Дело № 2-478/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Палласовка
Палласовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Сапаровой Е.П., единолично, при секретаре Утюшевой М.А., с участием прокурора Алдунгаровой А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области к администрации Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить площадки накопления твёрдых коммунальных отходов твёрдым покрытием и ограждением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Палласовского района Волгоградской области обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее ТКО), в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что 17 декабря 2019 года постановлением главы Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района №93 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ромашковского сельского поселения» утверждены места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области. В июне 2022 года прокуратурой Палласовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлены нарушения. Администрацией Ромашковского сельского поселения в сфере обращения с отходами производства и потребления надлежащим образом исполнение законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами не соблюдалось, так как места площадки накопления ТКО в г.Палласовке по адресам: п.Ромашки ул. Луговая д.д.15,39, ул.Сельская д.д.3,30/2,43, ул. Андрея Урих д.д.11,56,82/2, ул. Степная д.24, ул. Солнечная д.7/1, п. Пригарино ул. Садовая д.26 не оборудованы твёрдым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В связи с чем 20 июня 2022г. в адрес ответчика вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. Вместе с тем, 15.06.2023 в ходе проведения проверки по данным объектам установлено, что меры к устранению указанных нарушений администрацией Ромашковского сельского поселения не приняты. Актом проверки 15 июня 2023 г. зафиксировано, что по адресам : Волгоградская область Палласовский район п.Ромашки Волгоградской области ул. Луговая д.д.15,39, ул.Сельская д.43, ул. Андрея Урих д.д.11 площадка накопления ТКО не имеет ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Кроме того, по адресам: Волгоградская область Палласовский район п.Ромашки ул. Степная д.24, ул. Солнечная д.7/1, ул. Сельская д.3, п. Пригарино ул. Садовая д.26 отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Невыполнение ответчиком обязанностей, установленных законодательством в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, нарушает права граждан на благоприятную экологическую среду, не обеспечивает реализацию государственной политики в отрасли обращения с отходами на территории региона.
Прокурор района просит возложить обязанности на администрацию Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области обеспечить площадки накопления ТКО ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по следующим адресам: Волгоградская область Палласовский район п.Ромашки ул. Луговая д.д.15,39, ул. Сельская д.43, ул. Андрея Урих д.11; возложить обязанности на администрацию Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области обеспечить площадки накопления ТКО твёрдым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по следующим адресам: Волгоградская область Палласовский район п.Ромашки ул. Степная д.24, ул. Сонечная д.7/1, ул. Сельская д.3 и п. Пригарино ул. Садовая д.26.
В судебном заседании помощник прокурора Палласовского района Волгоградской области Алдунгарова А.З. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
В силу ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).
На основании п. 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п.3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а так же ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), а также СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.06.2010 № 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
На основании п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зеленым – насаждениями.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Палласовского района проведена проверка в деятельности администрации Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области на предмет исполнения законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в ходе которой выявлены следующие нарушения: места площадки накопления ТКО по адресам: п.Ромашки ул. Луговая д.д.15,39, ул.Сельская д.43, ул. Андрея Урих д.д.11 отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; на участке местности по адресам: Волгоградская область Палласовский район п.Ромашки ул. Степная д.24, ул. Солнечная д.7/1, ул. Сельская д.3, п. Пригарино ул. Садовая д.26 отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
20 июня 2022 года (исх. №7-35-2022) в адрес главы администрации Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. До настоящего времени нарушения не устранены.
Таким образом, судом установлено невыполнение администрацией Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области обязанностей, установленных законодательством в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Палласовского района Волгоградской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить площадки накопления твёрдых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по следующим адресам: Волгоградская область, Палласовский район, п.Ромашки, ул. Луговая д.д.15.39, ул.Сельская, д.43, ул. Андрея Урих, д.11.
Обязать администрацию Ромашковского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить площадки накопления твёрдых коммунальных отходов твёрдым (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по следующим адресам: Волгоградская область, Палласовский район, п.Ромашки, ул.Степная, д.24, ул. Солнечная, д.7/1, ул. Сельская, д.3, п. Пригарино, ул. Садовая д.26.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд Волгоградской области (срок изготовления мотивированного решения - 18 июля 2023 года).
Судья Е.П. Сапарова