Дело № 2-1115/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 25 июня 2019 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Лесиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамина Сергея Васильевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе Волгограда об оспаривании решения о назначении пенсии, возложении обязанности по включению спорных периодов трудовой деятельности в страховой стаж и перерасчету пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шамин С.В. обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском района Волгограда о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в его страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника строительного участка Кооператива «Коммунальник» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника перерабатывающего цеха АОЗТ «Арном», и обязать ответчика включить данные периоды трудовой деятельности в его страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за назначением пенсии по старости, решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № ему была назначена пенсия без учета вышеуказанных периодов работы, что не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, поскольку повлекло снижение размера пенсии.
Считая решение пенсионного органа в данной части незаконным, просит учесть, что сведения о спорных периодах работы отражены в его трудовой книжке, которая сама по себе является достаточным подтверждением трудовой деятельности. Записи о данных периодах работы выполнены в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №. Утверждения о выполнении части записи о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разными чернилами является субъективной оценкой специалистов пенсионного органа, экспертиза документа по данному вопросу не проводилась. Ни законодательством СССР, ни действующим законодательством подобные основания для исключения периода работы из трудового стажа, как и «неполный оттиск печати», на что ссылался ответчик по второму спорному периоду, не предусматривались.
В судебном заседании истец Шамин С.В. и его представитель в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Данакари Р.Р. на удовлетворении иска настаивали, приведя вышеуказанное обоснование. Полагали написание Шаминым С.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заявления с просьбой о назначении пенсии без учета спорных периодов трудовой деятельности не имеющим правового значения и не влекущим лишение истца права на получение пенсии, соразмерно фактически выработанному страховому стажу.
Представитель ответчика Руденко Ю.С. возражала против удовлетворения иска ввиду необоснованности заявленных требований и несостоятельности доводов истца. Суду пояснила, что в силу закона обязанность по предоставлению документов возлагается на лицо, претендующее на назначение пенсии, решение по вопросу назначения страховой пенсии принимается, исходя из оценки представленных пенсионному органу документов о трудовой деятельности гражданина. ДД.ММ.ГГГГ Шамин С.В. обратился в УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда за назначением страховой пенсии по старости. При оценке его пенсионных прав возникли вопросы по спорным периодам: записям №№ и 11 трудовой книжке, поскольку основания записи № об увольнении истца из СК «Коммунальник», а именно номер приказа и дата, порядковый номер внесены разными чернилами, а в записи № об увольнении из АОЗТ «Арном» отсутствуют сведения о лице, составившем данную запись, подпись данного лица или подпись руководителя, что свидетельствует о заполнении трудовой книжки с данными записями с грубыми нарушениями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором попросил при назначении пенсии не учитывать спорные периоды и назначить пенсию по представленным документам, указав на то, что ему разъяснен порядок перерасчета пенсии в случае предоставления дополнительных доказательств. В этой связи решением от ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия без учета указанных в заявлении периодов в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решение принято по имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам с учетом заявления Шамина С.В. В последующем с заявлением о перерасчете пенсии Шамин С.В. не обращался и дополнительных справок о подтверждении трудовой деятельности в спорные периоды или иных доказательств не предоставлял.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.
С 01.01.2015 установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 4 настоящих Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 5 Правил).
Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (пункт 8 Правил).
Указанное в полной мере согласуется с положениями ст. 11, 14 Федерального закона № 400-ФЗ и дает основание для вывода о допустимости при соблюдении определенных условий возможности подтверждения свидетельскими показаниями спорных периодов работы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
В силу ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно ч. 3 ст. 22 настоящего Федерального закона, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 8 настоящей статьи Федерального закона, в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Таким образом, по смыслу закона непредоставление заявителем необходимого пакета документов, объективно и достоверно подтверждающих заявленные периоды трудового стажа до регистрации в системе государственного страхования, непоступление до истечения трехмесячного срока запрошенных пенсионным органом в подтверждение данного факта документов является основанием для принятия решения об оценке пенсионных прав на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа неоспоримых сведений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Шамин С.В. рожден ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленных им трудовых книжек РОС № и АТ-IV №, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шамин С.В. в преддверии наступления пенсионного возраста (60 лет) он обратился в УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив в распоряжение пенсионного органа паспорт гражданина РФ, военный билет, справку о заработной плате, справку архивного учреждения, справку о не сохранности архива, документ об образовании, договор о стационарном обслуживании, справку о реорганизации предприятия, трудовую книжку образца 1974 года и позднее.
ДД.ММ.ГГГГ Шамин С.В. обратился в УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением, в котором просил при назначении пенсии не учитывать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, поскольку номер и дата издания приказа об увольнении написаны разными чернилами, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ввиду отсутствия подписи лица, заверяющего запись об увольнении, и назначить пенсию по представленным документам. Одновременно в заявлении указал, что он уведомлен о порядке перерасчета пенсии.
Решением УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № Шамину С.В. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» бессрочно в размере 12 206 рублей 83 копеек.
В последующем с заявлением о перерасчете размера пенсии Шамин С.В. к ответчику не обращался.
Анализ фактических обстоятельств и правовая оценка представленных в материалы дела доказательств дают основания для признания решения ответчика о назначении пенсии истцу в оспариваемой части отвечающим требованиям законодательства, поскольку в ходе судебного разбирательства нашло свое объективно подтверждение несоответствие записей № и 11 в трудовой книжке АТ-IV № требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, визуально следует, что основания записи № об увольнении истца из СК «Коммунальник», а именно номер приказа и его дата, порядковый номер внесены разными чернилами, а в записи № об увольнении из АОЗТ «Арном» отсутствуют сведения о лице, составившем данную запись, подпись данного лица или подпись руководителя.
При этом дополнительные (уточняющие) характер трудовой деятельности истца в вышеуказанные периоды доказательства Шаминым С.В. ни при назначении пенсии, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу представлены не были, тогда как из представленной им ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение ответчика справки ГКУВО «Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что документы кооператива «Коммунальщик» на хранение в данное учреждение не передавались, в связи с чем подтвердить трудовой стаж Шамина С.В. за запрашиваемый период не представляется возможным.
Согласно утверждению истца, не содержатся документов в государственном архиве и в отношении АОЗТ «Арном», тогда как подтвердить данную трудовую деятельность в спорные периоды свидетельскими показаниями он не имеет возможности по объективным причинам.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года и\или увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении (п. 1, 3 ч. 2 ст. 18).
При этом перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно п. 54 Правил, перерасчет размера пенсии производится со сроков, предусмотренных статьей 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьей 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Объективно подтверждено и не оспаривалось стороной истца, что Шамин С.В. в пенсионный орган по вопросу перерасчета пенсии не обращался.
Сведений о том, что Шамин С.В. по вине специалистов пенсионного органа был лишен возможности предоставления дополнительных документов, подтверждающих его трудовую деятельность в спорные периоды при обращении за назначением пенсии, как и доказательств тому, что ему не была предоставлена необходимая информация и не были разъяснены его пенсионные права, суду не представлено.
Напротив, из материалов пенсионного дела усматривается, что Шамин С.В., подписывая заявление о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, указал в приложении к заявлению конкретный перечень документов, и был осведомлен о том, какие именно документы были приняты пенсионным органом к учету для оценки его пенсионных прав, а ДД.ММ.ГГГГ обратился к пенсионному органу с письменным заявлением о назначении пенсии без учета спорных трудовых периодов, указав на то, что ему понятен порядок перерасчета пенсии в будущем.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец знал о том, что его трудовая книжка содержит записи, заполненные с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, и вместе с тем не воспользовался предоставленным ему законом правом на предоставление дополнительных документов.
Действия пенсионного органа по назначению Шамину С.В. пенсии в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и дают основание для вывода о законности и обоснованности принятого ответчиком решения.
При имеющихся данных правовые основания для возложения на ответчика обязанности по включению спорных периодов трудовой деятельности в страховой стаж истца и производству перерасчета пенсии Шамину С.В. с учетом спорных периодов со дня назначения пенсии отсутствуют, а потому возложение на ответчика такой обязанности не может быть признано законным и обоснованным.
Доводы истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в полном объеме Шамину С.В. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Шамину Сергею Васильевичу в удовлетворении иска к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе Волгограда о признании незаконным решения о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника строительного участка Кооператива «Коммунальник» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника перерабатывающего цеха АОЗТ «Арном», возложении обязанности по включению спорных периодов трудовой деятельности в страховой стаж и перерасчету страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 01 июля 2019 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова