УИД 54RS0018-01-2022-002602-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<Адрес> 10 февраля 2023 года
Искитимский районный суд <Адрес> в составе председательствующего судьи Щегловой Н.Г., при секретаре судебного заседания Миллер Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стукалина Д. В. к Администрации <Адрес>, Министерству строительства <Адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Стукалин Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Искитим об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование исковых требований Стукалиным Д.В. указано, что согласно постановления главы муниципального образования <Адрес> от Дата Номер он был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий граждан <Адрес> – регистрационный Номер в Приложении Номер к постановлению. Дата было издано постановление Номер о снятии истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для снятия с учёта послужило то, что истец был принят на учёт неправомерно, так как на момент постановки на учёт истец был обеспечен жилой площадью в размере 8 кв.м., установленной постановлением <Адрес> Совета профессиональных союзов исполнительного комитета <Адрес> Совета народных депутатов от Дата Номер, а именно, проживал по адресу: <Адрес>. Кроме этого, основанием для снятия с учёта послужило то, что Стукалин Д.В. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что Стукалин Д.В. был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи в размере 8,27 кв.м., что превышает норму жилой площади в размере 8 кв.м. Также основанием для снятия с учёта является то, что Стукалин Д.В. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 14,53 кв.м., что превышает учётную норму общей площади жилого помещения в размере 12 кв.м., в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Стукалин Д.В. был поставлен до Дата В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до Дата, имеют право на улучшение своих жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв.м. При этом по адресу: <Адрес>, истец не проживает, а только зарегистрирован. Фактически истец проживает с 2017 года по адресу: <Адрес>.
В связи с этим, после уточнения исковых требований, Стукалин Д.В. окончательно просил признать незаконным постановление администрации <Адрес> от Дата Номер о снятии Стукалина Д.В. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Признать Стукалина Д.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах» ст. 16 п. 3 «Меры социальной защиты ветеранов боевых действий». Восстановить Стукалина Д.В. в первой очереди в силу Федерального закона от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах» ст. 16 п. 3 «Меры социальной защиты ветеранов боевых действий» как участника Чеченских событий, взятого на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановленного первоначально на учёт в период с Дата по Дата на основании постановления главы муниципального образования <Адрес> от Дата
Номер (Приложение Номер). Просит также возложить на администрацию <Адрес> на основании пункта 2 и 5 Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в <Адрес> от Дата Номер-па обеспечение жильём граждан предоставить Стукалину Д.В. единовременную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.
Истец Стукалин Д.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Стукалина Н.М., действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрация города Искитима Богословская А.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик Министерство строительства <Адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо Стукалин В.Н. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное заявления в котором поддержал исковые требования Стукалина Д.В.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
Статьей 16 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до Дата, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после Дата, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до Дата, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от Дата N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Стукалин Д.В. является ветераном боевых действий, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах». Данный статус истца подтверждается удостоверение серии Номер от Дата.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, в ЕГРН по состоянию на Дата отсутствуют сведения о правах в отношении недвижимого имущества, зарегистрированных на имя Стукалина Д.В. В материалы дела также представлена выписка из ЕГРН, согласно которой за период с Дата по Дата, отсутствует информация о регистрации прав Стукалина Д.В. на какие-либо объекты недвижимости. Помимо этого, в материалы дела представлена аналогичная выписка из ЕГРН, но по состоянию на Дата.
Стукалин Д.В. согласно постановления главы муниципального образования <Адрес> от Дата Номер был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий граждан <Адрес> – регистрационный Номер в Приложении Номер к постановлению.
Постановлением администрации <Адрес> от Дата Номер, истец Стукалин Д.В. был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановление администрации <Адрес> от Дата Номер, принято на основании того, что Стукалин Д.В. на момент постановки на учёт в качестве нуждающегося проживал в квартире, по адресу: <Адрес>, жилой площадью 25,6 кв.м. <Адрес> приходящаяся на Стукалина Д.В. составляла 8,53 кв.м. Кроме этого, Стукалин Д.В. проживает по адресу<Адрес> приходящаяся на Стукалина Д.В. составляет 8,27 кв.м. Кроме этого, ответчик ссылается на то, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации Стукалин Д.В. утратил право на улучшение жилищных условий, поскольку он обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 14,53 кв.м.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от Дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до Дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (пункт 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР); а также проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 2 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от Дата, истец Стукалин Д.В. на тот момент проживал в квартире по адресу: <Адрес>,
<Адрес>, жилой площадью 25,6 кв.м. В жилом помещении, помимо Стукалина Д.В. также проживали его родители ...
В соответствии с выпиской из ЕГРН от Дата, на тот момент Стукалину В.Н. на праве собственности принадлежали жилой дом и земельный участок, по адресу: <Адрес> Право собственности было зарегистрировано Дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. <Адрес> жилого дома составляла 41,2 кв.м. Истец Стукалин Д.В. был зарегистрирован в данном жилом помещении Дата.
Из материалов гражданского дела следует, что жилое помещение по адресу: <Адрес> <Адрес>, общей площадью 44,2 кв.м., площадью 43,6 кв.м. (жилая площадь 25,3 кв.м.) на основании договора мены от Дата принадлежало ...
В дальнейшем данное жилое помещение было продано ... по договору купли-продажи от Дата ....
Затем, вышеуказанное жилое помещение было приобретено Стукалиным В.Н. по договору купли-продажи от Дата Право собственности Стукалина В.Н. зарегистрировано в ЕГРН Дата.
Оспаривая правомерность Постановления администрации <Адрес> от Дата Номер истец Стукалин Д.В. указывает на то, что по адресу: <Адрес>, он фактически не проживал, а был только зарегистрирован.
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В связи этим, с учётом установленных обстоятельств, суд полагает, что при оценке жилищных условий Стукалина Д.В., истца нельзя признать членом семьи Стукалина В.Н., по смыслу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Более того, в ходе судебного разбирательства истец представил договора найма жилого помещения от Дата, согласно которому в пользовании Стукалина Д.В. находится жилое помещение, по адресу: <Адрес>. Однако, данное жилое помещение на праве собственности Стукалину Д.В., не принадлежит.
Таким образом, выводы о том, что Стукалин Д.В. является лицом обеспеченным жилой площадью в соответствии с положениями постановления <Адрес> Совета профессиональных союзов исполнительного комитета <Адрес> Совета народных депутатов от Дата Номер, статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, учётной нормой жилого помещения, суд находит ошибочными, а действия по снятию истца с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, необоснованными.
Допрошенный в качестве свидетеля ... суду пояснил, что удовлетворение исковых требований приведёт к тому, что Стукалин Д.В. станет первым в очереди на улучшение жилищных условий.
На основании вышеизложенного исковые требования о признании незаконным постановления администрации <Адрес> от Дата Номер о снятии Стукалина Д.В. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании Стукалина Д.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 16 Федеральным законом от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах», подлежат удовлетворению.
Поскольку постановление о снятии Стукалина Д.В. с учёта признано судом незаконным, истец подлежит восстановлению в первой очереди в силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах», как участника Чеченских событий, постановленного на учёт как нуждающийся в улучшении жилищных условий, постановленного первоначально на учёт на основании постановления главы муниципального образования <Адрес> от Дата Номер (Приложение Номер).
В соответствии с п. 3 ст. <Адрес> от Дата Номер-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований <Адрес>, указанных в статье 2 настоящего Закона, наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от Дата N 5-ФЗ «О ветеранах» - ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и иных лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до Дата.
В соответствии с Положением о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в <Адрес>, утвержденным Постановлением <Адрес> от Дата N 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в <Адрес>» обеспечение жильем граждан осуществляется в форме предоставления гражданам единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в собственность.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, на Администрацию <Адрес> надлежит возложить обязанность по предоставлению Стукалину Д.В. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственности, в соответствии с Постановлением <Адрес> от Дата N 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в <Адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стукалина Д. В. к Администрации <Адрес>, Министерству строительства <Адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации <Адрес> от Дата Номер о снятии Стукалина Д. В. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Признать Стукалина Д. В. нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 16 Федеральным законом от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах».
Восстановить Стукалина Д. В. в первой очереди в силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от Дата № 5-ФЗ (ред. от Дата) «О ветеранах», как участника Чеченских событий, постановленного на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановленного первоначально на учёт на основании постановления главы муниципального образования <Адрес> от Дата Номер (Приложение Номер).
Возложить на Администрацию <Адрес> обязанность осуществить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, в соответствии с Постановлением <Адрес> от Дата N 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в <Адрес>».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд Новосибирской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья Н.Г. Щеглова
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2023 года.