Судья Мицкевич А.О.                                                      по делу № 33-7118/2023

    Судья-докладчик Коваленко В.В.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    21 августа 2023 года                                                                   г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

        судьи-председательствующего Герман М.А.,

        судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

    при секретаре Макаровой Н.И.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                             №2а-712/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-000617-71) по административному исковому заявлению Ермаковой Татьяны Владимировны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» о признании незаконными действий в отказе предоставления мер социальной поддержки, обязании установить субсидию с момента обращения,

        по апелляционной жалобе истца на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 17 мая 2023 года,

    установила:

Ермакова Т.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» (далее ОГКУ «УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району»), указав в обоснование требований, что 15 марта 2021 г. она обратилась через МФЦ в ОГКУ «УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: <адрес изъят>, поскольку она является (данные изъяты). Истец указывает, что в заявлении было указано место ее проживания в соответствии с местом регистрации. Однако истцу предоставлена льгота по адресу: <адрес изъят>, по которому ей льгота не нужна. Тем самым, истец полагает, что были нарушены ее законные права на предоставление льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу <адрес изъят>, предусмотренной ст.17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем она обратилась в Тулунскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по обстоятельствам, изложенным в обращении. На свое обращение истцу Тулунской межрайонной прокуратуры представлен ответ 18 июня 2021 г., где сообщалось, что в ходе проверки, доводы, изложенные в обращении, нашли свое подтверждение. На повторное обращение истца в прокуратуру получен ответ от 18 февраля 2022 г., где указано, что истцу будет установлена социальная мера поддержки по ее заявлению. 6 февраля 2023 г. она снова обратилась в Тулунскую межрайонную прокуратуру, в связи с не предоставлением субсидии по ее заявлению, по адресу, указанному в заявлении. Из ответа прокуратуры от 28 февраля 2023 г. следует, что ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» назначена истцу мера соцподдержки по месту прописки: <адрес изъят> то есть по жилью, по которому истцом не подавалось заявление о предоставлении льготы.

В связи с чем истец просила признать незаконными действия ОГКУ «УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району» в отказе предоставления Ермаковой Т.В. мер социальной поддержки по оплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: <адрес изъят>, обязать установить ей субсидию с момента обращения в орган через МФЦ, то есть с 15 марта 2021 г.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 17 мая 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 июля 2023 г. гражданское дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда по правилам гражданского судопроизводства.

В апелляционной жалобе истец Ермакова Т.В. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, настаивает на том, что ни один из нормативных актов, регулирующих указанные правоотношения, не содержат указания на зависимость предоставления льготы от наличия адреса регистрации. Указанная льгота предоставляется конкретному человеку, соответственно воспользоваться льготой гражданин может по своему усмотрению, при этом также не содержатся указания на то, что гражданин, имеющий право на льготу не может заявить такое право в учреждение соцзащиты по месту прописки и воспользоваться льготой по другому жилью, принадлежащему ему на праве собственности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району Якименко О.В., представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Кобелева М.Г., представитель ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» Макова Н.А. просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца Ермаковой Т.В., представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения,

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.             № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 29 июня 2009 г.           № 37/3-оз «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области» установлено, что предоставление компенсации осуществляется уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти области в соответствии с настоящим законом и нормативным правовым актом уполномоченного органа о порядке организации предоставления компенсации на основании заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поданного гражданином или его представителем.

Во исполнение данного требования приказом министерства социального развития, опеки и попечительства области от 23 сентября 2014 г. № 143-мпр утвержден порядок организации предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области.

Согласно пункту 2 указанного выше порядка, предоставление компенсации осуществляется на основании заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по форме согласно приложению №5 к настоящему порядку и документов, предусмотренных законом области, поданных гражданином или его представителем в соответствии с частью 2 (1) статьи 3 Закона Иркутской области в расположенное по месту жительства гражданина государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства области и включенное в перечень, являющийся приложением 1 к настоящему порядку.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, 15 марта 2021 г. Ермакова Т.В. посредством обращения через отдел по обслуживанию заявителей в г. Тулуне Саянского отделения ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Иркутской области, приложив к заявлению копию паспорта, справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности 2 группы; выписку из ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>.

В заявлении от 15 марта 2021 г. истец просила назначить ей меру социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указав в графе «адрес заявителя»: <адрес изъят>, в графе «категория льготодержателя»: инвалид второй группы, в графе «адрес регистрации льготодержателя, вид регистрации»: <адрес изъят>, постоянная, указав расчетный счет для перечисления денежных средств.

Указанное заявление Ермаковой Т.В. поступило и ответчику ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» 15 марта 2021 г., рассмотрено и принято решение №1998 от 16 марта 2021 г., которым Ермаковой Т.В., проживающей по адресу: <адрес изъят> назначена мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 15 марта 2021 г. по 30 апреля 2023 г. по адресу <адрес изъят>

Согласно сведениям ОГКУ «УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району» Ермакова Т.В. с 15 марта 2021 г. по настоящее время является получателем меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес изъят>

Согласно данным ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» в период с 15 марта 2021 г. по 30 апреля 2023 г. на расчетный счет Ермаковой Т.В перечислена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 4 587,45 руб. Сведения о перечислении компенсации Ермаковой ТВ. В указанный период денежных средств в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 4 587,45 руб. подтверждены представленным данными ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», а также не опровергнуты истцом.

Кроме того, 7 апреля 2021 г. истец обратилась к директору ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району», в котором указала, что 15 марта 2021 г. она обратилась через ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, принадлежащей ей на праве собственности, по адресу: г<адрес изъят>, поскольку является инвалидом 2 группы.

Из ответа ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» на обращение Ермаковой Т.В. от 14 апреля 2021 г. следует, что она является получателем меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как (данные изъяты). Мера социальной поддержки назначена по адресу: <адрес изъят>

Суду предоставлены ответы Тулунской межрайонной прокуратуры на обращения Ермаковой Т.В. от 18 июня 2021 г. за подписью межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., в котором указано, что в адрес начальника ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» вынесено представление об устранении нарушений законодательства; от 18 февраля 2022 г. за подписью заместителя межрайонного прокурора Леонтьева Л.Л., в котором указано, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» после 20 марта 2022 г. будет установлена социальная мера поддержки по ее заявлению за период с мая по настоящее время; от 28 февраля 2023 г. за подписью межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., в котором указано, что поскольку обращение с заявлением было подано в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», указав при этом в качестве адреса места жительства: <адрес изъят> то и возмещение расходов по оплате за ЖКУ производится по указанному адресу. Разъяснено, что для получения компенсации расходов за ЖКУ по адресу: <адрес изъят>, необходимо обратиться в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, расположенное по указанному месту жительства.

Разрешая спор по существу, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ОГКУ «УСЗН по г.Тулуну и Тулунскому району» об отказе в предоставлении Ермаковой Т.В. мер социальной поддержки по оплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: <адрес изъят> не имеется, поскольку такое решение ответчиком не принималось, Ермакова Т.В. с таким заявлением в ОГКУ «УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району» в установленном законом порядке не обращалась. В связи с чем не имеется законных и обоснованных оснований для удовлетворения требованиям производного от основного требования – о возложении обязанности на ответчика установить истцу субсидию с момента обращения в орган через МФЦ, то есть с 15 марта 2021 г.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Вопреки доводам жалобы, судом достоверно установлено, что Ермакова Т.В. обратилась с заявлением о предоставлении компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги в ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району», указав в качестве адреса места жительства: <адрес изъят>

Как верно указал суд первой инстанции, оспариваемое решение было принято ответчиком на законных основаниях и в соответствии с предоставленными полномочиями, более того, нарушений процедуры рассмотрения заявления Ермаковой Т.В. судом не установлено. Приняв оспариваемое решение, истцу в соответствии с положениями действующего законодательства осуществлялось предоставление мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту ее фактического проживания, указанного ею в заявлении и как место проживания и как место регистрации по месту жительству по адресу: <адрес изъят>

Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявление Ермаковой Т.В не содержало указание на иное ее место жительства, в связи с чем у ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району» отсутствовали какие-либо основания для рассмотрения вопроса о предоставлении Ермаковой Т.В. мер социальной поддержки по иному адресу, как и отсутствовали основания для перенаправления в иное учреждение социальной защиты населения для рассмотрения такого заявления. Более того, заявление Ермаковой Т.В. в установленные сроки рассмотрено и удовлетворено, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» в период с 15 марта 2021 г. по 30 апреля 2023 г. на расчетный счет Ермаковой Т.В перечислена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг по адресу: <адрес изъят>, в сумме 4 587,45 руб., а Ермаковой Т.В. предоставленная компенсация принята.

При этом судебная коллегия также отмечает, что доказательств нарушения прав Ермаковой Т.В. оспариваемым решением ОГКУ «УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району» ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

    Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

    Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░

░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░░

                                                             ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-7118/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ермакова Татьяна Владимировна
Ответчики
ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
18.07.2023Передача дела судье
27.07.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства
27.07.2023Передача дела судье
21.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Передано в экспедицию
21.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее