Решение по делу № 33а-8692/2020 от 12.05.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-8692/2020 (2а-1215/2020)

город Уфа                                 29 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                      Масагутова Б.Ф.

судей                                  Каримовой Ф.М.

                                     Куловой Г.Р.

при секретаре                                Ильясове Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гимазетдинова Радика Агелтдиновича к Межведомственному совету общественной безопасности Республики Башкортостан, администрации главы Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан, выразившегося в уклонении от производства надлежащей проверки по его обращениям о коррупционной деятельности главы администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, а также о признании незаконными действий Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан, выразившихся в противоправных действиях по пособничеству коррупционной деятельности Мустафина И.И., обязании устранить нарушение прав и законных интересов административного истца путем рассмотрения по существу обращений и направления их для разрешения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

по апелляционной жалобе административного истца Гимазетдинова Радика Агелтдиновича на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Масагутова Б.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гимазетдинов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межведомственному совету общественной безопасности Республики Башкортостан, администрации Главы Республики Башкортостан В обоснование указал, что 18 марта 2019 года обратился в Прокуратуру Республики Башкортостан о незаконных действиях коррупционного характера главы администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Мустафина И.И., в том числе о приобретении в собственность жилой квартиры на адрес по цене ... руб., когда доход его семьи за три предыдущих года составил около ... руб. При этом указанную квартиру он не указал в своей декларации о доходах за 2016 год. Свои обращения о многочисленных правонарушениях коррупционного характера, совершенных Мустафиным И.И. в течение нескольких лет его работы главой администрации Илишевского района, Гимазетдинов Р.А. направлял также в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан. В своем заявлении просил прокурорские органы обратиться в суд с иском к Мустафину И.И. об обращении взыскания на вышеуказанную квартиру или предъявить иск о взыскании ее стоимости в размере ... руб. в пользу государства в соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». 01 апреля 2019 года прокурором Республики Башкортостан заявление Гимазетдинова Р.А. было направлено для рассмотрения и решения вопроса по существу прокурору Илишевского района Республики Башкортостан. 23 апреля 2019 года административный истец получил уведомление о результатах рассмотрения заявления от заместителя прокурора Илишевского района Республики Башкортостан ФИО5, в котором он сообщал, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования по заявлению не имеется. При этом он ссылается на то, что по указанным фактам в отношении главы администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Мустафина И.И. проводилась проверка отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и реализации антикоррупционной политики аппарата Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан. 30 апреля 2019 года административным истцом были получены два письма с ответом на его обращения от 22 апреля 2019 года за № 1-г-8555-2 и от 22 апреля 2019 года за № 2-г-2650-2, подписанные заместителем заведующего отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Межведомственного совета общественной безопасности Васильевым В.М., содержание которых противоречит материалам проверки, произведенной по вышеуказанным вопросам Прокуратурой Республики Башкортостан, а также содержит заведомо ложные сведения, дающие возможность Мустафину И.И. избежать ответственности за содеянные правонарушения. Существенные усилия по оправданию противоправных действий Мустафина И.И. приложены также заведующим отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан Бикбулатовым С.Х., который в своем ответе на обращения о нарушении Мустафиным И.И. законодательства о противодействии коррупции фактически сослался на те же доводы, что приведены в ответе его заместителя Васильева В.М. Административный истец полагает, что бездействие административного ответчика препятствует добиться справедливости, пресечь коррупционную деятельность должностного лица, занимающего значительную руководящую должность. В связи с чем просит признать бездействие Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан, выразившееся в уклонении от производства надлежащей проверки по обращениям о коррупционной деятельности главы администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, а также незаконные действия Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан, выразившиеся в противоправных действиях сотрудников аппарата Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан пособничеству коррупционной деятельности Мустафина И.И., незаконным, и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, путем безотлагательного рассмотрения по существу обращений, поступивших из Прокуратуры Республики Башкортостан и из следственного отдела по Кировскому району г.Уфы, и направлению их для разрешения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в следственный орган.

Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2020 года постановлено:

в удовлетворении административного иска Гимазетдинова Радика Агелтдиновича к Межведомственному совету общественной безопасности Республики Башкортостан, Администрации Главы Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан выразившегося в уклонении от производства надлежащей проверки по его обращениям о коррупционной деятельности главы администрации муниципального района Илишевский район, а также о признании незаконными действий Межведомственного совета общественной безопасности Республики Башкортостан, выразившихся в противоправных действиях по пособничеству коррупционной деятельности Мустафина И. И., обязании устранить нарушение прав и законных интересов административного истца путем рассмотрения по существу обращений и направлении их для разрешения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством – отказать.

Не согласившись с указанным решением суда, административный истец Гимазетдинов Р.А. подал апелляционную жалобу, в которой указал, что суд необоснованно сослался на вступившее в законную силу решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2019 года по административному делу, где Гимазетдиновым Р.А. якобы заявлялись аналогичные требования, поскольку рассмотренное Илишевским районным судом Республики Башкортостан административное дело судом не истребовалось и не изучалось. Выразил несогласие с выводом суда о том, что действующим законодательством не предусмотрено обратного перенаправления заявлений о преступлении по подведомственности, поскольку выводы суда не соответствуют материалам и обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении частей 3, 4, 6 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Должностные лица Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан не имели полномочий рассматривать заявления о преступлении и были обязаны направить эти заявления в связи с признаками уголовно-наказуемого деяния по компетенции в правоохранительные органы. Судом первой инстанции были оставлены без внимания доводы о том, что незаконные действия должностных лиц Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан нарушают права Гимазетдинова Р.А. на направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Главы Республики Башкортостан – Назаркина А.И., представителя Прокуратуры Республики Башкортостан – Сафина А.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» государственный орган субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый (определяемые) законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Частью 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года N УП-131 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что на основании части 3 статьи 6 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Управление Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Аппарата межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан осуществляет контроль за расходами лиц, указанных в абзацах втором, третьем (за исключением лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в Администрации Главы Республики Башкортостан, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей), четвертом - шестом подпункта "а" пункта 1 настоящего Указа.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» доклад о результатах осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами.

Лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) несовершеннолетних детей вносит в случае необходимости предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 марта 2019 года Гимазетдинов Р.А. обратился к прокурору Республики Башкортостан с заявлением о незаконных действиях коррупционного характера главы администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Мустафина И.И.

Аналогичные заявления были также направлены в адрес исполняющего обязанности Главы Республики Башкортостан.

22 апреля 2019 года административному истцу направлен ответ (исх. № 1-Г-8555-2) заместителя заведующего отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Межведомственного совета общественной безопасности Васильева В.М.

Согласно указанному ответу сведения, содержащиеся в обращении, ранее неоднократно изучались в рамках рассмотрения обращения других граждан. В ходе проведенной администрацией Главы Республики Башкортостан проверки выявлен факт не указания Мустафиным И.И. в сведениях о доходах информации о получении его супругой денежных средств от ее родителей, направленных на приобретение супругой квартиры, о которой идет речь в обращении Гимазетдинова Р.А. Решением Совета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 01 ноября 2017 года Мустафин И.И. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

В администрацию Главы Республики Башкортостан поступило обращение Гимазетдинова Р.А. из Правительства Республики Башкортостан о коррупционных правонарушениях на территории муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан. 22 апреля 2019 года административному истцу направлен ответ (исх. № 2-Г-2650-2) заместителя заведующего отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Межведомственного совета общественной безопасности Васильева В.М.

Из данного письма следует, что доводы обращения ранее неоднократно изучались в рамках рассмотрения обращений других граждан и в ходе проведенной администрацией Главы Республики Башкортостан в отношении Мустафина И.И. в 2017 году проверки. Согласно ответу рассмотрены доводы обращения относительно хищения имущества ... доводы о допущенным Мустафиным И.И. нарушении запрета на участие в управлении коммерческой организацией ...», доводы относительно предоставления администрацией муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан ... земельных участков, о незаконном изъятии имущества ... доводы обращения о нарушениях бюджетного законодательства, допущенных в 2011 году при выплате компенсаций учителям, работающим в сельской местности, о нарушении Мустафиным И.И. антикоррупционного законодательства.

02 августа 2019 года на обращение Гимазетдинова Р.А., направленное прокурору Республики Башкортостан, в следственное управление Следственного комитета России по Республике Башкортостан, Главе Республики Башкортостан, поступившее в администрацию Главы Республики Башкортостан из Правительства Республики Башкортостан, был дан ответ № 1-Г-17224-18513-2, подписанный заведующим отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Межведомственного совета общественной безопасности Бикбулатовым С.Х., в котором сообщается, что доводы указанных обращений, а также предыдущих обращений в администрацию Главы Республики Башкортостан, ранее однократно являлись предметом проверок. Советом муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан принято решение о привлечении Мустафина И.И. к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Разъяснено право заявителя в случае наличия информации о конкретных фактах о нарушении законодательства обратиться в правоохранительные органы.

Как следует из материалов дела, обращения Гимазетдинова Р.А. о свершенных, по его мнению, противоправных деяниях, поступившие в следственный отдел по Кировскому району г.Уфы, Прокуратуру Республики Башкортостан были направлены для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в Межведомственный совет общественной безопасности Республики Башкортостан. Оснований для уголовного преследования Мустафина И.И. органами дознания и следствия не выявлено.

Обращение Гимазетдинова Р.А. от 04 февраля 2019 года, которое было адресовано прокурору Республики Башкортостан, поступило в администрацию Главы Республики Башкортостан из прокуратуры Илишевского района Республики Башкортостан через Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и аппарат Правительства Республики Башкортостан, рассмотрено отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Межведомственного совета общественной безопасности.

Согласно пунктам 2, 3, 4 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как установлено судом, обращения Гимазетдинова Р.А. рассмотрены надлежащими должностными лицами – заведующим отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции и его заместителем. Заявителю даны ответы в установленный законом срок и порядке.

Довод апелляционной жалобы о том, что обращения Гимазетдинова Р.А. должны были быть направлены в правоохранительные органы не может повлечь отмену судебного постановления, так как в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией, если в нем содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.

В данном случае обращения Гимазетдинова Р.А. поступили в Межведомственный совет общественной безопасности Республики Башкортостан из органов прокуратуры. Следовательно, факты, изложенные административным истцом в своих обращениях, были предметом рассмотрения органов прокуратуры.

По результатам проверки обращений Гимазетдинова Р.А. был установлен факт нарушения, допущенный Мустафиным И.И. при декларировании им доходов, в связи с чем материал направлен в Совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, который привлек Мустафина И.И. к ответственности в виде выговора.

Гимазетдинов Р.А. не лишен возможности самостоятельно обращаться в правоохранительные органы в случае, если он полагает, что со стороны Мустафина И.И имеются противоправные деяния.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления Гимазетдинова Р.А.

Выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами административного дела, значимые для правильного разрешения дела обстоятельства судом установлены и им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права и направленные на необоснованную переоценку обстоятельств по делу. Решение суда является законным и обоснованным, поскольку суд верно применил действующее законодательство.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Гимазетдинова Радика Агелтдиновича – без удовлетворения.

Председательствующий                         Масагутов Б.Ф.

Судьи                                    Каримова Ф.М.

                                    

Кулова Г.Р.

Справка: судья Соколова И.Л.

33а-8692/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гимазетдинов Р.А.
Ответчики
Администрация главы Республики Башкортостан
Межведомственный совет общественной безопасности
Другие
Глава администрации Илишевского района РБ - Мустафин И.И.
Представитель административного ответчика администрации главы Республики Башкортостанн - Сагитов С.С.
Прокуратура РБ
Васильев В.М.
Представитель Гимазетдинова Р.А. - Еникеев А.А.
Бикбулатов С.Х.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Масагутов Булат Фаритович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
13.05.2020Передача дела судье
17.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2020Передано в экспедицию
29.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее