Дело №2-76/2022
24RS0052-01-2021-000454-20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года с. Туруханск, Красноярский край
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
при секретаре Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пашковой Марии Васильевны к администрации Туруханского района Красноярского края о признании незаконным решения, понуждении совершить действие,
установил:
Пашкова М.В., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО10., обратилась в суд с иском к администрации Туруханского района о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действие. В обоснование требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году обратилась в администрацию Туруханского района с заявлением о включении её сына ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвалидом с детства, в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Решением администрации Туруханского района от 13.07.2021 №01-13/2591, ей было отказано в удовлетворении заявления по причине отсутствия правовых оснований для постановки на учет ФИО10. Истец считает действия администрации Туруханского района неправомерными, нарушающими права и законные интересы ее несовершеннолетнего сына. С учетом изложенного истец просит суд признать решение администрации Туруханского района от 13.07.2021 №01-13/2591 об отказе в постановке на учет ФИО10. в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищных субсидий при выезде из районов Крайнего Севера, и возложить на ответчика обязанности включить ФИО10 в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилься за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ.
Истица Пашкова М.В. действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств, заявлений не направила.
Представитель ответчика администрации Туруханского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, указав, что на основании личного заявления, Пашкова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ. состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по очереди работающих граждан. Совместно с ней на учет в качестве членов семьи были поставлены: сын - ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ.р., сын ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ г.р.. ДД.ММ.ГГГГ года Пашкова М.В. обратилась в администрацию Туруханского района с заявлением о включении ФИО10 в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком – инвалидом, проживающий с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: г. Игарка ул. <адрес>. В силу положений установленных статьей 1 Федерального Закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ, администрация Туруханского района не имеет законных оснований для постановки ФИО10. ДД.ММ.ГГГГ.р. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета по категории инвалиды с детства, поскольку время проживания ФИО10 в районе Крайнего Севера составляет 6 лет 8 месяцев 5 дней, что недостаточно для подтверждения его права для постановки в очередь на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного администрация Туруханского района, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д.126-128).
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края, извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежаще, в судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии нормами Федерального Закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет. Поскольку ФИО18 родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после 01 января 1992 года, предусмотренные Федеральным законом основания для включения его в состав лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии отсутствуют. На основании изложенного просил отказать Пашковой М.В. действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО10 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме. Ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия (л.д. 95-96).
Третьи лица ФИО16. и ФИО17., извещенные о времени, дате и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств, заявлений не направили.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они достаточно вовлечен в судебный процесс, однако реализовать свои права участия в судебном процессе не пожелали, в связи с чем, применяя правила, установленные ст. 233 ГПК РФ, рассматривает данное дело в заочном порядке, о чем сторона истца не возражает.
Огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на жилище (часть 1 статьи 40).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом государство содействует гражданам в реализации указанного права, что закреплено в части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Указанная норма Конституции РФ нашла свое продолжение в статье 2 Жилищного кодекса Российской федерации, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2011 №561, от 23.09.2015 №1013).
Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.202 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В силу положений ст. 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», Администрация Туруханского района наделена на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», включающими в себя в том числе: принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ №125 установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).
В судебном заседании установлено, что Пашкова Мария Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка гор. <данные изъяты>, имеет регистрацию по месту жительства по адресу: Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, мкр. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время (л.д.9-10, 76, 86).
Согласно выписки из домовой книги от 28.06.2021 года в жилом помещении расположенном по адресу: г. Игарка, <адрес>, так же зарегистрированы: сын ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ.; сын ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ.; сын ФИО18. с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.86).
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., Пашкова М.В., ФИО16., ФИО17. являются собственниками по 1/3 доли общей долевой собственности квартиры площадью 64,6 кв.м расположенной по адресу: Красноярский край, г. Игарка, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.04.2013 года 24ЕК №№, 24ЕК №№, 24ЕК №№ (л.д.68-73, 74-75).
На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ года Пашкова М.В. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Совместно с ней на учет с ДД.ММ.ГГГГ года для получения субсидии были поставлены члены её семьи: сын – ФИО16; сын – ФИО17 сын – ФИО18 (л.д.27-28, 80).
ФИО18. родился ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении III-БА №№, выданного ДД.ММ.ГГГГ года территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярска (л.д.4).
Согласно справки ООО «Управляющая компания «МЭК» г. Игарка, ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован и проживает по адресу: г. Игарка, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время (л.д.79,86).
Как следует из справки ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России Бюро №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ2019г., ФИО37 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность впервые, группа инвалидности «ребенок инвалид» (л.д.12-13).
Справкой УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) от 07.05.2019 №№ подтверждается, что ФИО37 установлена государственная пенсия по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона №166-ФЗ с 01.04.2019 по 31.03.2024 (л.д.67).
ДД.ММ.ГГГГ года Пашкова М.В. действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО10 обратилась в администрацию Туруханского района с заявлением о включении её и ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д.136-138).
Письмом администрации Туруханского района от 13.07.2021 №01-13/2591, Пашкова М.В. была уведомлена о том, что в удовлетворении заявления о включении её сына ФИО10 в качестве заявителя в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета по категории «инвалиды с детства», отказано на основании положений статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так как ФИО18. родился – ДД.ММ.ГГГГ года, что не соответствует требованиям, установленным ст.1 Федерального закона №125-ФЗ, для подтверждения права граждан на получение жилищной субсидии (л.д.14-15).
Рассматривая требования истца о включении её сына ФИО10 являющегося «ребенком инвалидом», в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 №119-ФЗ) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 №228-ФЗ) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
При этом постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова" статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признана не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Из системного толкования указанных нормативных положений, в том числе ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ, для подтверждения права граждан на получение жилищной субсидии следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на приобретение жилья, законом отнесено: 1) наличие инвалидности с детства; 2) их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо рождение за пределами указанных районов и местностей в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; 3) непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет; 4) отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
По мнению суда, несовершеннолетний ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данным условиям не соответствует, поскольку время проживания ФИО10. в районах Крайнего Севера, на момент обращения с заявлением, составляет 6 лет 8 месяцев 5 дней.
Доводы истца Пашковой М.В. о том, что все основания для постановки ее сына несовершеннолетнего ФИО10 на учет граждан имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, как «инвалида с детства», суд находит необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 1 указанного закона требования о проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей относятся к гражданину, являющемуся инвалидом в детства, а не к матери такого гражданина.
Также суд находит не основанными на законе и доводы представителя третьего лица Министерства строительства Красноярского края, о том что несовершеннолетний ФИО18 родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после 01 января 1992 года, в связи с чем предусмотренные Федеральным законом основания для включения его в состав лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии отсутствуют, поскольку постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П, отказ в постановке и снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, признано несоответствующим Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение администрации Туруханского района № 01-13/2591 от 13.07.2021 г. об отказе в удовлетворении заявления Пашковой М.В. о включении её сына несовершеннолетнего ФИО10 в качестве заявителя в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета по категории «инвалиды с детства», в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ, является законным, и обоснованным в связи с чем, исковые требования Пашковой М.В., удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пашковой Марии Васильевны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО49 к администрации Туруханского района Красноярского края о признании незаконным решения, понуждении совершить действие – оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.В. Житникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.04.2022 года.