Решение по делу № 2а-289/2022 от 14.01.2022

К делу а-289/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2022 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего Волковой Н. В.,

при секретаре – ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

    <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

    В обоснование требований указал, что <адрес> проведен мониторинг Интернет - сайтов, предлагающих приобретение наркотических средств или их аналогов, а также незаконные приобретение растений, содержащих наркотические средства, либо их частей, содержащих наркотические средства.

    В ходе проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт с URL-адресом: <адрес>, на котором размещена запрещенная информация, а именно предложение о рекламе и реализации запрещенных наркотических средств и (или) их аналогов.

    За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 230 УК РФ), а также административная ответственность (ст. 6.13 КоАП РФ).

    Кроме того, собственниками интернет-ресурса не предприняты меры, направленные на ограждение несовершеннолетних лиц от информации, которой, при определенных обстоятельствах, возможно причинение вреда здоровью и (или) развитию несовершеннолетних и молодежи. Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях неустановленных лиц, признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.17 КоАП.

    Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о наркотических средствах, оборот которых запрещен или ограничен в Российской Федерации.

    Размещенные на странице с URL-адресом: <адрес> материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям для ведения деятельности по реализации наркотической продукции, в связи с чем прокурор просил исковые требования удовлетворить.

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержал заявленное требование и просил суд его удовлетворить.

    Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

    Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно ч.3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее КАС РФ), решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

    Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

    В силу ч.2 ст.265.3 КАС РФ, к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

    Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9), сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п.13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (п.14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (п.15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (п.16).

    Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 149-ФЗ в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

    Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

    Частью 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1).

    Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт с URL-адресом:<адрес>, на котором размещена запрещенная информация – предложение о рекламе и реализации запрещенных наркотических средств и (или) аналогов.

    Как следует из положений ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

    Пункт 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

    Ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 230 УК РФ), а также административная ответственность (ст. 6.13 КоАП РФ).

    Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о наркотических средствах, оборот которых запрещен или ограничен в Российской Федерации.

    Размещенные на странице с URL-адресом: <адрес> материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям для ведения деятельности по реализации наркотической продукции, они находятся в свободном доступе и допуск к ним имеет неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане.

    Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.

    Свободный доступ к указанной странице Интернет-ресурса сети общего пользования «Интернет» может привести к неблагоприятным последствиям жизни и здоровья лиц, пытающихся незаконно приобрести наркотические средства и в последующем употребить их.

    Сайт проверен через универсальный сервис Единого реестра доменных имен и не значится в Едином реестре Роскомнадзора, как информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.

    При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление прокурора <адрес> о признании информации, содержащейся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с URL-адресом: <адрес>, запрещенной к распространению на территории РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Удовлетворить административное исковое заявление прокурора <адрес>.

    Признать информацию, содержащуюся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с URL-адресом: <адрес>, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

    Направить надлежаще заверенную копию вступившего в законную силу решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (350001, <адрес>) для включения сайта с URL–адресом: <адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

    Судья: подпись

    Копия верна: Судья -                                                      Н.В. Волкова

2а-289/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Управление Роскомнадзора по ЮФО
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Волкова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
14.01.2022Регистрация административного искового заявления
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Подготовка дела (собеседование)
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее