02 июня 2022 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Серёжкина А.А.,
судей Кулакова А.В., Харитоновой В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ежовой Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Серёжкина А.А. гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Заподнодвинская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения
по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Заподнодвинская центральная районная больница» на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 17 марта 2022 года, с учетом определения Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 24 марта 2022 года об исправлении описки.
Судебная коллегия
установила:
прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения просил возложить на Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность обеспечить финансирование ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» на исполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) в ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в полном объеме, прокуратурой не установлено.
Наличие указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих и пользующихся медицинскими услугами
ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ», его работников, круг которых определить невозможно.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от
21 января 2022 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.
Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 17 марта 2022 года, с учетом определения Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 24 марта 2022 года об исправлении описки, иск прокурора Западнодвинского района Тверской области удовлетворен частично.
Судом на ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, а именно:
- оборудовать здание и территорию ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- обеспечить оснащение объекта (территории) ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» инженерно-техническими средствами и системами охраны, охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
- оборудовать Староторопский офис врача общей практики № 5,
Васьковский фельдшерско-акушерский пункт, Пятиусовский фельдшерско-
акушерский пункт средствами тревожной и охранной сигнализации с выводом на пульт ОВО по Западнодвинскому району - филиал ФГКУ УВО ВНГ по Тверской области;
- установить ограждение объекта (территории) Староторопского офиса врача общей практики № 5;
- установить систему видеонаблюдения с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца на объекте (территории) Староторопского офиса врача общей практики № 5.
Этим же судебным актом на ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории) Севостьяновского фельдшерско-акушерского пункта, провести обследование и категорирование объекта (территории) Севостьяновского фельдшерско-акушерского пункта.
В удовлетворении исковых требований прокурора Западнодвинского района Тверской области к Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области об обеспечении финансирования расходов ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» на выполнение указанных мероприятий отказано.
Не согласившись с постановленным 17 марта 2022 года судебным актом, ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда в части исполнения решения по оборудованию Староторопского офиса врача общей практики
№ 5, Васьковского и Пятиусовского фельдшерско-акушерских пунктов средствами тревожной и охранной сигнализации с выводом на пульт ОВО по Западнодвинскому району - филиал ФГКУ УВО ВНГ по Тверской области.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в обжалуемой части судебный акт является неисполнимым ввиду территориальной удаленности объектов здравоохранения от ППД ОВО, что не позволяет реагированию (выезду) на указанные объекты.
В заседание суда апелляционной инстанции представители
ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ», Министерства здравоохранения Тверской области, Правительства Тверской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Представителем Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представлено заявление о рассмотрение дела в свое отсутствие.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, выслушав прокурора Обихода И.Д., возражавшего в удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» - некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является деятельность больничных организаций.
С учетом характеристик и особенностей функционирования,
23 мая 2017 года указанному объекту здравоохранения присвоена 2 категория опасности, определены необходимые мероприятия в целях усиления антитеррористической защищенности объекта, срок выполнения которых истек в мае 2018 года.
В 2020 году прокуратурой Западнодвинского района Тверской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в
ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ», по результатам которой в ноябре 2020 года главному врачу внесено представление № 18.1-2020, которое признано обоснованным и удовлетворено.
Вместе с тем, доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме не представлено.
Удовлетворяя исковые требования к ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ», суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от
06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", пришел к выводу о законности предъявленных прокурором требований, поскольку установлен факт нарушения соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Судом также сделан вывод, что невыполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
Согласно части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как уже указывалось в настоящем апелляционном определении, решение суда обжалуется ответчиком ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» в части удовлетворения требований прокурора по оборудованию Староторопского офиса врача общей практики № 5, Васьковского фельдшерско-акушерского пункта и Пятиусовского фельдшерско-акушерского пункта средствами тревожной и охранной сигнализации.
Доводов о несогласии с решением суда в иной части апелляционная жалоба не содержит, иными лицами решение суда в апелляционном порядке не обжалуется, в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для проверки решения суда в полном объеме не имеется, в связи с чем, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в пределах доводов жалобы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года № 8.
Как установлено пунктом 16 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в частности, мероприятия: оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории); обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование (п. 5 Требований).
ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» присвоена 2 категория опасности, то есть является объектом, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 50 до 100 млн. рублей.
На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 16(1) Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений (п. 17 Требований).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, являются обязательными для применения и исполнения.
Принимая во внимание комплексный характер мер по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения, публичную и социальную их значимость, Постановление Правительства РФ от
13 января 2017 года № 8 направлено на обеспечение безопасных условий для неопределенного круга лиц, их прав и законных интересов, при посещении объектов здравоохранения.
Судом установлен факт невыполнения ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» возложенной на учреждение действующим законодательством обязанности по исполнению законодательства по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения, связанных с несоблюдением правовых норм, изложенных в указанных выше Требованиях, в том числе в нарушение пункта 14 Требований Староторопский офис врача общей практики
№ 5, Васьковский фельдшерско-акушерский пункт, Пятиусовский фельдшерско-акушерский пункт не оборудованы средствами тревожной и охранной сигнализации с выводом на пульт ОВО по Западнодвинскому району - филиал ФГКУ УВО ВНГ по Тверской области.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела изложенные в заявлении прокурора района нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности нашли свое полное подтверждение, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» в срок до 31 декабря 2022 года устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда в части оснащения объекта (территории) здравоохранения охранной сигнализацией неисполнимо ввиду удаленности данных объектов от ОВО по Западнодвинскому раону – филиал ФГКУ УВО ВНГ по Тверской области, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия принимает во внимание, что паспорта безопасности согласованы и утверждены в 2018 году и до настоящего времени объекты здравоохранения не обеспечены охранной сигнализацией. Отсутствие вышеуказанных систем тревожной и охранной сигнализации, системы экстренного оповещения, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в Староторопском офисе врача общей практики № 5, Васьковском фельдшерско-акушерском пункте, Пятиусовском фельдшерско-акушерском пункте, что не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций.
Ссылка заявителя на Приказ Росгвардии от 21 сентября 2018 года
№ 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации" как содержащий условия невозможности исполнения решения суда является несостоятельной.
Данным правовым актом регламентированы порядок патрулирования, маршруты патрулирования с установлением их протяженности (пункты 45, 46), что никоим образом не влияет на обустройство спорных объектов средствами тревожной и охранной сигнализации. Указанное наставление не содержит положений, создающих прямой запрет либо иные ограничения на выезд групп задержания на охраняемые объекты при срабатывании указанных средств.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок для исполнения возложенных обязанностей - до 31 декабря 2022 года, обеспечит соблюдение баланса интересов сторон, является разумным.
Таким образом, доводы ответчика, содержащиеся в апелляционной жалобе, выводов суда о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права и норм процессуального права, расходящемся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.
Иных доводов, указывающих на обстоятельства, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от
17 марта 2022 года, с учетом определения Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 24 марта 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Заподнодвинская центральная районная больница» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено
09 июня 2022 года.
Председательствующий А.А. Серёжкин
Судьи А.В. Кулаков
В.А. Харитонова