7п-343
РЕШЕНИЕ
4 сентября 2018 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу главы муниципального образования «Сольвычегодское» Сергеева А.И. на постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 августа 2018 года,
установил:
постановлением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 августа 2018 года администрация муниципального образования «Сольвычегодское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Законный представитель юридического лица Сергеев А.И. в жалобе просит указанное постановление отменить, ссылаясь на выполнение администрацией мер по содержанию и ремонту спорного участка дороги, дефицит местного бюджета, а также на несоблюдение должностным лицом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки.
В возражениях должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Попов Н.А. просит жалобу отклонить ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу части 2 приведенной нормы Закона возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Аналогичные правила содержатся в пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993N 1090.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (действовавший на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности), определяющий перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТаР 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не могут превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
В соответствии с пунктом 5.3.10 ГОСТаР 52289-2004 для организации движения в местах, где невозможен или опасен встречный разъезд транспортных средств (узкие участки дорог, мостовые сооружения, тоннели и т.п.) применяют знаки2.6 "Преимущество встречного движения" и 2.7 "Преимущество перед встречным движением".
Такие знаки устанавливают перед мостовыми сооружениями, по которым осуществляется двустороннее движение при ширине проезжей части менее 6 м.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, котораяраспространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Раздел IV Классификации определяет состав работ по содержанию автомобильных работ, куда входят среди прочих: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки (подпункт 1 пункта 9), паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подпункт 4 пункта 9).
При рассмотрении дела установлено, что 6 июня 2018 года должностным лицом ОГИБДД ОМВД России «Котласский» при надзоре за дорожным движениемна автомобильной дороге общего пользования местного значения в деревнеКняжица МО «Сольвычегодское» выявлены:
- колеи глубиной 0,30 метра, шириной 0,8 метра, длинной 45 метров на проезжей части дороги (с грунтовым покрытием) от дома 27 до дома 34, что является нарушением п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТаР 50597-93;
- отсутствие дорожных знаков 2.7 «Преимущество перед встречным движением» и 2.6 «Преимущество встречного движения» перед мостовым сооружением с шириной проезжей части 3,5 метра возле дома 27, что является нарушением п. 5.3.10 ГОСТаР 52289-2004;
- отсутствие проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и паспорта автомобильной дороги общего пользования в указанном населенном пунктев нарушение раздела 4 Классификации работ, утв. приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
Пользование таким участком дороги в деревне Княжица представляло угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении администрации МО «Сольвычегодское» и привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и виновность в нем администрации МО «Сольвычегодское» подтверждены собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 6 июня 2018 года с приложенными фотоматериалами; актом обследования спорного участка автомобильной дороги от 31 октября 2017 года;сведениями из ЕГРЮЛ в отношении МО «Сольвычегодское»; Положением об администрации МО «Сольвычегодское»; распоряжением главы МО «Сольвычегодское» № 90-р от 13.03.2012 о включении в единый реестр муниципального имущества грунтовой дороги протяженностью 3,2 км в д. Книяжица (реестровый №) и другими материалами, оцененными судьей в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Наличие события и состава инкриминируемого правонарушения законным представителем администрации в жалобе не оспаривается.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
По смыслу приведенных положений закона обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
В МО «Сольвычегодское» такая обязанность возложена на администрацию (Положение об администрации муниципального образования).
Поскольку администрация МО «Сольвычегодское» не выполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги местного значения реестровый №в деревне Княжица, не приняла мер к информированию участников дорожного движения о существующей опасности (несоответствия дороги п.п. 3.1.1. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 в части колейности, затрудняющей движение транспортных средств, п. 5.3.10 ГОСТа Р 52289-2004 в части отсутствия дорожных знаков 2.6 и 2.7 перед мостовым сооружением, приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402в части отсутствия паспорта и схемы дислокации дорожных знаков), когда пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения, данный орган местного самоуправления обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие администрацией всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, не представлено.
Ссылки автора жалобы на проведение ремонта моста в деревне Княжица в 2014 и 2016 годах не могут быть приняты во внимание, поскольку выполнение указанных работ не свидетельствует о принятии администрацией надлежащих мер по содержанию автомобильной дороги в указанном населенном пункте в соответствии с требованиями п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, п. 5.3.10 ГОСТа Р 52289-2004 и приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
При этом необходимый объем средств на содержание спорного участка дороги у администрации МО «Сольвычегодское» имеется, о чем свидетельствуют пояснения законного представителя Сергеева А.И. в жалобе о выделении денежных средств для выполнения таких работ в 3 квартале текущего года.
Подлежат отклонению и доводы жалобыо несоблюдении должностным лицом ОМВД России «Котласский» требований Федерального законаот 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В рассматриваемом случае нарушения администрацией требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорогустановлены по обращению гражданина Зиновьева К.В. и непосредственном визуальном контроле улично-дорожной сети инспектором ГИБДД, по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования,о чем составлен соответствующий акт, который является доказательством наряду с другими в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.
В силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения его не применяются при осуществленииадминистративного расследования.
С доводами заявителя о малозначительности правонарушения согласиться нельзя.
Понятие малозначительности деяния является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств.
Судья городского суда не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительного невыполнения администраций обязанностей по надлежащему содержанию автомобильной дороги в д. Княжица (включена в реестр муниципального имущества с 2012 года), принимая во внимание, что объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, учитывая степень потенциальной общественной опасности совершенного юридическим лицом правонарушения, оснований для освобождения администрации МО «Сольвычегодское» от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности администрации МО «Сольвычегодское» соблюдены.
Административное наказание назначено виновному лицу с учетом положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 настоящего Кодекса для юридических лиц, а потому справедливо.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого постановления при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 6 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу главы МО «Сольвычегодское» Сергеева А.И.- без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина