Решение по делу № 21-450/2021 от 06.10.2021

Судья Рыжкова Е.В.

№21-450/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

17 ноября 2021 г. г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление заместителя главного государственного инспектора по Медвежьегорскому и Пудожскому районам по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Медвежьегорскому и Пудожскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 19 августа 2021 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 16 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица ОНДиПР по Медвежьегорскому и Пудожскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Карелия от 19 августа 2021 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник ОАО «РЖД» фио1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью юридически значимых обстоятельств, мотивируя свои доводы ошибочной квалификацией вменяемого правонарушения, вынесением постановления о назначении административного наказания неуполномоченным должностным лицом и наличием двойной ответственности за содеянное перед различными контролирующими органами.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, образуют объективную сторону состава противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №69-ФЗ
«О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Исходя из п.234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.

На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 08.06.2021 №442р-П с 08 июня 2021 г. на территории Республики Карелия был установлен особый противопожарный режим.

Из материалов дела следует, что 11 июня 2021 г. в квартале 24 выделах 52, 53, 54, 57, 59, квартале 25 выделе 22, квартале 26 выделах 9, 10, 11, а также квартале 25 выделах 17, 20, 26, 27 Медвежьегорского участкового лесничества рядом с железной дорогой на перегоне от станции Медвежья гора до станции Вичка Медвежьегорского муниципального района РК были обнаружены лесные пожары, в результате чего воздействию подвержены лесные насаждения государственного лесного фонда на общей площади 25,1 га.

В связи с произошедшим событием 23 июня 2021 г. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что полоса отвода железной дороги, прилегающая к перечисленным выше лесным участкам Медвежьегорского участкового лесничества, в нарушение п.234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не очищена от кустарника и сухой растительности и других горючих отходов.

В связи с выявлением нарушений требований пожарной безопасности 05 августа 2021 г. в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица ОНДиПР по Медвежьегорскому и Пудожскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Карелия от 19 августа 2021 г. юридическое лицо признано виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья сочли, что ОАО «РЖД» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава выявленного противоправного деяния, совершенного в области обеспечения пожарной безопасности, основаны на фактических обстоятельствах и собранных по настоящему делу доказательствах, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Вопреки доводам жалобы должностным лицом и судьей в данном случае надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.2 ст.20.4 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных нарушений, возложенным на ОАО «РЖД» обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности и принцип законности и презумпции невиновности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.

Доводы подателя жалобы относительно ошибочной квалификации противоправного поведения и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности неуполномоченным должностным лицом состоятельными признать нельзя.

Согласно установленным по делу обстоятельствам местом совершения выявленных нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации явилась полоса отвода железной дороги, прилегающая к лесным массивам.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах).

Исходя из п.1 ст.101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

При этом земли иного специального назначения, включая земли транспорта, составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (ст.87 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под землями железнодорожного транспорта понимаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (ст.9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

В силу подп.«г» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 №611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.

Таким образом, исходя из системного единства вышеприведенных норм в их взаимосвязи с положениями ст.ст.22.1, 22.2, 23.34, 28.3, ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и установленных обстоятельств, квалификация выявленному правонарушению дана верная и постановление по настоящему делу вынесено уполномоченным должностным лицом органа пожарного надзора.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов относительно квалификации действий ОАО «РЖД» по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Поскольку сведений о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.32 КоАП РФ, по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) не имеется, нарушения норм ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же деяние, в рассматриваемом случае не усматривается.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о том, что при разрешении настоящего дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.

Учитывая, что юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора по Медвежьегорскому и Пудожскому районам по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Медвежьегорскому и Пудожскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 19 августа 2021 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 16 сентября
2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российский железные дороги» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-450/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Романова Ольга Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

20.4

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
07.10.2021Материалы переданы в производство судье
17.11.2021Судебное заседание
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее