УИД №30RS0008-01-2019-001240-06 А/д №12-24/2020
Решение
27 февраля 2020 года с. Икряное Астраханской области
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кульковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Рыболовецкого колхоза «Волга» Пряхиной Е.Л. на постановление №04-862\2019 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области Карницкой В.Р от 11.12.2019 года о привлечении юридического лица Рыболовецкий колхоз «Волга», юридический адрес 416370, <адрес>, ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят> к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области Карницкой В.Р от 11.12.2019 года рыболовецкий колхоз «Волга» признан виновным в том, что являясь водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользовании от 23.12.2014 года №50 Р, зарегистрированного в государственном водном реестре за <номер изъят>-<номер изъят> от 29.12.2014 года, не своевременно представил в контролирующий орган сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных вод за второй квартал 2019 года. Рыболовецкий колхоз «Волга» привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Рыболовецкий колхоз «Волга» обратился в Икрянинский районный суд Астраханской области с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, мотивируя тем, что вынесение шести постановлений о привлечении к административной ответственности в рамках одного сообщения Отдела водных ресурсов по АО Нижне-Волжского БВУ от 25.07.2019 гоа за исх. №02-1493 о нарушении одних и тех же норм в одно и то же время, в соответствии со ст. 24.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным, поскольку влечет привлечение Рыболовецкого колхоза «Волга» к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Представитель Рыболовецого колхоза «Волга» Пряхина Е. Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, указала, что с 2014 года в юридическим лицом сдается отчет по форме 3.1 и 3.2, ни каких претензий по оформлению никто не предъявлял.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Влгоградской областям Басурманова А.Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Указывает, что рыболовецкий колхоз «Волга» является водопользователем на основании 6 разных решений о предоставлении водного объекта в пользовании, в связи с чем по каждому объекту предоставляется отчеты установленной формы, соответственно, невозможно, в данном случае, говорить об однородности правонарушений.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя РК «Волга» Пряхину Е.Л., поддержавшую доводы жалобы, представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Влгоградской областям Басурманову А.Х. просившую постановление оставить без изменения, нахожу постановление подлежащими отмене по следующим основаниям:
Административная ответственность по ст. 8.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, Рыболовецкий колхоз «Волга» является водопользователем на основании решения о предоставлении водного объектав пользовании №50\Р от 23.12.2014 года, зарегистрированного в государственном водном реестре за <номер изъят>-<номер изъят> от 29.12.2014, осущестление сброса сточных и (или дренажных вод производится на водном объекте протока Хурдун по адресному оринтиру: <адрес>, вблизи <адрес>, расстояние места сброса от линии уреза воды -0 м, уровень от поверхности воды -ом, географические координаты 47 03 37,38, 47 38, 45,46.
В силу п.8 решения о предоставлении о предоставлении водного объекта в пользовании №50\Р от 23.12.2014 года следует на юридическое лицо возложенна обязанность ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом представлять в отдел водных ресурсов по Астраханской области Нижне-Волжского БВУ сведения, полученные в результате учета сбороса сточных и (или) дренажных вод, из качества согласно требованиям п. 14 приказа МПР Россиской Федерации от 08.07.2009 года №205.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также в установленные сроки представлять результаты такого учета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Пунктом 14 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 8 июля 2009 года № 205, установлено, что сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Из письма Нижне-Волжское БВУ от 25.07.2019 года за исх. №02-1493 следует, что юридическим лицом не представлены сведения, получаемые в результате учета объеме забора (изьятия) водных ресурсов и объеме сброса сточных (дренажных) вод за 2 квартал 2019 года в установленные.
Отчеты рыболовецкого колхоза «Волга» за второй квартал 2019 года представлены должностному лицу отдела водных ресурсов с нарушением срока.
Данное нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правнарушениях, что послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответтвенности
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 24.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
По смыслу закона, разрешение вопроса о наличии оснований для привлечения лица к административной ответственности не может быть произвольным и зависеть исключительно от избранного административным органом способа оформления нарушений закона.
Как следует из содержания постановления и материалов дела, ранее государственным инспектором, ведущим-специалистом экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям Измайловым Р.З. 04.12.2019 года было вынесено постановление №04-871\2019 года об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях за своевременное непредставление сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества за второй квартал 2019 года.
Вместе с тем, следует учитывать, что при наличии по состоянию на 04.12.2019 года у административного органа государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, гнологического и земельног надзора по Астраханской области Карницкой В.Р. информации о нарушении положений нормативных актов, регламентирующих предоставление сведений по учету использования водных ресурсов, соблюдение которых входит в компетенцию данного должностного лица, при том, что все нарушения лежат в одной области, в один период времени - 11.07.2019 года и выявлены в рамках одной проверки, основания для составления нескольких протоколов об административном правонарушении изначально отсутствовали
В данном случае совокупность административных правонарушений была создана искусственно, избранным способом документального оформления нарушений закона, составлением в дальнейшем нескольких протоколов об административных правонарушениях и вынесение соответственно нескольких постановлений об административных правонарушениях применительно к каждому объекту водопользования, что нельзя признать оправданным.
По смыслу ст. 28.2 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях административный орган в данном случае должен был составить один протокол об административном правонарушении и одно постановление, в рамках которого описать каждый эпизод совершенного правонарушения.
Принимая во внимание, что постановлением №04-871\2019 от 04.12.2019 (рассмотрение было назначено на 15-00 часов) государственным инспектором, ведущим -специалистом экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям Измайловым Р.З Рыболовецкий колхоз «Волга» уже был привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях, оснований для повторного назначения ему наказания по тем же обстоятельствам отсутствуют.
Более того, суд отмечает, что в данном случае, совокупность административных правонарушений создана искусственно, что нельзя считать оправданным. Объединение в одно производство дел по однородным административных правонарушениям, совершенным одним юридическим лицом, соответствовало бы требованиям Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях.
Такое объединение дел в одно производство и назначение наказания в пределах санкции соответствующего состава административного правонарушения не противоречит целям административного наказания, являющегося установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса).
Это соответствует принципу справедливости административной ответственности и соразмерности применяемых к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административной ответственности. Назначение наказания за каждое из однородных правонарушений о чем указывается представителем Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Басурмановой А.Х. в судебном заседании, неминуемо приведет к возложению на юридическое лицо, в отношении которого административное производство велось, чрезмерной ответственности и к ухудшению его положения.
В этой связи постановление №04-862\2019 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, гнологического и земельног надзора по Астраханской области Карницкой В.Р от 11.12.2019 года подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п.7 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях - ввиду наличия по этому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу представителя Рыболовецкого колхоза «Волга» Пряхиной Е.Л. удовлетворить.
Постановление №04-862\2019 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области Карницкой В.Р от 11.12.2019 года о привлечении юридического лица Рыболовецкий колхоз «Волга» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Россиской Федерации об административных правонарушениях - ввиду наличия по факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.
Решение вступает в законную силу незамедлительно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020 года.
Судья Е.В. Александрова