УИД 92RS0004-01-2023-001876-25
Дело 2-2181/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи – Макоед Ю.И.
при секретаре – Шеурежевой А.Х.
с участием помощника Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО4, представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе, третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», ООО «Авал» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе, третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства при обеспечение безопасности граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры в деятельности СП «Симферопольская дистанция пути» ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» по результатам которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер реагирования.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № создано Межрегиональное территориальное управление Росимущества по <адрес> и городу Севастополю и утверждено Положение о данном территориальном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения к полномочиям МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю относится осуществление функций собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территориях Республики Крым и <адрес>.
Полномочия МТУ Росимущества по РК и г. Севастополю по принятию в собственность Российской Федерации имущества, определены п. 4.1.4 Положения о территориальном федеральном органе исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП Республики Крым «Крымская железная дорога» переименовано во ФГУП «Крымская железная дорога», а также утвержден Устав ФГУП «КЖД», в соответствии с положениями которого имущество Предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно п. 3.5 Устава ФГУП «КЖД» одним из источников формирования имущества Предприятия является имущество, переданное Предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Ранее проведенная Севастопольской транспортной прокуратурой проверка показала, что согласно ведомости пешеходных тоннелей, пересекающих железнодорожные пути ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути имеется подземный пешеходный переход под железнодорожными путями, обладающий признаками бесхозяйного имущества.
Указанный подземный пешеходный переход на балансе ФГУП «КЖД» не значится и соответствующим структурным подразделением не обслуживается, проход неопределенного круга лиц через него не ограничен, что противоречит п. п. 12, 13 раздела III, п. 41 раздела IV ПТЭ.
Данный объект инфраструктуры расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования «Для обслуживания железнодорожных путей от границы г. Севастополя в районе <адрес> до <адрес> в районе переезда через <адрес>, обслуживания зданий и сооружений».
Согласно сведений ГКУ <адрес> «Фонд государственного имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный пешеходный переход не является бесхозяйным имуществом и принадлежит собственнику земельного участка с кадастровым номером № на основании п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «ЮКД» внесено представление с требованием к владельцу железнодорожной инфраструктуры принятия мер, направленных на постановку подземного пешеходного перехода на баланс ФГУП «КЖД». Указанное представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» в установленном порядке и удовлетворено, при этом фактически, выявленные нарушения закона не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры требования иска поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что поскольку подземный пешеходный переход на балансе не числится, его необходимо обслуживать, просит суд обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе принять в собственность Российской Федерации подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе принять передать в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе и третье лицо ООО «Авал» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки представителя не сообщили.
В судебном заседании представитель Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в удовлетворении требований просила отказать, пояснила, что в соответствии с пунктом 2 и 3 решения Президиума Государственного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О Государственном предприятии «Крымская железная дорога» вновь созданное Государственное предприятие "Крымская железная дорога" наделено имуществом предприятий, учреждений, организаций (за исключением имущества предприятий промышленного железнодорожного транспорта), указанным в пункте 1 настоящего Решения.
Подземным пешеходным переходом на станции Мекензиевы Горы вновь созданное Государственное предприятие «Крымская железная дорога» не наделялось.
Подземный переход не является сооружением, участвующим в обеспечении перевозок железнодорожным транспортом и не задействован в технологическом процессе ФГУП «КЖД».
Права собственности земельного участка не является основанием принадлежности сооружения пересекающего железнодорожные пути или находящиеся в полосе отвода к земельному участку.
Допускается нахождение в границах полосы отвода по согласованию с заинтересованной организацией капитальных строений, инженерных коммуникаций, линий электропередач, связи, магистральных газо- нефтепроводов и других линейных сооружений не находящихся на балансе у собственника земельного участка.
В случае удовлетворения судом заявленных исковых требований ФГУП «КЖД» не сможет надлежащим образом содержать и обслуживать спорный подземный пешеходный переход, так как на сооружение отсутствуют проектная документация и технически решения.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства при обеспечение безопасности граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры в деятельности СП «Симферопольская дистанция пути» ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» по результатам которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер реагирования.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования является транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Частью 1 ст. 15 Закона № 17-ФЗ установлено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В развитие вышеуказанных норм Закона № 17-ФЗ приказом Минтранса России от. ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее -ПТЭ), устанавливающие систему организации движения поездов, требования к технической эксплуатации сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и определяющие обязанности работников железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Обязанности по содержанию всех элементов железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционных зданий, сооружений и устройств инфраструктуры, в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, а также обеспечение безопасной эксплуатаций сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта в соответствии с п. п. 12, 13 раздела III, п. 41 раздела IV ПТЭ возложены на владельца инфраструктуры.
В соответствии с положениями ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Частью 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Судом установлено, что приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № создано Межрегиональное территориальное управление Росимущества по <адрес> и городу Севастополю и утверждено Положение о данном территориальном федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения к полномочиям МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю относится осуществление функций собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территориях Республики Крым и <адрес>.
Полномочия МТУ Росимущества по РК и г. Севастополю по принятию в собственность Российской Федерации имущества, определены п. 4.1.4 Положения о территориальном федеральном органе исполнительной власти.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» путем преобразования Государственного предприятия «Крымская железная дорога».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» передано как имущественный комплекс в федеральную собственность и отнесено к ведению Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП Республики Крым «Крымская железная дорога» переименовано во ФГУП «Крымская железная дорога», а также утвержден Устав ФГУП «КЖД», в соответствии с положениями которого имущество Предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно п. 3.5 Устава ФГУП «КЖД» одним из источников формирования имущества Предприятия является имущество, переданное Предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Ранее проведенная Севастопольской транспортной прокуратурой проверка показала, что согласно ведомости пешеходных тоннелей, пересекающих железнодорожные пути ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути имеется подземный пешеходный переход под железнодорожными путями, обладающий признаками бесхозяйного имущества.
Указанный подземный пешеходный переход на балансе ФГУП «КЖД» не значится и соответствующим структурным подразделением не обслуживается, проход неопределенного круга лиц через него не ограничен, что противоречит п. п. 12, 13 раздела III, п. 41 раздела IV ПТЭ.
Данный объект инфраструктуры расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации, с видом разрешенного использования «Для обслуживания железнодорожных путей от границы г. Севастополя в районе <адрес> до <адрес> в районе переезда через <адрес>, обслуживания зданий и сооружений».
Согласно сведений ГКУ <адрес> «Фонд государственного имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный пешеходный переход не является бесхозяйным имуществом и принадлежит собственнику земельного участка с кадастровым номером № на основании п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО «Авал» не является правопреемником ЗАО СК «Авлита». На сегодняшний день нет правовых оснований для передачи тоннеля на балансе ООО «Авал».
Согласно договора о сотрудничестве № от ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> в г. Севастополе советом, ЗАО СК «Авлита» Благотворительный Фонд «Нахимовский и ООО «СУ-528, ЗАО СК «Авлита» выступало в качестве Инвестора.
Согласно ответа ООО «Авал» не является собственником или владельцем пешеходного перехода, на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути, на балансе ООО «Авал», а также Севастопольского филиала ООО «Авал» не стоит.
ООО «Авал» правопреемником ЗАО СК «Авлита» не является.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «ЮКД» внесено представление с требованием к владельцу железнодорожной инфраструктуры принятия мер, направленных на постановку подземного пешеходного перехода на баланс ФГУП «КЖД».
Указанное представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами ОП «Дирекция инфраструктуры» ФГУП «КЖД» в установленном порядке и удовлетворено, при этом фактически, выявленные нарушения закона не устранены.
Непринятие уполномоченными органами и организациями мер, направленных на вовлечение указанного имущества в гражданский оборот нарушает права Российской Федерации в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, а также создает угрозу нарушения прав граждан лиц на жизнь и здоровье, закрепленных в ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С учетом вышеуказанных обстоятельств по делу суд приходит к выводу, что исковые требования Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе, третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога», ООО «Авал» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе принять в собственность Российской Федерации подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе принять передать в хозяйственное ведение ФГУП «Крымская железная дорога» подземный пешеходный переход, расположенный на железнодорожной станции Мекензиевы горы ФГУП «КЖД» на 1522 км ПК 8 Севастопольского участка пути в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд <адрес>, путем подачи апелляционной жалобы в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья <адрес>
суда <адрес> Ю. И. Макоед