Дело № 2а-2020/2019,
33а-1497/2020
Судья Новикова Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 17 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бушменева Дмитрия Владимировича на решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Бушменева Дмитрия Владимировича к и.о. начальника управления Канашиной Е.Б., Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным действия, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения административного истца Бушменева Д.В., представителя Министерства социального развития Пермского края - Дочия О.С., представителя ФКУ-ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю – Негановой Е.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бушменев Д. В. обратился с административным исковым заявлением к и.о. начальника управления Канашиной Е.Б., Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, заявил требование о признании незаконным действия по отказу в выдаче сертификата, изложенном в ответе № ** от 20 сентября 2019 года за подписью и.о. начальника управления Канашиной Е.Б., возложить на ответчика обязанность выдать сертификат на реабилитацию в течение трех дней.
В обоснование указал, что является инвалидом ** группы бессрочно и согласно карте реабилитаций инвалидов нуждается в медицинской реабилитации. Поскольку отбывает наказание по приговору суда, исполнителем мероприятий по реабилитации является ГУФСИН России по Пермскому краю, согласно Правилам внутреннего распорядка реабилитационные мероприятии обеспечиваются администрацией ИУ. Вместе с тем, в соответствии с Приказами Министерства социального развития Пермского края, административный истец, как инвалид 1 группы имеет право на получение сертификата на реабилитацию, то есть именного документа, выданного для предъявления поставщику социальных услуг, гарантирующий оплату предоставленных социальных услуг по реабилитации после их получения. 16 сентября 2019 года Бушменев Д.В. через администрацию ИУ обратился с заявлением в Министерство социального развития Управление № 7 по г.Соликамску Пермского края для получения (выдачи) сертификата, 20 сентября 2019 года получил отказ за № ** в котором сказано, что исполнителем медицинской реабилитации является ГУФСИН по Пермскому краю и заявителю нужно обратиться в администрацию ФКУ-ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю. Отказ административный ответчик полагает незаконным, так как полагает, что ответчик уклонился от исполнения возложенной на него обязанности, отказ в выдаче сертификата, по мнению истца, лишает его возможности обратиться в администрацию ИУ для проведения реабилитационных мероприятий.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Бушменев Д.В. в апелляционной жалобе, указывая, что ему как инвалиду 1 группы администрация ИУ раз в год содействует в осуществлении реабилитации в реабилитационном центре, данные мероприятия проводятся за счет лимитов бюджетных обязательств Российской Федерации. Выводы суда о том, что его права на реабилитацию в соответствии с индивидуальной программой реализуются лицом, на которого возложено исполнение ГУФСИН России по Пермскому краю, полагает не учитывающими все заявленные им в иске обстоятельства. Так как он имеет право на получение сертификата на реабилитацию, которым обеспечиваются инвалиды согласно Приказам и нормативным актам Министерства социального развития Пермского края, за счет средств лимитов бюджетных обязательств регионального уровня. Полагает, что отказном ответчик нарушили его права инвалида на получение комплексных реабилитационных услуг, в виде дополнительной поддержки в сфере социального обеспечения, за счет региональных средств Пермского края, чему не дана должная оценка оспариваемым решением суда.
Административный истец поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц, полагают, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется,
Административный ответчик в суд не явился, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Статьей 11 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Как следует из положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания отнесено утверждение порядка предоставления социальных услуг.
Во исполнение положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ Приказом Министерства социального развития Пермского края от 31 октября 2014 года № СЭД-33-01-03-555, утвержден Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее – Порядок предоставления социальных услуг), в соответствии с пунктом 4 которого социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются: инвалидам, детям-инвалидам, имеющим ограничения жизнедеятельности, нуждающимся в услугах реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы
Пунктом 13 Порядка предоставления социальных услуг установлено, что порядок выдачи сертификатов на реабилитацию, направлений на полустационарное обслуживание утверждается приказами Министерства.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 06 февраля 2015 года № СЭД-33-01-03-31, утвержден Порядок выдачи и реализации сертификатов на реабилитацию (далее – Порядок выдачи сертификатов)
В соответствии с разделом 3 Порядка выдачи сертификатов право на получение реабилитационных услуг имеют инвалиды, дети-инвалиды, постоянно проживающие (имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания) на территории Пермского края.
Предоставление реабилитационных услуг инвалиду осуществляется путем выдачи сертификата в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку территориальным управлением Министерства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 3.8 Порядка выдачи сертификатов)
Территориальным управлением Министерства по итогам рассмотрения заявления формируются списки инвалидов для выдачи сертификатов в соответствии с рекомендованной программой реабилитации и датой обращения инвалида (п. 3.9 Порядка выдачи сертификатов)
Инвалидам нетрудоспособного возраста реабилитационные услуги предоставляются в хронологической последовательности постановки на учет (п.3.17.3 Порядка выдачи сертификатов).
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Бушменев Д.В. является инвалидом ** группы бессрочно, 04 мая 2018 года ему выдана бессрочно индивидуальная Программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА инвалида) № **, согласно которой Бушменев Д.В. нуждается в мероприятиях социальной реабилитации или абилитации, социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации.
16 сентября 2019 года Бушменев Д.В. через администрацию ИУ обратился с заявлением в Министерство социального развития Управление № 7 по г.Соликамску Пермского края для получения (выдачи) сертификата в соответствии с рекомендованной программой реабилитации.
20 сентября 2019 года им был получен ответ и.о. начальника управления К. за № **, из содержания которого следует, что исполнителем медицинской реабилитации по отношению к Бушменеву Д.В. является ГУФСИН по Пермскому краю, в связи с чем заявителю для получения реабилитационных услуг рекомендовано обратиться в администрацию ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю.
Проверяя доводы административного истца, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что указанный ответ не нарушает прав истца на получение реабилитационных услуг, соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, административный истец, являясь инвалидом ** группы, как лицо совершившее преступление с 2014 года отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда, в настоящее время содержится в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю. ПРи указанных обстоятельствах, для него порядок получения медицинских и социальных услуг имеет ряд особенностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему, и медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере (п.4 Правил).
Таким образом, в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, являющихся инвалидами, для которых установлена необходимость проведения мероприятиях социальной реабилитации или абилитации, социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации, определен порядок указанной деятельности, условия ее финансирования.
В период нахождения в исправительном учреждении исполнителем индивидуальной Программы реабилитации или абилитации инвалида о нуждаемости в проведении мероприятий социальной реабилитации или абилитации - является ГУФСИН России по Пермскому краю.
Из объяснений административного истца следует, что администрацией исправительного учреждения организовано оказание ему медицинской помощи и социальной помощи в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность доводов истца о невозможности получения необходимой медицинской помощи и социальной помощи в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в дальнейшем при неполучении сертификата.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что права истца по получению социальных услуг действиями ответчиков не нарушены. Поскольку административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы, медицинская реабилитация оказывается ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, согласно которой исполнителем является ГУФСИН России по Пермскому краю, а не Министерство социального развития Пермского края. Представленный в материалы дела ответ и.о. начальника управления Канашиной Е.Б. за № **, не является доказательством незаконных действий (бездействия), повлекших нарушение прав истца на реабилитацию, содержание данного ответа соответствует положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в иске было отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленного иска, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бушменева Дмитрия Владимировича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: