Дело № 2а-859/2021
29RS0005-01-2021-000831-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при помощнике судьи Тороповой А.С.,
с участием административного истца Прудникова В.В.,
представителя административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Верещагиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда <адрес> административное дело по административному иску Прудникова В. В. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным,
установил:
Прудников В.В. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании бездействия незаконным.
В обоснование требований указал, что в октябре 2020 года обратился к ответчику с просьбой о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительном учреждении, расположенном по месту проживания семьи на территории Архангельской области. До настоящего времени решение по его обращению не принято, в связи с чем просил обязать ФСИН России направить его для отбывания наказания в исправительное учреждение Архангельской области.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по <адрес>.
Административный истец Прудников В.В. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем доводам, указав, что ответ на свое обращение так и не получил.
Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Верещагина О.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснив, что на поступившее от Прудникова В.В. обращение 04.10.2021 был дан ответ, поэтому права административного истца не нарушены.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации).
Частью 1 ст. 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона).
Судом установлено, что приговором Архангельского областного суда от 31.05.2016 Прудников В.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222, ч. 3 ст. 222, ч. 2 ст. 330, п. «а» ч. 3 ст. 126, ч. 2 ст.330, п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ, в соответствии со ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет. Местом отбывания наказания в виде лишения свободы определить исправительную колонию особого режима.
В октябре 2020 года Прудников В.В. обратился во ФСИН России по вопросу перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительном учреждении по месту жительства семьи в Архангельской области, где до осуждения проживал и сам административный истец.
24 ноября 2020 года ФСИН России подготовлен ответ и направлен в адрес заявителя, в котором указано, что заявление рассмотрено, в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания осужденного в другом исправительном учреждении, просьба Прудникова В.В. будет удовлетворена.
В марте 2021 года административный истец вновь обратился в ФСИН России с заявлением о принятии решения по вопросу его перевода.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела 04.10.2021 ответчик подготовил ответ, в котором указал, что в связи с осуждением Прудникова В.В. к лишению свободы за совершение преступлений, в том числе предусмотренного ст. 126 УК РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 73 УИК РФ он был направлен в исправительное учреждение Тамбовской области. Для сведения сообщено, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в УИК РФ» не предусматривает изменений порядка рассмотрения вопроса о переводе лиц, осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, из одного исправительного учреждения в другое того же вида.
Оценив представленные доказательства по административному делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришел к выводу об наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Осужденные за преступления, предусмотренные в том числе ст. 126 УК РФ, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 73 УИК РФ, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года № 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с п. 13 которого перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
Таким образом, ФСИН России является органом, уполномоченным для разрешения вопроса перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое, и, соответственно, надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
Исходя из системного толкования положений ст.ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, а на восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации ст.ст. 3 и 4, ст.227 КАС РФ).
При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соблюдению сроков обращения в суд, соответственно, возлагается на лицо, которое их обжалует.
Следовательно, при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем в рассматриваемом случае право административного истца на рассмотрение его обращения в установленные законом сроки нарушено, ФСИН России допущено незаконное бездействие при осуществлении вышеназванных полномочий, до настоящего времени решение по обращению Прудникова В.В. о переводе в иное исправительное учреждение не принято уполномоченным органом, в связи с чем заявленные требования Прудникова В.В. подлежат удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенных прав истца суд возлагает на ФСИН России обязанность в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть обращение административного истца с целью решения вопроса о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в ближайшее к месту жительства его родственников исправительное учреждение в <адрес>.
Указанный срок является разумным и достаточным для рассмотрения поставленного вопроса. ФСИН России необходимо сообщить об исполнении решения суду в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
При этом ФСИН России самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать орган принять то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено наличие совокупности вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Ответчик в силу процессуального статуса и осуществляемой функции на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, КАС РФ, суд
решил:
административный иск Прудникова В. В. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний принять решение по обращению Прудникова В. В. о его переводе для отбывания наказания в <адрес> в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Федеральной службе исполнения наказаний сообщить об исполнении решения суду в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Исакогорский районный суд <адрес>.
Председательствующий Л.А. Шарпалова