Решение по делу № 33-4330/2024 от 24.04.2024

Кизилюртовский районный суд РД

судья ФИО7

дело

УИД 05RS0-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу

<дата>                                                                                              г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей ФИО20 и ФИО8,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

с участием прокурора ФИО10,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1, АО «СОГАЗ» о признании утратившим права на получение единовременных пособий, страховых выплат в связи с гибелью сына – военнослужащего, обязании отказать в выплате единовременных пособий и страховых сумм, признании истца единственным родителем, имеющим права на получение страховых сумм, единовременных пособий и иных мер государственной поддержки в связи с гибелью сына военнослужащего,

по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО20, объяснения представителя истца ФИО2ФИО21, а также заключение прокурора ФИО10, полагав-ших, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1, АО «СОГАЗ» о признании утратившим права на получение единовременных пособий, страховых выплат в связи с гибелью сына – военнослужащего, обязании отказать в выплате единовременных пособий и страховых сумм, признании истца единственным родителем, имеющим права на получение страховых сумм, единовременных пособий и иных мер государственной поддержки в связи с гибелью сына военнослужащего.

Иск мотивирован тем, что стороны с 1990 года по 2001 год состояли в фактических брачных отношениях, в данном браке родилось трое детей ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения.

Сын ФИО3 проходил военную службу по контракту. <дата> погиб в ходе проведения Специальной военной операции в <адрес>, похоронен в <адрес> <дата>

Ссылаясь на положения Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее – Закон N 52-ФЗ), Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от <дата> N 98), истец также указала, что в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, родители военнослужащего как члены семьи погибшего в равных долях имеют право на получение мер социальной поддержки в виде страховой суммы, единовременного пособия, единовременной выплаты.

ФИО2 считает, что ФИО1 должен быть лишен права на получение страховой суммы, единовременного пособия и единовременной выплаты, предусмотренных названными выше нормативными правовыми актами. Фактические брачные отношения между сторонами прекращены в 2001 году, военнослужащий ФИО6 М.Г. проживал совместно с истцом. Ответчик с 2001 года не принимал участия в воспитании сына ФИО3, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал его материально, алименты не выплачивал, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития. ФИО1 никогда не интересовался судьбой своего ребенка ФИО3 Ответчик ненадлежащее исполнял свои родительские обязанности.

За 23 прошедших года с момента прекращения брачных отношений ответчик ни разу не навестил своих детей, никаким образом не участвовал в их воспитании, содержании, на похороны сына не пришел. Воспитанием, содержанием детей занималась все это время истец, никакой помощи со стороны ответчика не получала. Истец сама вырастила детей, работая на трех работах. По имеющейся у истца информации, ответчик обратился за получением причитающихся членам семьи погибшего военнослужащего выплат в виде страховой суммы, единовременных пособия и выплаты.

На основании изложенного истец просила суд признать ответчика ФИО1 утратившим права на получение указанных выше выплат страховой суммы, единовременных пособий и выплат, обязать АО «СОГАЗ» отказать ФИО1 в выплате единовременных пособий и страховых сумм, признать её единственным родителем, имеющим право на данные выплаты.

Решением Кизилюртовского районного суда Республики Дагестанот <дата> постановлено:

«исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать ФИО1 утратившим права на получение единовременного пособия в связи с гибелью сына – военнослужащего ФИО3.

Признать ФИО1 утратившим права на получение страховых сумм в связи с гибелью сына – военнослужащего ФИО3.

Признать ФИО1 утратившим права на получение единовременного пособия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> связи с гибелью сына – военнослужащего ФИО3.

Обязать Акционерное общество «СОГАЗ» отказать ФИО1 в выплате единовременного пособия и страховых сумм в связи с гибелью сына – военнослужащего ФИО3.

Признать ФИО2 единственным родителем, имеющим право на получение единовременных пособий, страховых сумм и иных мер государственной поддержки в связи с гибелью сына – военнослужащего ФИО3 в ходе специальной военной операции».

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права

На указанную апелляционную жалобу помощником Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО11 поданы возражения, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с приведенной выше нормой, заслушав объяснения представителя истца и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Из материалов дела усматривается, что ФИО3,<дата> года рождения, является сыном ФИО2 и ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-БД .

<дата> рядовой ФИО3, <дата> года рождения, погиб в период прохождения военной службы в ходе специальной военной операции в результате минометного обстрела в районе населенного пункта <адрес>. Смерть ФИО3 связана с исполнением обязанностей военной службы.

Судом установлено, что стороны находились в фактических брачных отношениях с 1990 года по июль 2021 года, брачные отношения между сторонами прекращены в июле 2001 года. ФИО1 ушел из семьи в июле 2001 года.

Обращаясь в суд с иском ФИО2 ссылалась на то, что ответчик ФИО1 после прекращения семейных отношений надлежащим образом не исполнял свои родительские обязанности по отношению к погибшему сыну и другим детям, материально не помогал в содержании погибшего сына и других детей, ни разу не приезжал к погибшему сыну и другим детям, не принимал какого-либо участия в воспитании своего ребенка, не общался с детьми, алименты не платил.

Согласно представленному истцом материалу из мирового судьи судебного участка <адрес> следует, что ФИО2 <дата> обратилась к мировому судье судебного участка <адрес> с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании алиментов на содержание троих несовершеннолетних детей ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от <дата> ответчик ФИО1 объявлен в розыск, в связи с неизвест-ностью места пребывания ответчика, производство по делу приостановлено до розыска ответчика.

ОМВД России по <адрес> <дата> в отношении ФИО1 заведено розыскное дело .

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от <дата> производство по указанному делу возобновлено и было назначено к рассмотрению.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от <дата> исковое заявление ФИО2 к ФИО1 о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей оставлено без рассмотрения в виду вторичной неявки сторон по делу.

Как следует из показаний свидетелей: ФИО4, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14 ответчик ФИО1 в жизни своего погибшего сына с момента распада семьи и до совершеннолетия ребенка участие не принимал, не оказывал ему моральную, духовную поддержку, не содержал его до совершеннолетия, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, никогда не интересовался судьбой своего ребенка ФИО6. Ответчик не обращался в воспитательные учреждения, медицинское организации, организации социального обслуживания и аналогичные организаций о предоставлении ему информации о своем сыне ФИО6. Сам ответчик никогда не ездил к сыну, не навещал его, сын сам два или три раза до его совершеннолетия приезжал к отцу.

Ответчик ФИО1 в обоснование своих возражений относительно исковых требований ссылался на то, что он общался с сыном, материально ему помогал. Данные обстоятельства могут подтвердить приглашенные им свидетели ФИО6 А.Г., ФИО16, ФИО17

Из показаний свидетелей: ФИО15, ФИО16, ФИО17 следует, что погибший сын ФИО6 сам два или три раза за все время приезжал к своему отцу ФИО1 Отец с сыном общались и по телефону, ФИО1 помогал сыну материально, он его женил, дал сыну 5 000 рублей.

Между тем каких-либо доказательств документально подтверждающих, что ФИО1 материально содержал своего сына ФИО6, стороной ответчика суду не представлено. Ни один из допрошенных свидетелей со стороны ответчика не показали, что лично в их присутствии ответчик ФИО1 передавал сыну денежные средства, либо пакет с продуктами или вещами, или каким-либо иным образом материально помогал сыну.

В судебном заседании ответчик ФИО1 показал, что он сам ни разу к своим детям не ездил, не навещал их, в школу, где учился сын ФИО6, он не приходил, в медицинские организации, организации социального обслуживания и аналогичные организации о предоставлении ему информации о своем сыне ФИО6 ответчик не обращался, у него не было возможности материально помогать сыну.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2 о лишении ФИО1 права на получение единовременного пособия и страховой выплаты в связи с гибелью при прохождении военной службы сына ФИО3 суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", исходил из того, что право родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с военнослужащим, погибшим при исполнении обязанностей военной службы, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Разрешая вопрос о наличии у ФИО1 права на получение спорных выплат, суд, руководствуясь положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 18, 27 Конвенции о правах ребенка, статьи 38 Конституции Российской Федерации, статей 1, 61, 62, 63, 66, 69, 71 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что ФИО1, являясь отцом ФИО2 заботу о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии сына не проявлял, не использовал свое право на общение с ребенком, не навещал его в несовершеннолетнем и во взрослом возрасте, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение единовременного пособия и страховой суммы, в связи с гибелью сына ФИО3 при исполнении обязанностей военной службы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ).

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ.

Так, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 рублей.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац 9 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ).

Федеральным законом от <дата> № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от <дата> N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от <дата> "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Указом Президента Российской Федерации от <дата> "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат" (зарегистрировано в Минюсте России <дата> N 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях совершеннолетним детям указанных военнослужащих и лиц либо в случае отсутствия совершеннолетних детей полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт "а" Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 98).

Выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица. В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (подпункт 3.1 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 765).

В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны Российской Федерации от <дата> N 727).

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 22-П, от <дата> N 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от <дата> N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях выплаты страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, принимая во внимание цели правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), и лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

При этом законодатель исходит из права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Из разъяснений, данных в абзаце 1 и 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", следует, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69 и 73 СК РФ).

В пункте 13 данного постановления разъяснено, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

С учетом характера спорных правоотношений, заявленный исковых требований и возражений ответчика в данном случае юридически значимыми для правильного разрешения спора являлись следующие обстоятельства: принимал ли ответчик какое-либо участие в воспитании сына, оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между отцом и сыном фактические семейные и родственные связи.

При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Судом первой инстанции установлено, что ответчик не оказывал сыну ФИО3 ни моральную, ни физическую, ни духовную поддержку, материального участия в содержание сына, включая уплату алиментов на его содержание, не принимал, что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что между ответчиком и его умершим сыном отсутствовали фактические семейные и родственные связи.

Отсутствие доказательств участия в содержании ребенка, судом может быть расценено как уклонение родителя от содержания своего ребенка.

Разовые факты общения, имевшие место после совершеннолетия ФИО3, не свидетельствуют об участии ответчика в его воспитании до достижения им совершеннолетия. Единичные случаи звонков не являются надлежащим исполнением обязанностей родителя со стороны ответчика.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, которые являлись предметом рассмотрения дела, судебная коллегия не может признать их состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Кизилюртовского районного суда Республики Дагестанот <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Н.В. Загиров

Судьи                                                                                           ФИО20

ФИО19

33-4330/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедова Бадрият Ражбадиновна
Ответчики
АО СОГАЗ
Багавудинов Башир Магомедшарипович
Другие
Мумингаджиев Башир Магомедшарипович
Омарова З.С.
Цыренов Амгалан Александрович
ФГКУ Единый расчетный центр министерства
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.04.2024Передача дела судье
13.06.2024Судебное заседание
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее