Именем Российской Федерации
г. Тамбов 2 октября 2018 года
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Анохиной Г.А.,
при секретаре Антоновой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желябовского Владимира Александровича к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Желябовский В.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в котором с учётом уточнений просил признать незаконным приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 21.12.2017 г. № 2043-ф об исключении его из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, восстановить в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, после гибели родителей был передан на попечение бабушки и проживал с ней в Саратовской области. На основании приказа Управления социального развития Тамбовской области от 08.07.2011г. № 816, протокола заседания комиссии по рассмотрению жилищных вопросов № 8 от 04.07.2012г. он был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за № 802.
После окончания школы он учился и проживал в г.Кирсанове Тамбовской области, имел временную регистрацию. Согласно справке, выданной главой Ртищевского муниципального района Саратовской области, за ним не закреплены и не сохраняются никакие жилые помещения.
В июле 2018 года он обратился в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по вопросу предоставления жилья, но 25.07.2018г. получил письменный ответ о том, что исключен из Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а ввиду того, что ему уже исполнилось 24 года, он не вправе обращаться за включением его в названный Список. Однако на момент включения его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам социальной защиты было известно, что он проживает в Саратовской области, в направленном в его адрес уведомлении о включении в Список не было указано на необходимость обращения в компетентные органы другого региона по вопросу включения в Список. Кроме того, такого основания для исключения из Списка как «отсутствие места жительства на территории Тамбовской области (или иной области)» законодательство не содержит. При этом до настоящего времени он жильём не обеспечен, собственного жилья не имеет.
Истец Желябовский В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что вынужденно выехал с территории Тамбовской области, будучи несовершеннолетним, и проживал с опекуном – бабушкой. Обучаясь в г.Кирсанове имел временную регистрацию в г.Кирсанове с 2012 года. В 2014 году был призван в ряды вооружённых сил РФ. С 2015 года регистрации на территории Тамбовской области не имел, был постоянно зарегистрирован в Саратовской области. По месту регистрации на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении не поставлен. В настоящее время проживает и работает в г.Москве, но намерен после предоставления жилого помещения проживать в г.Тамбове.
Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Авдеева И.В. исковые требования не признала, поддержав письменные возражения на исковое заявление, исходя из которых, истец был исключен из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ввиду непроживания на территории Тамбовской области и восстановлению в Списке не подлежит ввиду достижения им 23-летнего возраста.
Представитель третьего лица администрации Тамбовской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит возможным удовлетворить исковые требования Желябовского В.А.
Статьей7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Фактически аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (п. 9 ст. 8 ФЗ 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, п. 1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З).
Таким образом, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы по месту первичного учета от обязанности предоставить жилое помещение.
Исчерпывающий перечень оснований для исключения вышеуказанных граждан из списка предусмотрен п.3 ст.6.1 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 года № 682-З. Это: 1) предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; 2) утрата оснований, дающих право на предоставление жилого помещения (обеспечение жилым помещением по нормам, путем приобретения жилого помещения за свой счет, либо путем получения наследования или дарения жилого помещения, а также в случае смерти детей-сирот, либо признании судом их безвестно отсутствующими).
Желябовский В.А., 24.01.1994 года рождения, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области от 28.06.2012 г. № 83 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Согласно справке заместителя главы администрации Кирсановского района Тамбовской области от 31.07.2012г. № 1288 Желябовский В.А. как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей на территории Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области 06.10.1998г.
На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению жилищных вопросов от 05.07.2012г. № 8 признано право Желябовского В.А. на получение жилой площади или социальной выплаты в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011г. № 816 «Об утверждении Порядка обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения». При этом в протоколе отмечено, что Желябовский В.А. зарегистрирован по адресу: Саратовская область, г.Ртищево, ул.Полевая, д.22.
Учётное дело Желябовского В.А. было направлено в Управление социального развития Тамбовской области, и Желябовский В.А. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сообщению Управления социального развития Тамбовской области № 07/9659 от 27.06.2014г. по состоянию на данную дату истец в Списке значился под № 802.
Приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 21.12.2017 г. № 2043-ф Желябовский В.А., который в установленном порядке жилым помещением обеспечен не был и не утратил оснований, дающих право на предоставление жилого помещения, был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в связи с отсутствием у него места жительства на территории Тамбовской области.
Как указывалось выше, перечень оснований для исключения граждан из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является исчерпывающим.
Действительно Желябовский В.А., будучи несовершеннолетним, вынужден был выехать с территории Тамбовской области и проживать по месту проживания опекуна в Саратовской области. Однако данный выезд был вынужденным, от воли и желания истца не зависел в силу несовершеннолетия.
Кроме того, обладая информацией о месте постоянной регистрации истца на территории иного субъекта Российской Федерации, ответчик выключил истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признав право на обеспечение жилым помещением по месту первичного выявления как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Как следует из объяснений истца, по состоянию на 2012 год он имел временную регистрацию в г.Кирсанове Тамовской области, и обучался с 01.09.2009г. по 30.06.2013г. в ТОГБОУ СПО «Кирсановский аграрный техникум». Соответственно Желябовский В.А. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законно по месту проживания в Тамбовской области.
По достижении 18-летнего возраста или по окончании учебного заведения, или по окончании службы в армии истец жилым помещением обеспечен не был при том, что и на момент достижения 18 лет, и на момент окончания учебного заведения, и на момент окончания военной службы по призыву состоял в Спискеа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированном компетентным органом именно по Тамбовской области.
На момент издания ответчиком приказа об исключении истца из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейЖелябовский В.А. достиг 23 лет, на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в других регионах не поставлен, в собственности жилого помещения не имеет.
Кроме того, истцу, не имеющему в пользовании на территории Тамбовской области жилых помещений, затруднительно было проживать на территории области фактически. При том, что и в настоящее время при оформленной временной регистрации истца в г.Кирсанове Тамбовской области фактическое его проживание в Тамбовской области затруднительно.
При указанных выше обстоятельствах выезд Желябовского В.А. с территории Тамбовской области не давал Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оснований для отказа истцу в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и исключения его из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 21.12.2017 г. № 2043-ф не может быть признан законным, а нарушенное право истца подлежит восстановлению путем восстановления его в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с даты первоначального учета, и соответственно путём обеспечения его жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Желябовского Владимира Александровича удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 21.12.2017г. № 2043-ф «Об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда области и исключении из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Восстановить Желябовского Владимира Александровича, 21.01.1994 года рождения, в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить Желябовскому Владимиру Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.А. Анохина
Решение суда принято в окончательной форме: 05.10.2018 г.
Судья Г.А. Анохина