Решение по делу № 33-1365/2024 от 28.06.2024

УИД 13RS0018-01-2024-000017-61

    Судья Занькин Д.В.                                               № 2-31/2024

    Докладчик Верюлин А.В.                                                       Дело № 33-1365/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

    председательствующего      Верюлина А.В.

    судей Дубровиной Е.Я., Елховиковой М.С.

    при секретаре                      Галимовой Л.Р.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 1 августа 2024 г. в г. Саранске гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению доступа к газопроводу по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - Главы Ромодановского сельского поселения Колмаковой Т.В. и представителя третьего лица администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Главы Ромодановского муниципального района Ведяшкина С.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 7 мая 2024 г.

    Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    установила:

прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению доступа к газопроводу и воздушным линиям электропередач.

В обоснование предъявленных требований истец указал на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия законодательства о землепользовании.

В ходе проверки установлено, что около <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия (принадлежащего Семкину В.В.) проложены надземный газопровод низкого давления и воздушная линия электропередач.

В связи с произрастанием древесно-кустарниковой растительности доступ к указанным линейным объектам инженерной (коммунальной) инфраструктуры фактически отсутствует, следовательно, их обслуживание для эксплуатирующих организаций является затруднительным.

Кроме того, падение ветвей произрастающих рядом деревьев на линии газопровода и электропередач, может привести к их повреждению и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан. В связи с этим, заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Спорный земельный участок расположен в границах Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а поэтому его содержание и благоустройство является предметом деятельности ответчика.

По этим основаниям прокурор просил суд обязать администрацию Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу и воздушным линиям электропередач, проходящим вблизи <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия, со стороны железнодорожных путей, включающий возможность проезда специализированной техники, в том числе путем вырубки препятствующей этому растительности.

Определением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 7 мая 2024 г. производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности предоставить доступ к воздушным линиям электропередач, проходящим вблизи <адрес>, расположенного по <адрес> Республики Мордовия со стороны железнодорожных путей, включающий возможность проезда специализированной техники, в том числе путем вырубки препятствующей этому растительности, прекращено в связи с отказом истца от указанной части требований.

С учетом дополнений прокурор окончательно просил суд обязать администрацию Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить доступ к надземному газопроводу, проходящему в западном направлении от <адрес> Республики Мордовия, путем вырубки древесно-кустарниковой растительности вдоль трассы газопровода от условной точки с координатами Х=417562.11, Y=1302266.91 до условной точки с координатами Х=417580.16, Y=1302283.57 (протяженностью 25 метров) на расстоянии 2 метров с западной стороны от трассы газопровода, в том числе путём вырубки нависающих над этой частью трассы газопровода веток деревьев, произрастающих напротив указанного дома.

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 7 мая 2024 г. предъявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Глава Ромодановского сельского поселения Колмакова Т.В. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на следующее: законодательство не возлагает на органы местного самоуправления поселения обязанность по осуществлению благоустройства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; спорный участок не является территорией общего пользования, поскольку по нему проходит охранная зона газораспределительной сети и охранная зона электросетевого хозяйства с особыми условиями использования; обязанность по вырубке древесно-кустарниковой растительности, произрастающей рядом с газопроводом, должна быть возложена на собственника газопровода; прокурор неправомерно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае круг лиц установить возможно: собственник дома и организации, обслуживающие расположенные на участке линейные объекты.

Аналогичные доводы содержатся также в апелляционной жалобе представителя третьего лица – Главы Ромодановского муниципального района Ведяшкина С.В.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчика прокурор Ромодановского района Республики Мордовия Егоров И.А. просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, представители третьих лиц администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, АО «Газпром газораспределение Саранск», ОАО «Российские железные дороги», третье лицо Семкин В.В. не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство дела не просили. При этом в письменных заявлениях главы администраций Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и Ромодановского муниципального района Республики Мордовия просили рассмотреть дело в отсутствии представителей поименованных органов.

На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании прокурор Немудрякин И.Б. просил решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

    Как установлено судом, на территории Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия АО «Газпром газораспределение Саранск» осуществляет техническую эксплуатацию газораспределительных сетей, в том числе надземного газопровода низкого давления, расположенного в <адрес>, протяженностью 5494 м.

Надземный газопровод принадлежит АО «Газпром газораспределение Саранск» на праве собственности.

    Из имеющегося в материалах дела комиссионного акта проверки технического состояния надземного газопровода от 11 марта 2024 г., составленного членами комиссии АО «Газпром газораспределение Саранск», следует, что в ходе проверки участка охранной зоны газопровода напротив жилого <адрес>, выявлено наличие множественной кустарниковой растительности, а также наличие двух многолетних деревьев. Падение деревьев может повлечь повреждение газопровода, что повлечет приостановление подачи газа абонентам по <адрес>. Расположение кустарниковой растительности и деревьев препятствует подъезду специальной техники непосредственно к газопроводу в случае возникновения аварийной ситуации (т.1, л.д.125-131).

    Аналогичные данные приведены в актах проверки от 6 ноября 2023 г. и 14 марта 2024 г., составленных помощником прокурора Ромодановского района Республики Мордовия. При этом из последнего акта следует, что древесно-кустарниковая растительность произрастает на протяжении 25 метров вдоль трассы газопровода (т.1, л.д.5, 222-230).

    Согласно имеющемуся в деле заключению ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия от 28 марта 2024 г., два многолетних дерева на спорном земельном участке, расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена (т.2, л.д.9-13).

    Земельный участок фактически одновременно расположен в двух кадастровых кварталах с кадастровыми номерами 13:16:0101033, 13:16:0101036, вблизи расположенного в последнем квартале земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>.

Прокурором Ромодановского района Республики Мордовия Сидоровым С.В. в адрес Главы Ромодановского муниципального района 8 ноября 2023 г. вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, сомнения в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предъявленные исковые требования.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях размещения, капитального ремонта нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, иных трубопроводов, линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаться сервитуты или публичные сервитуты, может осуществляться использование земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

Согласно пунктам 5, 6 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

В силу пункта 7 Правил для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:

а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;

е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, - в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.

Как следует из подпункта «е» пункта 14 названных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.

Согласно пунктам 25, 26 Правил эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить следующие работы в охранных зонах:

г) расчистка трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.

При прохождении охранных зон газораспределительных сетей по лесам и древесно-кустарниковой растительности эксплуатационные организации газораспределительных сетей обязаны за свой счет:

содержать охранные зоны (просеки) газораспределительных сетей в пожаробезопасном состоянии;

создавать минерализованные полосы по границам просек шириной не менее 1,4 метра;

устраивать через каждые 5 - 7 километров переезды для противопожарной техники. Проведение работ в таких охранных зонах и за их пределами должно производиться в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на эксплуатационную организацию газораспределительных сетей возлагается обязанность за свой счет содержать охранные зоны (просеки) газораспределительных сетей в пожаробезопасном состоянии создавать минерализованные полосы лишь при прохождении охранных зон по лесам и древесно-кустарниковой растительности.

В остальных случаях расчистка трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности является правом эксплуатационной организации.

При этом судом первой инстанции верно отмечено, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в частности относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 13 пункта 1 статьи 6 Устава Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2014 г.

Решением Совета депутатов Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 10 октября 2017 г. № 2 утверждены Правила благоустройства территории Ромодановского сельского поселения (т.1, л.д.10-44).

Нормы названных правил, установленные в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, распространяются и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1.4 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения).

В силу пункта 1.3 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения:

- под территорией общего пользования понимается – территории Ромодановского сельского поселения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;

- под благоустройством территории поселения понимается – комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

- под объектами благоустройства понимаются – территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, площадки автостоянок, улицы (в том числе пешеходные) и дороги, парки, скверы, иные зеленые зоны, площади и другие территории, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Пунктом 2.1 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения предусмотрено, что благоустройство, в соответствии с планами проведения работ по благоустройству, и уборка территории Ромодановского сельского поселения осуществляются собственниками земельных участков, если иное не предусмотрено законом или договором, либо специализированными организациями на основании соглашений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.

Согласно пунктам 4.7, 4.7.3.6, 4.7.4 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения организация и проведение уборки территории Ромодановского сельского поселения в летний период включает в себя скашивание травы, обрезка кустарника, спил старовозрастных ветхих деревьев, а в период листопада сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог, мест общего пользования, прилегающих, придомовых территорий.

Организация работ по уборке и благоустройству территории Ромодановского сельского поселения и ответственность за качество и своевременность выполненной работы возлагаются на администрацию Ромодановского сельского поселения, собственников, арендаторов земельных участков (пункт 12.1 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения).

Таким образом, установив, что спорный земельный участок, по которому проходит надземная линия газопровода, расположен в границах Ромодановского сельского поселения и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и на ответчика возложена обязанность по организации работ по уборке и благоустройству территории сельского поселения, суд первой инстанции верно возложил на администрацию сельского поселения обязанность предоставить доступ к газопроводу путем вырубки древесно-кустарниковой растительности.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика и третьего лица о том, что законодательство не возлагает на органы местного самоуправления поселения обязанность по осуществлению благоустройства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, опровергаются содержанием пункта 1.4 Правил благоустройства территории Ромодановского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Ромодановского сельского поселения от 10 октября 2017 г. №2.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика и третьего лица о том, что спорный участок не является территорией общего пользования, поскольку по нему проходит охранная зона газораспределительной сети и охранная зона электросетевого хозяйства с особыми условиями использования, также отклоняются. Согласно пункту 1.3 названных Правил благоустройства, территории общего пользования – территории Ромодановского сельского поселения, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, бульвары, скверы, береговые полосы водных объектов).

При этом земельные участки, расположенные в охранных зонах сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом установленных ограничений (обременений), налагаемых на земельные участки для обеспечения безопасности газопровода.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика и третьего лица о том, что обязанность по вырубке древесно-кустарниковой растительности, произрастающей рядом с газопроводом, должна быть возложена на собственника газопровода, отклоняются как не нашедшие подтверждения.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика и третьего лица о том, что прокурор неправомерно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае круг лиц установить возможно: собственник дома и организации, обслуживающие расположенные на участке линейные объекты, также отклоняется.

Как указано выше, пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно статье 1 которого промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Является очевидным, что нахождение в охранной зоне опасного производственного объекта в нарушение Правил охраны газораспределительных сетей древесно-кустарниковой растительности, создающей угрозу причинения вреда сети газоснабжения, а также препятствующей доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу причинения вреда их имуществу.

Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционных жалобах не приведено.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

    решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 7 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - Главы Ромодановского сельского поселения Колмаковой Т.В. и представителя третьего лица администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Главы Ромодановского муниципального района Ведяшкина С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                    А.В. Верюлин

Судьи                                         Е.Я. Дубровина

                                                   М.С. Елховикова

Мотивированное апелляционное определение составлено 1 августа 2024 г.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                                            А.В. Верюлин

33-1365/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ромодановского района РМ
Ответчики
Администрация Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района РМ
Другие
Администрация Ромодановского муниципального района РМ
Семкин Владимир Валерьевич
Горьковская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал ОАО РЖД
АО Газпром газораспределение Саранск
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
28.06.2024Передача дела судье
01.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее