Решение по делу № 33-2041/2020 от 07.07.2020

       Судья Гавура О.В.                                                                    Дело 2-51/2020

(первая инстанция)

№ 33-2041/2020

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

Судей Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

При секретаре Малаховой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 марта 2020 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Плахину А.Г., Березенко Е.К., Березенко О.И., Марадудиной В.О., 3-и лица Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ТСН СНТ «Сокол-2А» о признании недействительным государственного акта и истребовании земельного участка из незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Плахину А.Г., Березенко Е.К., Березенко О.И., Марадудиной В.О. в котором, с учетом уточнения требований, просило:

- истребовать в федеральную собственность из незаконного владения Плахина А.Г. земельный участок № площадью 1000 кв.м., расположенный в <адрес>, кадастровый номер: ;

- признать недействительным государственный акт на право собственности на спорный земельный участок, выданный Березенко О.И.

В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП военный городок № 180-а, балка Карантинная (аэродром) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ был подписан акт приема-передачи имущества.

При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок № 180-а, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.

Истец также указал, что до передачи военного городка № 180-а в федеральную собственность, им на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года (значится в Приложении №2 к Соглашению), пользовалась Российская Федерация.

В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса Украины и ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям обороны и не мог быть передан первоначальному собственнику в собственность на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации.

Истец считал, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 марта 2020 года в удовлетворении иска Министерству обороны РФ отказано.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.

По мнению апеллянта, при разрешении спора, суд первой инстанции необоснованно не учел, что земельный участок на момент его передачи первоначальному собственнику, являлся частью земельного участка военного городка № 180-а и фактически использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.

Севастопольская городская государственная администрация не имела права распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации.

Апеллянт считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям особой категории, которые не могут находиться в собственности физических лиц, входе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. Данное обстоятельство подтверждается заключением судебной землеустроительной экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела. Однако, судом это заключение при разрешении спора необоснованно не принято во внимание.

В возражениях на апелляционную жалобу Плахин А.Г. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Плахин А.Г., его представитель, действующий по ордеру, в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Представитель ТСН СНТ «Сокол-2А», полномочия которого подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.

В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя                     от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года № 512-ЗС.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Гагаринской районной государственной администрации от 17 октября 1997 года № 1911-р (т. 2 л.д. 31) зарегистрировано Садовое товарищество «Сокол-2А» (в результате реорганизации СТ «Сокол-3»).

С целью оформления в установленном законом порядке права постоянного пользования земельным участок для ведения садоводства с последующим оформлением права частной собственности на индивидуальные садовые участки, СТ «Сокол-2А» обратилось в Севастопольскую городскую государственную администрацию с соответствующим актом выбора земельного участка, выполненного 11 сентября 1997 года по заказу СТ «Сокол-2А», общей площадью 3 га в <адрес>. Из материалов дела также следует, что этот земельный участок ранее использовался для ведения огородничества.

    В последующем Севастопольским городским управлением земельных ресурсов были рассмотрены материалы предварительного согласования места расположения земельного участка СТ «Сокол-2А».

    На основании заключения Севастопольского городского управления земельных ресурсов от 8 декабря 1997 года (т. 2 л.д. 86), с учетом согласования места расположения земельного участка соответствующими службами и управлениями, СТ «Сокол-2А» предоставлено разрешение на составление проекта отвода земельного участка площадью 3,0 га, расположенного в <адрес>, для ведения коллективного садоводства.

    Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 30 марта 1998 года № 482-р согласовано место расположения земельного участка и предоставлено разрешение СТ «Сокол-2А» на составление проекта отвода для ведения коллективного садоводства ориентировочной площадью 3,0 га в <адрес> (т. 2 л.д. 32).

    Пунктом 2 этого распоряжения СТ «Сокол-2А» обязано в двухмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения разработать через соответствующие проектные организации и согласовать в установленном порядке, в том числе, со смежными землепользователями, проект отвода земельного участка и представить его в городское управление земельных ресурсов для рассмотрения и подготовки соответствующего распоряжения.

    Во исполнение данного распоряжения Севастопольским геодезическим центром такой проект отвода земельного участка был разработан.

    15 октября 1999 года Севастопольским городским управлением земельных ресурсов был утвержден акт согласования установленных (уточненных) границ земельного участка. Из указанного акта следует, что границы земельного участка согласованы со всеми его смежными землепользователями, в том числе, с воинской частью 70092 (т. 2 л.д. 47-48).

    Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от 1 июня 1999 года № 921-р СТ «Сокол-2а» в коллективную собственность были переданы земли общего пользования площадью 0,4621 га (т.2 л.д. 49-50).

    Пунктом 2 этого распоряжения членам СТ «Сокол-2а» в частную собственность для ведения садоводства были переданы индивидуальные садовые участки общей площадью 2,00 га, согласно приложению, расположенные в <адрес>, с отнесением этих земель к категории земель населенных пунктов, предоставленных для садоводства согласно Украинского классификатора целевого использования земли.

    На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 1 июня 1999 года № 921-р СТ «Сокол-2а» выдан государственный акт на право коллективной собственности на землю серии КМ .

    Березенко Е.К. (первоначальный собственник) значится в списках граждан, которым переданы в частную собственность индивидуальные садовые участки в составе СТ «Сокол-2а» для ведения садоводства (приложение к распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 1 июня 1999 года № 921-4) (т. 2 л.д. 51).

    Из материалов дела также следует, что 24 ноября 1999 года первоначальный собственник Березенко Е.К. получила государственный акт на право собственности на земельный участок серии .

    5 сентября 2008 года Березенко Е.К. подарила Березенко О.И. земельный участок № площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>.

    В 2010 году Березенко О.И. получил государственный акт на право собственности на земельный участок № площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес> целевое назначение: для ведение садоводства; кадастровый номер: .

    Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера: ; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ведение садоводства.

18 апреля 2016 года по договору купли-продажи Березенко О.И. продал спорный земельный участок Плахину А.Г.

13 мая 2016 года Плахин А.Г. получил свидетельство о государственной регистрации права на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 113).

    Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что спорный земельный участок № входит в состав земель военного городка № 180-а, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений.

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях №2 и 3 и картах №1 и 2 к Соглашению.

Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт                в соответствии с действующим законодательством Украины.

В приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота в п. 21 «Объекты авиации» указан «аэродром рассредоточения Южный» площадью 17,75 га.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта                   2015 года №195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок №180-а. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя                                       и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка №180-а в виде единого имущественного комплекса.

Из акта осмотра земельного участка военного городка № 180а (<адрес> (аэродром), составленного представителем ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ 30 мая 2019 года следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № 180а.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан первоначальному собственнику на основании решения органа местного самоуправления, вхождение спорного земельного участка в состав земель военного городка № 180а на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии со статьями 301,302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.

В ходе разрешения спора установлено, что спорный земельный участок был предоставлен первоначальному собственнику – члену СТ «Сокол-2а» га основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии сп. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при проверке законности распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №921-р от 1 июня 1999 года подлежат применению нормы законодательства Украины.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности                     и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Право собственности Березенко Е.К. (первоначального собственника) на спорный земельный участок возникло на основании соответствующего решения органа местного самоуправления и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Государственная регистрация права собственности свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

Следует отметить, что право собственности Березенко О.И. на спорный земельный участок возникло на основании договора дарения.

В свою очередь, право собственности Плахина А.Г., ответчика по настоящему делу, возникло на основании возмездной сделки, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Сделка совершена сторонами с соблюдением установленной законом формы, земельный участок перешел от продавца к покупателю, который зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке.

Поскольку спорный земельный участок расположен в <адрес> его целевое назначение определено для ведения садоводства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указания на какие-либо обременения и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, судебная коллегия считает, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок первоначальный собственник (а в последующем и Березенко О.И., Плахин А.Г.) не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям особой категории.

Довод апелляционной жалобы о том, что Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, утверждённый 3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины №246 определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р не была завершена.

Доказательств, которые бы с бесспорной очевидностью свидетельствовали о предоставлении истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году, в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, материалы дела не содержат.

Доводы апеллянта о том, что факт вхождения спорного земельного участка в состав земель военного городка подтверждается заключением судебной землеустроительной экспертизы, выполненным в рамках настоящего дела, судебная коллегия отклоняет.

    В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

Заключение судебного эксперта оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельного взятого доказательства, собранного по делу и в совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними.

При таком положении суд может не принимать во внимание заключение судебного эксперта в том случае, если оно не согласуется с другими доказательствами по делу в их совокупности.

Оценивая экспертное заключение № от 24 декабря 2019 года АНО «Эксперт-Сервис», суд апелляционной инстанции считает, что его выводы не в полной мере подтверждаются материалами дела.

Из содержания экспертного заключения следует, что экспертом при подготовке своего заключения в качестве исходных данных приняты координаты точек земельного участка военного городка № 180а Черноморского флота РФ, имеющиеся в Техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, 1994 года.

Однако, это Техническое дело содержит координаты границ земельных участков № без отнесения этих участков к имущественному комплексу военного городка № 180а. Информация о вхождении указанных земельных участков в состав военного городка в Техническом деле отсутствует.

Из заключения Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского флота (т. 2 л.д. 225-226), содержащегося в Техническом деле № 129, следует, что земельный участок № расположен в <адрес>, на его территории размещены сооружения запасного аэродрома Черноморского флота, земельный участок используется по назначению эпизодически. Однако, указанное заключение в установленном порядке его руководителем согласовано и подписано не было.

Из акта инвентаризации землепользования Черноморского флота, расположенных на территории г. Севастополя (т. 2 л.д. 227-229) следует, что на основании распоряжения представителя Президента Украины в г. Севастополе от 12 марта 1993 года № 446 произведена инвентаризация землепользования в/ч 49311 земельных участков №№ (в том числе земельного участка № – б. Карантинная/аэродром «Южный»).

Согласно п. 2 названного Акта установление границ занимаемых земельных участков (№№), в натуре для войсковой части 49311 не производилось.

Из указанного Акта также следует, что площадь земельного участка № значится - 15,5 га, тогда как в Перечне и параметрах объектов Черноморского флота Российской Федерации в г. Севастополе (приложение № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года), в акте приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП земельный участок, обозначенный как «аэродром рассредоточения Южный» площадь составляет 17,75 га.

Данный Акт согласован только инженером по землепользованиям 1997 ОМИС ЧФ и командиром войсковой части 49311.

Управлением земельных ресурсов, Отделом государственного контроля за использованием и охраной земель, Управлением архитектуры и градостроительства, Управлением охраны окружающей природной среды, Отделом капитального строительства, архитектуры и землепользования Гагаринской районной государственной администрации указанный акт подписан не был.

Из обоснования занимаемой территории за подписью командира войсковой части 49311 Ф.И.О. следует, что войсковая часть размещена на 10-и участках без указания общей площади этих участков, в том числе без указания площади земельного участка № 3 (т. 2 л.д. 230-231).

Анализ фактических обстоятельств дела, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что выводы эксперта относительно того, что площадь военного городка № 180а, местонахождение земельного участка – <адрес> (аэродром) составляет 17,7500 га, что экспертом было взято за основу при составлении экспертного заключения, отнесение указанных выше земельных участков №№ к имущественному комплексу военного городка № 180а материалами Технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота 1994 года достоверно не подтверждены.

В тоже время, как уже указывалось, во исполнение распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 30 марта 1998 года № 482-р границы земельного участка, испрашиваемого СТ «Сокол-2А» были согласованы в установленном законом порядке со смежными землепользователями, в том числе и с войсковой частью 70092, что подтверждается актом №, утвержденным 15 октября 1999 года начальником Севастопольского городского управления земельных ресурсов. Данное согласование Министерством обороны РФ с 1999 года до настоящего времени оспорено не было.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно при разрешении настоящего спора не принял во внимание экспертное заключение № от 24 декабря 2019 года.

Ссылки апеллянта на то, что вхождение спорного земельного участка в границы военного городка № 180а подтверждается актом осмотра от 30 мая 2019 года представителя ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, судебной коллегией не учитываются. Данный акт составлен на основании информации, полученной при фактическом осмотре объектов недвижимого имущества, а результаты осмотра соотнесены с данными учета, материалами технического дела по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, проведенной в 2004 году, а также сведениями, содержащимися на сайтах: http://pkk5.rosreestr.ru, http://rosreestr.ru.

При этом, из акта следует, что земельный участок военного городка № 180а на государственный кадастровый учет не поставлен, кадастровый номер отсутствует; категория земель не установлена; разрешенного использование не определено. Земельный участок передан в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП и согласно акту приема-передачи имущества к этому распоряжению. Площадь земельного участка согласно акту приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП составляет 17,7500 га. Размещение земельного участка военного городка № 180а на местности, конфигурация границ земельного участка подтверждается материалами технического дела по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, проведенной в 2004 году.

В акте также указано, что границы земельного участка военного городка на местности частично определены элементами защитного ограждения.

Анализ содержания Акта осмотра не опровергает правильности выводов суда первой инстанции о недоказанности вхождения спорного земельного участка на момент его предоставления в собственного ответчика в состав земельного участка особой категории. Земельный участок военного городка № 180а в настоящее время на кадастровом учете не состоит, границы военного городка полностью по всему периметру не ограждены, тогда как сведения о спорном земельном участке ответчика Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя внесены в ЕГРН, сведения о котором имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Доводы апеллянта о том, что в 1997 году на спорном земельном участке располагался запасной аэродром «Южный», где в настоящее время находится вертолетная площадка, в подтверждение отнесения спорного земельного участка к землям обороны, судебная коллегия отклоняет в виду их недоказанности. В ходе разрешения спора судом апелляционной инстанции обозревался план земельных участков ТСН СНТ «Сокол-2а», согласно которому спорный земельный участок не налагается на территорию взлетной площадки. Более того, установлено, что земельный участок находится на значительном удалении от нее. Данное обстоятельство стороной истца опровергнуто не было.

Доводы апеллянта о том, что спорный земельный участок все это время фактически использовало Министерство обороны РФ, судебная коллегия также отклоняет. Из акта осмотра следует, что на земельном участке ответчика расположены элементы каменной кладки и части железобетонных конструкций. Кроме того, установлено, что на земельном участке ответчиком начато строительство, а также подведение коммуникаций, что подтверждается договором энергоснабжения с гражданином-потребителем для жилого дома (домовладения) жилых (нежилых) помещений, в которых электрическая энергия используется для коммунально-бытовых нужд, техническими условиями на водоснабжение ГУПС «Водоканал».

Доказательств того, что Министерство обороны РФ предпринимало какие-либо меры по пресечению действий по освоению ответчика спорным земельным участком, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на земельном участке военного городка № 180а формируется материальная база кластера «Центральный» ФГБУ «Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот» Южного военного округа» МО РФ судебная коллегия не принимает во внимание.

    Указанные доводы не были предметом исследования суда первой инстанции.

Кроме того, каких-либо доказательств в подтверждение этим доводам, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом суду представлено не было.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий:                     О.И. Жиляева

Судьи:                                 А.В. Ваулина

                                    Е.В. Герасименко

33-2041/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство Обороны РФ
Ответчики
Марадудина Вера Олеговна
Березенко Олег Игоревич
Плахин Андрей Георгиевич
Березенко Елена Кузьминична
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Правительство г. Севастополя
ФГКУ Крымское территориальное управление имущественных отношений МО РФ
ТСН СНТ Сокол-2А
Близнюк Геннадий Васильевич
Вишняков Сергей Викторович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
07.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Передано в экспедицию
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее