Дело № 2а-51/2020 (№2а-953/2019)
УИД 02RS0002-01-2019-001145-48
Категория дела 3.022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2020 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Малчанове Ч.-Б.Г., |
помощник судьи |
Ахметова О.А., |
с участием старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Олчёновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о возложении обязанности разработать и зарегистрировать паспорт безопасности территории,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай о возложении обязанности разработать и зарегистрировать паспорт безопасности территории, мотивируя тем, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай требований законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также по противодействию терроризму, установлены факты нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии паспорта безопасности территории муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай, что свидетельствует о бездействии административного ответчика по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию сельского поселения федеральным законодательством, нарушает основные права и свободы как жителей, так и иных граждан, находящихся на территории муниципального образования Ортолыкское сельское поселение, на безопасное пребывание на территории данного поселения, поскольку разработка паспорта безопасности территории муниципального образования необходима для максимального уменьшения возможного риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. С учетом уточненных требований административный истец просит возложить на административного ответчика обязанность в срок до 01.06.2020 разработать и зарегистрировать паспорт безопасности территории муниципального образования Ортолыкское сельское поселение в Главном управлении МЧС России по Республике Алтай, расположенного по адресу: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 115/1.
Административный истец в лице старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Олчёновой И.В. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя административного истца – старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма.
Одной из основных задач противодействия терроризму, указанной в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. (далее - Концепция), является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с пп. «а» п. 12 Концепции одним из направлений по осуществлению противодействия терроризму в РФ является предупреждение (профилактика) терроризма.
Одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, что предусмотрено пп. «б» п. 13 Концепции.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пп. «з» п. 15 Концепции).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 19, 20 ст. 4 Устава МО Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п. 8 разд. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами, разрабатывает и утверждает методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и методику учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Приказом МЧС России от 25.10.2004 №484 утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – Типовой паспорт).
Из п. 3 Типового паспорта следует, что паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
В соответствии с п. п. 2, 4 Типового паспорта разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для таких административно-территориальных единиц, как республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Пунктом 7 Приложения к Приказу МЧС России от 25.10.2004 №484 предусмотрено, что после разработки паспорта безопасности территории муниципального образования его первый экземпляр остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
В ходе судебного заседания, установлено, что администрацией муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай не разработан паспорт безопасности территории муниципального образования Ортолыкское сельское поселение, в соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2004 №484.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении администрации муниципального образования к исполнению своих обязанностей.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что были предприняты необходимые меры к устранению допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного искового заявления (п. п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), а административный ответчик освобождены от ее уплаты на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, - государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Ортолыкское сельское поселение Кош-Агачского района Республики Алтай обязанность в срок до 01 июня 2020 года разработать и зарегистрировать паспорт безопасности территории муниципального образования Ортолыкское сельское поселение в Главном управлении МЧС России по Республике Алтай, расположенного по адресу: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 115/1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2020 года