Дело № 2-688/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 06 апреля 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
истца Наумовой А.П.,
представителя ответчика Хисамутдиновой Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумовой А.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Наумова А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг,
- обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг,
- обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с дд.мм.гггг.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Наумова А.П. обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Кизнерском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением №*** ответчик отказал истице в установлении пенсии, т.к. льготный стаж работы на дату обращения составил 24 года 05 месяцев 23 дня, вместо требуемых 25 лет.
Истец считает отказ неправомерным, поскольку в период работы с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю действовало постановление Правительства УР и Государственного Совета УР от 28.09.1995 № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», которым норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю.
В судебном заседании истец Наумова А.П. на исковых требованиях настаивает, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Хисамутдинова Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключен спорный период работы. Пункт 4 Правил № 781 предусматривает включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.09.2000 при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогическим работникам образовательных учреждений» норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы для воспитателей, составляла 36 часов в неделю, тогда как у истицы норма педагогической нагрузки в спорный период составляла 30 часов.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Наумова А.П. обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Кизнерском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный стаж на дату обращения составил 24 года 5 месяцев 23 дня, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитан период работы с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг во время работы воспитателем в <данные изъяты>
С 01.01.2015 пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истицы необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п.п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применятся Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее по тексту Список № 781).
В соответствии со Списком № 781 работа в должности воспитателя детского сада засчитывается в льготный стаж работы.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Правила № 781) (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665).
Согласно пункту 4 Правил № 781, начиная с 1 сентября 2000 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Из справки, уточняющей характер работы, и решения УПФР следует, что педагогическая нагрузка Наумовой А.П. в спорный период составляла 30 часов в неделю. При этом истица в указанный период работы выполняла норму педагогической нагрузки, установленную пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета УР № 82 и Правительства УР № 258 от 29.09.1995 г. «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (данный пункт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства УР от 08.04.2004 г. № 45; Президиума Государственного Совета УР от 13.04.2004 г. № 175-III).
Указанное Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. было вынесено субъектом РФ в рамках полномочий, предоставленных статьей 3 Закона РФ «Об образовании», позволяющей субъектам Российской Федерации принимать соответствующие нормативные акты, не противоречащие федеральным законам.
На момент принятия Постановления Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 на федеральном уровне отсутствовал соответствующий документ, устанавливающий норму педагогической нагрузки воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, следовательно, данное Постановление не противоречило федеральному законодательству и подлежало применению.
Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 принято к исполнению работодателем истицы и ей установлена в оспариваемый период норма рабочего времени 30 часов в неделю.
Сторонами не оспаривается, что указанная норма рабочего времени истицей выполнялась и заработную плату она получала в полном объеме, как за выполнение всего объема педагогической нагрузки.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю подлежит включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, 24 года 05 месяцев 23 дня и подлежащим включению вышеуказанного спорного периода, специальный стаж истицы является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг. Следовательно, решение УПФР в г. Можге УР (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Наумовой А.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе Наумовой А.П. в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Наумовой А.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг; и назначить досрочную страховую пенсию по старости с дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Н.Н. Смагина