Дело № 2-341/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2015 года
с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Абрамова А.М.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора прокуратуры Лопатинского района Пензенской области Алдонина К.Ю.,
представителя заинтересованного лица администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области главы Москвиновой И.А.,
при секретаре Давыдовой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Даниловского сельского совета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой района совместно с государственным инспектором ОГИБДД Ое МВД РФ по Лопатинскому району 25.08.2015 года была проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Даниловского сельсовета Лопатинского района в селе Вехово. В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение ГОСТа Р 50597-93 участок автодороги «Подъезд к с.Вехово» находится в муниципальной собственности и имеет дефекты дорожного полотна в виде разрушения асфальта и выбоин, превышающих допустимые значения, имеются многочисленные выбоины размерами 60х70 см и более, глубиной более 5 см.
В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза безопасности участникам дорожного движения.
Данный участок автодороги является собственностью муниципального образования – Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Даниловского сельсовета. Таким образом, администрация Даниловского сельсовета, не принимая действенных мер по обеспечению безопасности людей, существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Даниловского сельсовета. Бездействие администрации Даниловского сельсовета выражено в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Даниловского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать администрацию Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области произвести ремонт участка автомобильной дороги «Подъезд к с.Вехово».
В судебном заседании помощник прокурора Лопатинского района Алдонин К.Ю. заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию заявления.
Представитель заинтересованного лица - администрации Даниловского сельского совета Лопатинского района Пензенской области глава Москвинова И.А. признала требования прокурора в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные прокурором в заявлении.
Представитель заинтересованного лица отделения ОГИБДД Отделения МВД РФ по Лопатинскому району Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования прокурора поддерживает, просит их удовлетворить.
Суд считает требования прокурора обоснованными, поскольку они подтверждаются объяснениями сторон и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской обл. от 16.10.2014 N 2626-ЗПО "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движении» № 196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.
Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры:
а) покрытия проезжей части дорог и улиц;
б) видимость на дорогах и улицах;
в) дорожных знаков;
г) дорожной разметки;
д) дорожных светофоров;
е) дорожных ограждений и бортового камня;
ж) сигнальных столбиков и маяков;
з) нарушенного освещения.
В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 - предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.
Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
автомобильные дороги федерального значения;
автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
автомобильные дороги местного значения;
частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значений поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог.
Кроме того, ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Как видно из акта проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в с. Вехово Лопатинского района от 25.08.2015 года при въезде в с. Вехово дорожное асфальтовое покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, имеются выбоины размерами 60х70 см и более, глубиной 5 см, покрытие норовное (л.д.8). Данный факт подтверждается также фототаблицами (л.д.9-11).
В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения.
Данный участок автодороги является собственностью муниципального образования – Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Даниловского сельсовета.
Бездействие администрации Даниловского сельсовета выражено в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Таким образом, администрация Даниловского сельского совета Лопатинского района не выполняя требования федерального закона «О безопасности дорожного движения», не принимая действенных мер по обеспечению безопасности людей, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельсовета. Поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан в силу ст.45 ГПК РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Даниловского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать администрацию Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области произвести ремонт участка автомобильной дороги «Подъезд к с.Вехово».
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: А.М. Абрамов