Дело № 2-2-110/2024
64RS0030-02-2024-000138-65
Решение
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года р.п. Екатериновка
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Федорова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гусевой О.В.,
с участием заместителя прокурора Екатериновского района Соболева Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Екатериновского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Екатериновского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области (далее – МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области) об обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что в связи с поступившей информацией отделения вневедомственной охраны по г. Аткарску, а также обращением Семиной Н.Н., прокуратурой района проведен анализ соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которого выявлены нарушения антитеррористической защищенности образовательных учреждений муниципального района.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском, в котором он просит обязать МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области оборудовать помещение образовательного учреждения средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Обязать МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области оснастить прилегающую территорию к образовательному учреждению системой наружного освещения.
В судебном заседании заместитель прокурора Екатериновского района Саратовской области Соболев Н.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области Ефремов Р.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела. Причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица - администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области Никонорова А.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, при этом не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Екатериновского района Саратовской области.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела. Причины неявки суду не известны.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора по следующим основаниям:
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
На основании ч. 6 ст. 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.7 ст.28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пунктам 5 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения
В соответствии с п.п. 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пп. «д», п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с пп. «г» п. 20 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).
Согласно пп. «м» п. 24 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, путем оснащения объектов (территорий) системой наружного освещения.
Проведенным анализом состояния антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что в МОУ СОШ с. Альшанка Екатериновского района Саратовской области в качестве охраны объекта используется тревожная кнопка сигнализации с использованием сотового телефона, которое не является техническим средством охраны, что нарушает требования постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» на охрану с использованием стационарного объектового оборудования, либо с использованием программного обеспечения мобильных КТС, устанавливаемого на сотовые телефоны собственника.
Мобильный телефон не является техническим средством охраны. Кнопка тревожной сигнализации, запрограммированная на мобильном телефоне, исключает возможность контроля за работоспособностью оборудования со стороны пульта центральной охраны.
Надежным способом защиты детей, посетителей и персонала объектов образования, а также выполнения требований по антитеррористической защищенности, является установка стационарной кнопки тревожной сигнализации, с возможностью контроля каналов связи, в том числе и баланса лицевого счета Simкарты.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что территория, прилегающая к образовательному учреждению не оснащена системой наружного освещения.
Выполнение указанных требований, является обязательным для органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» осуществление прав детей, защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие, являются основными целями государственной политики в интересах детей, основывающейся в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Екатериновского района Саратовской области проведена проверка требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области, в ходе которой выявлено, что оборудованием системы тревожной стационарной кнопки тревожной сигнализации с возможностью контроля каналов связи, в том числе и баланса лицевого счета Simкарты, а так же системы наружного освещения МУ ДО «ДЮСШ» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области, не обеспечена.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 26 марта 2024 года. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Представление прокуратуры Екатериновского района на имя начальника Управления образования Екатериновского муниципального района Саратовской области до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований прокурора Екатериновского района и их удовлетворении.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанные сроки исполнения возложенной на ответчика обязанности являются достаточными, обоснованными, установленными судом при разрешении спора обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области (ИНН: 64120064245, ОГРН: 1026401897257) в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать помещение образовательного учреждения средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области (ИНН: 64120064245, ОГРН: 1026401897257) в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оснастить прилегающую территорию к образовательному учреждению системой наружного освещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья