К делу №
ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2022г. <адрес>
ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи Хагундоковой Р.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в ФИО2 городской суд Республики ФИО4 с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» (далее – Общество) о признании действий должностных лиц Общества по расчету суммы задолженности в размере 12586,24 рубля незаконным, о признании недействительным платежного документа за май 2022 года и об обязании Общества произвести перерасчет указанной суммы долга, исключив сумму задолженности в размере 12586,24 рубля. В обоснование своих требований истец указал, что Общество произвело начисление платы за потребленный газ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативам, в связи с тем, что очередная проверка прибора учета произведена лишь ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, в том числе периодичности поверки, что предусмотрено статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). Из положений Закона № 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета. Не проведение потребителем поверки прибора учета свидетельствует о бездействии, которое привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). Сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. При этом абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Закона № 102-ФЗ лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. В процессе эксплуатации приборов учета улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит. Данная позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. Из материалов дела следует, что поверка и допуск в эксплуатацию прибора учета ответчика осуществлены без его снятия, замены, ремонта и регулировок, прибор учета опломбирован, получено свидетельство о поверке. Данных, свидетельствующих о наличии в бездействии истца признаков злоупотребления правом (уклонения от обязанности произвести очередную поверку), равно как и иных оснований для вывода о невозможности использования прибора учета, не установлено. Напротив, как следует из материалов дела, Общество, осведомленное о дате истечения срока поверки прибора учета в течение длительного времени (более полугода) не осуществляло проверку состояния прибора учета газа у абонента, принимало от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении межповерочного интервала, то есть не проявляло как профессиональный участник отношений по газоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента. Истец сослался на статью 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О защите прав потребителей» и на часть 3 статьи 23 ГПК РФ.
Истец в судебном заседании поддержала иск и просила удовлетворить его полностью.
Представитель ответчика в судебном заседании представила в материалы дела письменные возражения, в которых указала, что с октября 2020 года показания прибора учета поставщику газа истец не сообщал. Пунктом 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее – Правил) в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента. В связи с этим, с октября 2020 года поставщик газа стал производить расчет объема потребленного газа в соответствии с указанным пунктом. Пунктом 25 Правил установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии. В информационной базе данных Общества значится срок проведения очередной проверки прибора учета газа – ДД.ММ.ГГГГ, данная информация указывалась в квитанциях. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» срок проверки прибора учета газа продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Так как до ДД.ММ.ГГГГ проверка прибора учета не производилась истцом, с этого момента он считается неисправным (пп. 6 п.81.12 Правил).
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела и доводы искового заявления, суд находит его, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 25 Правил № поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении определенных условий, одним из которых является исправность прибора учета газа (пп. «г»).
При несоблюдении потребителем условий пп. «г» п. 25 Правил объем потребления газа определяется в соответствии абзацем 2 пункта 28 Правил, согласно которому в случае выявления неисправности прибора учета газа в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе, установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Как установлено п. 81.12 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №) прибор учета считается вышедшим из строя в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
В соответствии с пп. «в» п. 21 Правил № на абонента возложена обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Суд отклоняет довод истца о том, что она фактически не проживает в данном жилом помещении, поскольку при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения – пункт 56.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно п.86 Постановления № при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Перерасчет производится при предоставлении доказательств невозможности установки прибора учета.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Суд исходит из недоказанности истцом всей совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявляемых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО4 через ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня составления мотивированного решения, т.е. с 26.07.2022г.
Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-50
Подлинник определения находится в материалах дела №а-2774/2022
в ФИО2 городском суде Республики ФИО4