Решение по делу № 2-197/2023 (2-2460/2022;) от 26.12.2022

Дело № 2-197/2023

УИД 77RS0002-02-2022-004765-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2023 года г.Пенза                            

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Аравиной Н.Н.,

при секретаре Прониной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пензенского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности в РФ,

у с т а н о в и л:

Пензенский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, изначально обратился в суд с вышеназванным иском к ОАО «РЖД» в Басманный районный суд г.Москвы, указав, что Пензенской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры в ноябре 2021 года проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения транспортной безопасности, на объектах Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств – СП Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» в Пензенском регионе. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (Требования № 1635). Указанные требования разработаны в соответствии со ст. 8 Закона о транспортной безопасности и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Куйбышевская дирекция пассажирских обустройств ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, на нее возложены соответствующие обязанности по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, размещенных в Пензенском транспортном регионе. По решению уполномоченного органа в Реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, включены следующие объекты транспортной инфраструктуры Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств: вокзалы Асеевская (реестровый номер ЖВП205069), Бессоновка (реестровый номер ЖВК205075), Грабово (реестровый номер ЖВП205076), Елюзань (реестровый номер ЖВП205067), Канаевка (реестровый номер ЖВК205070), Леонидовка (реестровой номер ЖВП205071), Лунино (реестровый номер ЖВК205077), Пачелма (реестровый номер ЖВК205090), Пенза-3 (реестровый номер ЖВП205073), Пенза-4 (реестровый номер ЖВМ205008), Рамзай (реестровый номер ЖВП205083), Селикса (реестровый номер ЖВП205072), Симанщина (реестровый номер ЖВП205084), Сюзюм (реестровый номер ЖВП205066), Чаадаевка (реестровый номер ЖВП205068). Проверка показала, что Куйбышевской дирекцией пассажирских обустройств не обеспечено образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов, что не отвечает требованиям п.п. «г» п.5 Требований № 1635. Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта. В ноябре 2021 года прокуратурой вносилось представление об устранении указанных нарушений закона руководству Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств; возбуждалось дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в отношении ответчика. Постановлением государственного транспортного инспектора НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 от 20.01.2022 № ПН03-ЖД/22 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. До настоящего времени нарушения федерального законодательства о транспортной безопасности не устранены. Действенных мер к их устранению ОАО «РЖД» длительное время не принималось.

Истец просит признать длительное бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности в РФ по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объектов транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности незаконным; обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу для защиты объектов транспортной инфраструктуры – вокзалов Асеевская (реестровый номер ЖВП205069), Бессоновка (реестровый номер ЖВК205075), Грабово (реестровый номер ЖВП205076), Елюзань (реестровый номер ЖВП205067), Канаевка (реестровый номер ЖВК205070), Леонидовка (реестровой номер ЖВП205071), Лунино (реестровый номер ЖВК205077), Пачелма (реестровый номер ЖВК205090), Пенза-3 (реестровый номер ЖВП205073), Пенза-4 (реестровый номер ЖВМ205008), Рамзай (реестровый номер ЖВП205083), Селикса (реестровый номер ЖВП205072), Симанщина (реестровый номер ЖВП205084), Сюзюм (реестровый номер ЖВП205066), Чаадаевка (реестровый номер ЖВП205068) привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с ч.9 ст.12.1 Федерального Закона «О транспортной безопасности», Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденным Приказом Минтранса России от 01.04.2015 года №145.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от 30.08.2022 года настоящее гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Москвы.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Пензенского транспортного прокурора Дурманова О.М., действующая на основании доверенности (в деле), исковые требования поддержала, ссылаясь на то, что предъявляемые требования к исполнению законодательства о транспортной безопасности в части образования (формирования) и (или) привлечения для защиты железнодорожного вокзала подразделений транспортной безопасности не являются новыми и были также закреплены в постановлении Правительства РФ от 26.04.2017 года. Ранее Пензенским транспортным прокурором неоднократно направлялись в адрес ответчика представления об устранении вышеуказанных нарушений, которые до настоящего времени не исполнены. Обращает внимание на то, что на смену уровня безопасности с 1 на 2 или 3 отведен короткий промежуток времени, что с учетом доводов ответчика о необходимости длительного временного периода для привлечения подразделений транспортной безопасности, сделает заведомо невозможным исполнение требования закона в данной части. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» - Коржавина О.Ю., действующая на основании доверенности (в деле), исковые требования не признала, поддержала представленные в материалы дела письменные возражения. Ссылается на то, что у субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности. Подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учрежденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 считает отсылочной нормой, согласно которой на субъекта транспортной инфраструктуры возлагается обязанность образовать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности только в случаях, предусмотренных настоящим документом (т.е. Требованиями 1635), и в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры. В связи с этим, ОАО «РЖД» письмом от 28.04.2022 № исх-14903/ОКТ обратилось в Росжелдор с просьбой разъяснить, в каких случаях субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ. В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397, Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. В силу п.6.2 названного Положения, Росжелдор имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентства. Согласно разделу 5 Положения, в его компетенцию входят вопросы обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Таким образом, Росжелдор является специализированным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Письмом от 04.05.2022 № АИ-30/4454-ис Росжелдор разъяснил, что Требования № 1635 применяются с учетом уровня безопасности ОТИ, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Указанные в исковом заявлении вокзалы Асеевская, Бессоновка, Грабово, Елюзань, Канаевка, Леонидовка, Лунино, Пачелма, Пенза-3, Пенза-4, Рамзай, Селикса, Симанщина, Сюзюм, Чаадаевка включены в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2), не подлежащих категорированию, о чем Росжелодором в адрес ОАО «РЖД» направлено соответствующее уведомление. Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Подразделения транспортной безопасности имеют возможность осуществлять свою деятельность только с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые на данных вокзалах отсутствуют. Кроме того, в силу требований п.п. «г» п.5 Требований № 1635 и п.п. 1 п.2 ст.13 Федерального закона РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» законодатель установил для ОАО «РЖД» специальные условия оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. В перечне объектов, включенных в распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2022 № 974-Р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании», указанные в исковом заявлении вокзалы отсутствуют. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер и принимается с учетом финансовых возможностей компании, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В настоящее время с целью выполнения требований законодательства, с учетом всех изменений о транспортной безопасности, ОАО «РЖД» поэтапно, с учетом финансовых возможностей компании и утвержденного Советом директоров ОАО «РЖД» (после согласования с Правительством РФ) годового бюджета, принимаются все необходимые меры. В инвестиционную программу компании, прежде всего, включаются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов высокоскоростного, скоростного движения поездов и объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий. Инвестиционная деятельность компании строго регламентирована, поскольку ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием. Инвестиционную программу и годовые бюджеты компании утверждает Совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством Российской Федерации, т.е. Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности компании, участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе, годовых бюджетов и инвестиционной программы, распределении прибылей и убытков общества. Таким образом, Обществом предпринимаются все возможные меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности. Понуждение к проведению указанных в иске мероприятий в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности. Заявляя настоящие исковые требования, истец выходит за рамки предоставленных ему полномочий, вмешиваясь, при этом, во внутреннюю хозяйственную деятельность компании и, возлагая на ОАО «РЖД» бремя несения безосновательных и чрезмерных расходов. Также, требования Пензенского транспортного прокурора о проведении мероприятий в течении 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта, противоречат вышеуказанным нормам закона, приняты без внимания необходимости проведения конкурсных процедур и т.д. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Как усматривается из ч.1 ст.8 указанного Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно ч.3 ст. 12 названного Закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Из п. «г» ч.5 названных Требований усматривается, что на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается, в том числе, обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Из п. «в» ч.5 данных Требований усматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Как установлено судом, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, а потому имеются соответствующие данному статусу обязанности, установленные приведенным выше законодательством.

В соответствии с разъяснениями Росжилдора от 04.05.2022, сообщения ОАО «РЖД», паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры указанные в иске вокзалы относятся к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, включены в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2), не подлежащих категорированию, с реестровыми номерами: Асеевская (реестровый номер ЖВП205069), Бессоновка (реестровый номер ЖВК205075), Грабово (реестровый номер ЖВП205076), Елюзань (реестровый номер ЖВП205067), Канаевка (реестровый номер ЖВК205070), Леонидовка (реестровой номер ЖВП205071), Лунино (реестровый номер ЖВК205077). Пачелма (реестровый номер ЖВК205090), Пенза-3 (реестровый номер ЖВП205073), Пенза-4 (реестровый номер ЖВМ205008), Рамзай (реестровый номер ЖВП205083), Селикса (реестровый номер ЖВП205072), Симанщина (реестровый номер ЖВП205084), Сюзюм (реестровый номер ЖВП205066), Чаадаевка (реестровый номер ЖВП205068). При этом, в отношении вышеперечисленных объектов транспортной инфраструктуры установлен первый уровень безопасности.

Пензенской транспортной прокуратурой во исполнение задания Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности на указанных объектах Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств – СП Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» в Пензенском регионе, результаты которой оформлены актом от 24.11.2021.

Проверкой, в том числе, установлено, что Куйбышевской дирекцией пассажирских обустройств: не обеспечено образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, перечисленных выше, подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также указано на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, что не отвечает требованиям п.п. «г» п.5 Требований № 1635. Требования федерального законодательства о транспортной безопасности, изложенные в п.6 Требований № 1635 на объектах транспортной инфраструктуры, не соблюдены.

29 ноября 2021 года Пензенской транспортной прокуратурой внесено представление № 23/1-2-2021 начальнику Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – Филиала ОАО «РЖД» об устранении указанных нарушений закона Куйбышевской дирекцией пассажирских обустройств, которое было рассмотрено Куйбышевской дирекцией пассажирских обустройств.

Согласно сообщению начальника дирекции Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств, вышеуказанное представление было рассмотрено, установлено, что со стороны Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств выполнены все зависящие от нее меры по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности.

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в области транспортной безопасности, приняты меры для защиты объекта транспортной инфраструктуры, не представлено. При этом, суд учитывает, что бездействие ответчика ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности в Российской Федерации по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты указанных объектов транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности незаконным носит длительный характер, что подтверждается материалами дела, представленными истцом письменными доказательствами, не опровергнутыми ответчиком.

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности. Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Ссылки стороны ответчика на постоянные изменения в законодательстве о транспортной безопасности отклоняются судом как несостоятельные, поскольку принятие новых требований не освобождает ответчика от обязанности устранить нарушения закона, допущенные им ранее. Кроме того, правовое регулирование спорных правоотношений в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. №495 и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. №1633, не изменилось.

Таким образом, учитывая требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, а также к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспорта, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 и №1633, и установив, что ОАО «РЖД», как субъектом транспортной инфраструктуры и собственником, не исполнена обязанность по проведению необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на спорных объектах транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Пензенским транспортным прокурором требований о возложении на ответчика обязанностей по проведению требуемых мероприятий, установив срок для исполнения указанных обязанностей, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Данные действия буду направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

Ссылка ответчика на письмо Росжелдора №АИ-30/4454-ис от 04.05.2022, согласно которому обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №397, Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства РФ.

При этом, суд учитывает, что постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» разъяснено, что уровень № 2 безопасности объектов транспортной инфраструктуры - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, уровень № 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, данные уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры в оперативном порядке, могут объявляться (устанавливаться) на срок не более 15 суток, в связи с чем суд находит обоснованными доводы представителя истца о том, что возникают сомнения в образовании (формировании) подразделений транспортной безопасности ответчиком в срочном (оперативном) порядке при непосредственном возникновении уровней безопасности 2 и 3, с учетом их необразования (неформирования) ответчиком на протяжении длительного времени.

Ссылки ответчика о вмешательстве прокурора в хозяйственную деятельность общества и выходе, тем самым, за пределы своих полномочий, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку выявленные прокурором нарушения непосредственным образом касаются обеспечения безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объектов с нарушением указанных требований транспортной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Пензенского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности в РФ - удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности в Российской Федерации по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты железнодорожного вокзала на станции Башмаково подразделения транспортной безопасности незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу для защиты объектов транспортной инфраструктуры – вокзалов: Асеевская (реестровый номер ЖВП205069), Бессоновка (реестровый номер ЖВК205075), Грабово (реестровый номер ЖВП205076), Елюзань (реестровый номер ЖВП205067), Канаевка (реестровый номер ЖВК205070), Леонидовка (реестровой номер ЖВП205071), Лунино (реестровый номер ЖВК205077), Пачелма (реестровый номер ЖВК205090), Пенза-3 (реестровый номер ЖВП205073), Пенза-4 (реестровый номер ЖВМ205008), Рамзай (реестровый номер ЖВП205083), Селикса (реестровый номер ЖВП205072), Симанщина (реестровый номер ЖВП205084), Сюзюм (реестровый номер ЖВП205066), Чаадаевка (реестровый номер ЖВП205068) привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделения транспортной безопасности, аккредитованные в качестве подразделений транспортной безопасности в соответствии с ч.9 ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденным приказом Минтранса России от 01.04.2015 года №145.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд города Пензы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2023 года.

Судья: Аравина Н.Н.

2-197/2023 (2-2460/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пензенский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Пенза
Судья
Аравина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhnii.pnz.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее