Гражданское дело № (№)
УИД <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ заочное
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 19 января 2024 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сивец О.Г.,
при секретаре Топоевой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маганаковой З.Е. к Администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о взыскании задолженности по ежемесячной денежной доплате к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Маганакова З.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о взыскании задолженности по ежемесячной денежной доплате к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
В обоснование иска указала, что она (истец) является получателем ежемесячной доплаты к пенсии, ответчик в указанный период времени выплаты не производил, в связи с чем образовалась задолженность в заявленном размере, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Маганакова З.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик – Администрация Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст.ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Маганакова З.Е. на основании распоряжения Администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № является получателем ежемесячной денежной доплаты к пенсии.
Порядок установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Пуланкольский сельсовет (далее – Порядок) утвержден решением Совета депутатов Пуланкольского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Совета депутатов Пуланкольского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ действие решения Совета депутатов Пуланкольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маганаковой З.Е. начисление и выплаты вышеуказанной доплаты к пенсии не производилась.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 названного федерального закона).
Согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» для лиц, замещавших государственные должности, устанавливается ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, устанавливается в Приложении 3 к настоящему Закону.
Абзацами первым, третьим Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Хакасия, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии.
Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.
В муниципальном образовании Пуланкольский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия действует устав, принятый решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 38 Устава муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства - участника международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, исполняющие в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Пунктом 15 Порядка установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципального образования Пуланкольский сельсовет предусмотрено, в каком случае выплата ежемесячной доплаты приостанавливается – со дня замещения лицом, получающим ежемесячную доплату к пенсии, государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Хакасия, иного субъекта Российской Федерации, муниципальной должности государственной службы Республики Хакасия, иного субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы.
Согласно п. 18 Порядка выплата ежемесячной доплаты к пенсии прекращается лицу, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначено ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, или в соответствии с законодательством Республики Хакасия и иного субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к пенсии.
Судом не установлено оснований для приостановления или прекращения начисления и выплаты Маганаковой З.Е. ежемесячной доплаты к пенсии, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Частью 2 статьи 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 06.12.2017 № 37-П указано следующее.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ) и, соответственно, свободны в выборе способа их защиты (одного или нескольких), притом, однако, что порядок судебной защиты прав и свобод определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а равно неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы, выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 АПК РФ). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 АПК РФ).
Тем самым положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 декабря 2015 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой», предоставление органам местного самоуправления достаточно широкой свободы усмотрения при принятии муниципальных правовых актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не означает, что они могут действовать произвольно, - в силу статьи 15 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в том числе при осуществлении правового регулирования по вопросам, решение которых отнесено к их ведению. Следовательно, органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что устанавливаемый ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной постановлениях от 24 октября 1996г. № 17-П, от 20 июля 2011 г. № 20-П и от 22 апреля 2014 г. № 12-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, выданной Администрацией Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, на основании решения Совета депутатов Пуланкольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «О приостановлении действия решения Совета депутатов Пуланкольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пуланкольский сельсовет» опубликованного ДД.ММ.ГГГГ №(893) в газете официальный вестник, Маганаковой З.Е. начисление и выплаты ежемесячной доплаты к муниципальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией Пуланкольского сельсовета не производились.
Не начисленная сумма за вышеуказанный период составляет <данные изъяты>.
Сведений о погашении ответчиком задолженности за указанный период полностью или частично не представлено
Учитывая изложенное, действия (бездействие) ответчика по не начислению и не выплате истцу в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доплаты к пенсии являются незаконными, в связи с чем суд находит исковые требования Маганаковой З.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: