Дело № 2-676/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 ноября 2015 года с. Самагалтай
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржака А.А., при секретаре Монгуш М.Э., с участием помощника прокурора Тес-Хемского района Куулар Ш.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва, действующего в интересах Кидиспея Д.К., к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности погасить задолженность по недоначисленной заработной плате, начислении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва Цыремпилов Т.А.-Ц. в интересах Кидиспея Д.К. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее - МБДОУ детский сад «<данные изъяты>») о возложении обязанности погасить задолженность по недоначисленной заработной плате, начислении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В обоснование иска указал на то, что проведена проверка соблюдения трудового законодательства организациями и учреждениями Тес-Хемского кожууна. Установлено, что Кидиспей Д.К. работает в МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>. Его ежемесячная заработная плата составляет <данные изъяты> Размер начисленной Кидиспей Д.К. заработной платы за период с января по май 2015 г. не соответствует требованиям трудового законодательства. Заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями должны начисляться сверх установленного законодательства МРОТ. Размер заработной платы за полностью отработанные месяцы должен составлять не менее <данные изъяты> (<данные изъяты> МРОТ + 40% районный коэффициент + 50% северная надбавка) в связи с чем, перед Кидиспеем Д.К. образовалась задолженность за период с января по май 2015 года в сумме <данные изъяты> Просит возложить обязанность МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» погасить задолженность недоначисленной заработной платы в пользу Кидиспея Д.К. за период с января по май 2015 года в сумме <данные изъяты>, начислять и выплачивать, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
В судебном заседании помощник прокурора Куулар Ш.Б., поддержав исковое заявление, просит удовлетворить требования.
Истец Кидиспей Д.К. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства, рассмотрении дела без его участия не заявил.
Представитель ответчика заведующая МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» <адрес> Жанайдарова У.О. не явилась, надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель третьего лица администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства, рассмотрении дела без его участия не заявил.
В отношении не явившихся лиц суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 3 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/doc/FeullM9z5BWq/001/001/?marker=fdoctlaw" \l "bPReQKd1TwZX" \o "Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность" \t "_blank" 17 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям", территория Тес-Хемского района Республики Тыва относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции ФЗ №408-ФЗ от 01.12.2014 г.) определено, что с 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда составляет <данные изъяты> в месяц.
Из расчётно-платёжных ведомостей следует, что Кидиспей Д.К. имеет ежемесячную заработную плату за январь 2015 года <данные изъяты>, за февраль 2015 года <данные изъяты>, за март 2015 года <данные изъяты>, апрель 2015 года <данные изъяты>, май 2015 года <данные изъяты>, его заработная плата с учётом районного коэффициента и северной надбавки составляет <данные изъяты>
Судом установлено, что Кидиспей Д.К. принят на работу в МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ).
Ежемесячный размер заработной платы работников учебно-воспитательного и обслуживающего персонала МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» <адрес>, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять с ДД.ММ.ГГГГ не менее <данные изъяты> в месяц. На этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50 %, поскольку учреждение, в котором работают заявители, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и рабочее место работника совпадает с местом нахождения учреждения.
Заработная плата Кидиспея Д,К. с ДД.ММ.ГГГГ при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже <данные изъяты>.
Согласно расчету прокурора за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года размер недоначисленной заработной платы составила <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: за январь 2015 года составила <данные изъяты>, подлежащая выплате сумма, <данные изъяты>, фактически выплаченная сумма, ежемесячная недоплата – <данные изъяты>, за февраль 2015 года составила <данные изъяты>, подлежащая выплате сумма, <данные изъяты>, фактически выплаченная сумма, ежемесячная недоплата – <данные изъяты>, за март 2015 составила <данные изъяты> подлежащая выплате сумма, <данные изъяты> фактически выплаченная сумма, ежемесячная недоплата – <данные изъяты>; за апрель 2015 года <данные изъяты> подлежащая ежемесячно выплате сумма, <данные изъяты> фактически выплаченная сумма, ежемесячная недоплата – <данные изъяты>; за май 2015 года <данные изъяты> подлежащая ежемесячно выплате сумма, <данные изъяты> фактически выплаченная сумма, недоплата – <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах работодателем незаконно был установлен истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составлял менее суммы <данные изъяты>, то есть ниже минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер подлежащей с ответчика взысканию в силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход муниципального бюджета государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>, исходя из того, что заявлены требования имущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тес-Хемского района в интересах Кидиспея Д.К. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности погасить задолженность по недоначисленной заработной плате, начислении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» в пользу Кидиспея Д.К. задолженность по недоначисленной заработной плате в размере <данные изъяты>.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» начислять и выплачивать работнику Кидиспею Д.К. заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида <адрес> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения через Тес-Хемский районный суд.
Председательствующий подпись А.А. Ооржак
Копия верна, судья А.А. Ооржак