 за Тыриной Е.Л. закреплена благоустроенная ... квартира по <Адрес обезличен> (в настоящее время <Номер обезличен>), <Адрес обезличен>.
Согласно справке МБОУ «...» <Адрес обезличен> Тырина Е.Л. <Дата обезличена> прибыла в ... специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (VIII вида), где проживала и обучалась. С 1 сентября 2003 года обучалась в МОУ «...» <Адрес обезличен> в связи с ликвидацией школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживала в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» <Адрес обезличен>. В 2009 году окончила специальный (коррекционный) класс МБОУ «...» <Адрес обезличен>.
В соответствии со справками, выданными ГПОУ «...», Тырина Е.Л. в период с 1 сентября 2009 года по 30 июня 2011 года обучалась в данном образовательном учреждении, в период обучения была зарегистрирована и проживала в общежитии училища по адресу: г(адрес 1 обезличен)
В соответствии со справками, выданными ГПОУ «...», Тырина Е.Л. в период с 1 сентября 2011 года по 28 июня 2012 года обучалась в данном образовательном учреждении, в период обучения была зарегистрирована в общежитии училища по адресу: г(адрес 2 обезличен).
Истец при рассмотрении дела пояснила, что после окончания обучения официально трудоустроена не была, в настоящее время работает в г.Сыктывкаре в ООО «...» по договору гражданско-правового характера от 1 апреля 2022 года, о чем представила суду подтверждающую справку.
Согласно сведениям, представленным ГБУЗ Республики Коми «...», истец наблюдаются в медицинском учреждении с 2015 года.
Свидетель ФИО11 подтвердил, что Тырина Е.Л. постоянно проживает в г. Сыктывкаре, ведет с ним совместное хозяйство.
Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, истцу жилые помещения и иные объекты недвижимости на праве собственности не принадлежат.
Оценив указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела установлен факт постоянного проживания Тыриной Е.Л. на территории МО ГО «Сыктывкар.
Судом также установлено, что Тырина Е.Л. не состоит на территории МО ГО «Сыктывкар», а также на территории МР «Усть-Вымский» в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Администрацию МР «Усть-Вымский» по вопросу включения ее в указанный список истец не обращалась.
15 декабря 2021 года Тырина Е.Л. обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в закрепленном за нею жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол от 22 декабря 2021 года № 48), утвержденным Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22 декабря 2021 года № 12/4226 Тыриной Е.Л. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что заявитель до достижения возраста 23 лет не обратилась за предоставлением жилого помещения, а также отказано в удовлетворении заявления об установлении факта невозможности ее проживания в закрепленном за нею жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, рекомендовано обратиться за разрешением данного вопроса в орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью 41,2 кв.м. является собственностью МО сельское поселение «Усть-Вымь».
Как следует из ответа Администрации МР «Усть-Вымский» на запрос суда, жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> непригодным для проживания (аварийным) не признано.
Из объяснений истца следует, что в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> в настоящее время никто не проживает, поскольку помещение требует ремонта, там длительное время никто не жил. Истец подтвердила, что в случае выполнения в жилом помещении ремонта там возможно будет проживать.
Оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
При этом суд исходил из того, что Тырина Е.Л. не была поставлена уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления не обращалась, на дату обращения с заявлением по вопросу о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ей исполнилось 29 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено.
Кроме того суд учитывал, что за истцом с 1996 года закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, которое не признано в установленном порядке непригодным для проживания, свободное от проживания третьих лиц, по площади соответствующее учетной норме и норме предоставления, факт невозможности проживания истца в данном жилом помещении в предусмотренном законом порядке не установлен, за установлением данного факта истец в Администрацию МР «Усть-Вымский» не обращалась.
Выводы суда являются обоснованными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей до 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе. При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно внесенным изменениям, действующим с 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для лиц указанной категории отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), предоставление которых осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 1 января 2013 года, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в приведенными нормами права на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, отражено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет и подтверждение в установленном порядке факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом установлено, что за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, не признанное в установленном порядке непригодным для проживания, свободное от проживания третьих лиц, по площади соответствующее учетной норме и норме предоставления, факт невозможности проживания истца в данном жилом помещении в предусмотренном законом порядке не установлен, а также то, что истец имела возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия и после этого, однако на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства не встала, не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, первоначальное обращение с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения к ответчику последовало лишь в 15.12.2021, т.е. по достижении истцом возраста 29 лет, при этом каких – либо объективных причин, которые можно рассматривать как уважительные причины, препятствующих постановке на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет, так и далее до достижения возраста 29 лет (первоначальное обращение в администрацию МО ГО «Сыктывкар») истец в материалы дела не представила, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Тыриной Е.Л..
Доводы апелляционной жалобы истца были предметом тщательного исследования судом первой инстанции, не содержит каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств при отсутствии каких-либо фактических данных, которые бы с бесспорностью подтверждали ошибочность такой оценки, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тыриной Е.Л. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи