ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2022-003154-93
номер дела № 33-133/2023 (33-4688/2022) поступило <...> года
судья Танганов Б.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2023 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Богдановой И.Ю., при секретаре Масловой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной М.М. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 44286, командиру войсковой части 44286 о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по доверенности Ожеговой О.М. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 29 сентября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной М.М. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» связанные с включением премии, выплачиваемой Ахметчиной М.М. на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010 в состав минимального размера оплаты труда.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Ахметчиной М.М. задолженность по заработной плате за период с февраль, март, июнь, июль август 2021 года в размере 10 312,50руб. с учетом налога на доходы физических лиц.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах Ахметчиной М.М., заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона с учетом уточнения требований просил признать действия ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Ахметчиной М.М. на основании приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010, в состав минимального размера оплаты труда незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, взыскать с ответчика в пользу Ахметчиной М.М. недоплаченную заработную плату за период февраль, март, июнь, июль август 2021 года в размере 10 312,50 руб.
Исковые требования мотивированы следующим. Ахметчина М.М. работает в в/ч 44286 в должности <...>. При этом ей не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, так как в заработную плату включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» (далее - приказ МО РФ № 1010). Между тем, премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч 44286, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно, подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица – командир войсковой части 44 286.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры Семашка А.П., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении, и исковые требования с учетом их уточнений поддержал. Считал пропущенный срок для обращения истца в суд с настоящим иском подлежащим восстановлению. Просил иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Ахметчина М.М. не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяева Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также просила применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать истцу в удовлетворении требований.
Представитель командира войсковой части № 44286 г. Улан-Удэ по доверенности Иванова А.Ю. в судебном заседании считала требования истца с учетом их уточнения подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ не явился, в возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом первой инстанции постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Ожегова О.М. просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, указывая на то, что статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлена приказом № 545. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 26.03.2021 года №8П, отмечает, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом №1010 за счет средств фонда оплаты труда, и премии экономии фонда оплаты труда являются частью вознаграждения работника за труд и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Действующее законодательство РФ не содержит императивных норм о том, что при сравнении начисленной заработной платы с МРОТ подлежат учету только гарантированные выплаты обязательного характера. Именно с такой правовой позицией Управление производит доначисление заработной платы до МРОТ работникам войсковой части 44286. Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что доплата до МРОТ также не предусмотрена системой оплаты труда, то есть при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем является составной частью системы оплаты труда. Также судом первой инстанции не дана оценка указаниям Министра обороны РФ от 21.01.2018г. № 205/2/43, в соответствии с которыми доплату до МРОТ необходимо производить за счет средств экономии фонда оплаты труда. Также судом первой инстанции не учтено, что военным прокурором Улан-Удэнского гарнизона в отношении Управления с момента обращения материального истца никаких решений об устранении нарушений не принималось. При этом с иском в суд прокурор обратился лишь в 21 марта 2022 года, то есть по истечении 3 месяцев с момента обращения материального истца.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебная коллегия при рассмотрении дела установила, что Ахметчина М.М. состоит в трудовых отношениях непосредственно с войсковой частью 44286, поэтому с учетом заявленных по делу исковых требований об оспаривании порядка начисления ему заработной платы для правильного разрешения спора работодатель в лице войсковой части 44286, командира войсковой части 44286 подлежат привлечению к участию в деле в качестве соответчиков.
По указанным обстоятельствам в соответствии с пунктом 4 части 4, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ и привлекла войсковую часть 44286, командира войсковой части 44286 к участию в деле в качестве соответчиков.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права с рассмотрением данного спора судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить иск. В удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Истец Ахметчина М.М., будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрении дела, в заседание судебной коллегии не явилась.
Представитель ответчика войсковой части 44286, командира войсковой части 44286 по доверенности Иванова А.Ю. полагала исковые требования обоснованными, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Ответчики ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерство обороны РФ, командир войсковой части 44286, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрении дела, представителей в заседание судебной коллегии не направили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Разрешая исковые требования, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно договору на обслуживание № <...> от <...> года, заключенному между командиром войсковой части 44286 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», последнее осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 44286 в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований (л.д. 17-19).
<...> года между командиром в/ч 44286 и Ахметчиной М.М. заключен трудовой договор №342, согласно которому Ахметчина М.М. принята на должность <...> сторожевой охраны в воинской части №44286.
Трудовой договор заключен на неопределенное время, по основному месту работы.
В соответствии с разделом 4 трудового договора, заключенного Ахметчиной М.М., ей установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада в размере 4 800руб., доплата за ночное время – 35%, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера – 30%, районного коэффициента, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 30%, ежемесячной премии, годовой премии и иных выплат компенсационного характера.
Согласно условиям Коллективного договора между командованием и гражданским персоналом войсковой части 44286 на 2018-2021 годы Работодатель осуществляет представление лиц гражданского персонала воинской части по результатам исполнения должностных обязанностей к дополнительному материальному стимулированию согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 1010. При этом указанные премиальные выплаты производятся ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до воинской части. Расходы на дополнительное материальное стимулированием осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобождаемых денежных средств за квартал и численности личного состава.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.
Из представленных в материалы дела расчетных листков истца за спорный период времени следует, что в феврале 2021 года заработная плата истца включала следующие составляющие: должностной оклад <...>., ежемесячная премия – <...>., доплата за ночное время – <...>., процентная надбавка за выслугу лет в МО – <...>., районный коэффициент – <...>., процентная надбавка за стаж в ОМ – <...>., премия пр. № 1010 – <...>., доплата до МРОТ – <...>.;
в марте 2021 года оклад истца составлял <...>., ежемесячная премия – <...>., доплата за ночное время – <...>., процентная надбавка за выслугу лет в МО – <...>., районный коэффициент – <...>., процентная надбавка за стаж в ОМ – <...>., премия пр. № 1010 – <...>., доплата до МРОТ – <...>.;
в июне 2021 года оклад истца составлял <...>., ежемесячная премия – <...>., доплата за ночное время – <...>., процентная надбавка за выслугу лет в МО – <...>., районный коэффициент – <...>., процентная надбавка за стаж в ОМ – <...>., премия пр. № 1010 – <...>., доплата до МРОТ – <...>.;
в июле 2021 года оклад истца составлял <...>., ежемесячная премия – <...>., доплата за ночное время – <...>., процентная надбавка за выслугу лет в МО – <...>., районный коэффициент – <...>., процентная надбавка за стаж в ОМ – <...>., премия пр. № 1010 – <...>., доплата до МРОТ – <...>.;
в августе 2021 года оклад истца составлял <...>., ежемесячная премия – <...>., доплата за ночное время – <...>., процентная надбавка за выслугу лет в МО – <...>., районный коэффициент – <...>., процентная надбавка за стаж в ОМ – <...>., премия пр. № 1010 – <...>., доплата до МРОТ – <...>.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса РФ).
Частями 4 и 5 статьи 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из положений статьи 130 Трудового кодекса РФ следует, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (части 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Из положений статьи 144 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
При этом действующим трудовым законодательством не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.
В силу статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В этой связи трудовым законодательством допускается установление работникам окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом МРОТ, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.
Согласно пункту 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В настоящее время размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545), изданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Пунктом 21 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения).
Согласно пункту 22 указанного Приложения выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 названного Приложения).
В силу пункта 38 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
При этом приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», которым в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы), утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
В соответствии с пунктом 5 Порядка при формировании фонда оплаты труда учитываются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда).
Системное толкование приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях и иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами, в частности, приказами Министра обороны РФ.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя не отнесено непосредственно к составной части заработной платы, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы, и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработной платы, которая не должна быть ниже МРОТ, как неотъемлемую составную часть заработной платы.
Из указанного следует, что премия, выплаченная истцу в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 и премия экономии фонда оплаты труда выплачиваемая на основании Приказа от 18.09.2019 № 545, являются неотъемлемой составной частью заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Как следует из расчетных листков истца, в спорный период исчисление его заработной платы производилось работодателем, исходя из размера установленного дополнительным соглашением оклада по занимаемой должности, ежемесячной премии, процентной надбавки за выслугу лет, доплаты за ночное время, процентной надбавки за стаж в ОМ, премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010.
При этом совокупный размер оплаты труда истца не был ниже установленного МРОТ, в том числе, без учета районного коэффициента и процентной ставки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а обеспечивался за счет соответствующих доплат.
Исходя из анализа приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что использование денежных средств федерального бюджета на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с Указом Президента Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 и приказом Министра Обороны РФ № 1010 в виде выплаты премии лицам гражданского персонала, исходя из оснований и условий предоставления указанной выплаты, и особенностей регулирования труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных статьей 349 Трудового кодекса РФ, позволяет признать ее составным элементом системы оплаты труда гражданского персонала воинской части, входящим в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ.
Таким образом, в испрашиваемый временной период заработная плата истца без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума заработной платы – МРОТ как это предусмотрено положениями статьи 133 Трудового кодекса РФ, из чего следует, что работодателем механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера при определении заработной платы истца в спорный период применен в соответствии с действующим законодательством РФ.
Доводы стороны истца о том, что премия, начисленная истцу на основании приказа № 1010 не носит обязательного характера и зависит от усмотрения работодателя, а потому не может учитываться в составе заработной плате при сравнении с МРОТ, основан на неверном толковании вышеприведенных норм права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составными элементами заработной платы при сравнении с МРОТ, тем более, что премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, предусмотрена системой оплаты труда, то есть носит обязательный характер, выплачивается ежемесячно, поэтому начисление истцу заработной платы с учетом такой премии соответствует требованиям закона. При этом объективно совокупный размер оплаты труда истца за спорный период был не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда вышеуказанных выплат стимулирующего характера, выплаченных в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.
Следовательно, премия, выплачиваемая на основании приказа Министра Обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 является формой оплаты труда и входит в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ, а значит, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной М.М. о признании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» при начислении ему заработной платы незаконными с возложением соответствующей обязанности, взыскании недоплаченной заработной платы.
С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, неправильным применении норм материального права к спорным отношениям, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение суда, которым исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной М.М. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 44286, командиру войсковой части 44286 о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Председательствующий:
Судьи коллегии: