Решение по делу № 33-4864/2019 от 08.11.2019

Судья Земцов Н.В. Дело № 33-4864

№ 2-277/2019

03 декабря 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,

судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,

при секретаре Шубиной А.И.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 03 декабря 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя министерства финансов Кировской области Зейналовой Э.И. на решение Оричевского районного суда Кировской области от 23 сентября 2019 года, которым постановлено об удовлетворении иска прокурора Оричевского района Кировской области:

взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Верещагиной Т.А. фактически понесенные ею расходы на оплату услуг по отоплению и освещению за период с июня 2016 г. по июнь 2019 г. в размере 77420 руб. 65 коп.

Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Оричевского района Кировской области, действующий в интересах Верещагиной Т.А., обратился в суд с исковым заявлением к министерству финансов Кировской области о компенсации затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг. Указал, что Верещагина Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами электроэнергии и отопления. С <дата> Верещагина Т.А. работает в Оричевской центральной районной больнице, а с <дата> года замещает должность фельдшера скорой медицинской помощи на подстанции (пгт Оричи) КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова». В период работы в Оричевской ЦРБ Верещагина Т.А. до <дата> пользовалась льготами по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением, что подтверждается выписками из дел первичного бухгалтерского учёта по электроэнергии и коммунальным услугам ФГБУ «<данные изъяты>». В связи с изменением законодательства с <дата> предоставление Верещагиной Т.А. жилищно-коммунальных льгот прекратилось, что послужило причиной того, что за период с июня 2016 года по июнь 2019 года Верещагина Т.А. за счёт своих средств оплатила коммунальные услуги за отопление квартиры на общую сумму 80291 руб. 23 коп. и освещение на сумму 19737 руб. 42 коп. При этом Верещагиной Т.А. ежемесячно производилась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе за 2016-2019 гг. в сумме 23310 руб. В связи с изложенным, с учетом уточнений прокурор просил суд взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Верещагиной Т.А. фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с июня 2016 года по май 2019 года в размере 77420 руб. 65 коп.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

С решением суда не согласилась представитель министерства финансов Кировской области Зейналова Э.И., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое противоположное решение. Указала на отсутствие в деле допустимых доказательств того, что Верещагина Т.А. до 01.01.2005 пользовалась льготами в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением. На субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность 100%-ной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам.

В возражениях на жалобу прокурор Оричевского района Кировской области Комаров А.А. просит оставить решение суда без изменения.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании объяснения Верещагиной Т.А. и прокурора Блиновой А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 по п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые до 31.12.2004 были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.

Таким образом, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта федерации.

Из материалов дела следует, что Верещагина Т.А. <дата> была принята на работу фельдшером в Оричевскую центральную районную больницу, с <дата> переведена на должность фельдшера скорой медицинской помощи (пгт Оричи) КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова», где и работает по настоящее время.

Место регистрации и проживания истца находится в поселке городского типа Оричи Кировской области.

Исследовав и оценив в совокупности представленные стороной истца доказательства, в том числе выписки из дел за <дата> год по электроэнергии, коммунальным услугам, оборотные ведомости квартиросъемщика, поквартирную карточку, справки администрации Оричевского городского поселения, документы обслуживающей жилое помещение истца организации ФГБУ «<данные изъяты>», суд установил, что Верещагина Т.А. как работник с медицинским образованием муниципальной системы здравоохранения, работающий и проживающий в поселке городского типа, до 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

В соответствии с выписками из лицевого счёта, платежными документами, за период с июня 2017 года по май 2019 года истцом произведена оплата коммунальных услуг: за теплоснабжение в сумме 80291 руб. 23 коп., за электроснабжение в сумме 19737 руб. 42 коп.

Верещагина Т.А. на основании регионального законодательства получила частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 22608 руб. за период с июня 2017 года по май 2019 года.

Таким образом документально подтвержденные затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения, составили, с учетом выплаченной компенсации, 77420 руб. 65 коп. Размер требуемой истцом к взысканию разницы между фактически понесенными затратами и выплаченной ей компенсацией, проверен судом первой инстанции и признан правильным.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, верно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и взыскании компенсации понесенных Верещагиной Т.А. расходов по оплате коммунальных услуг за спорный период с министерства финансов Кировской области.

Судебная коллегия с решением суда соглашается.

Вопреки доводам представителя министерства финансов Кировской области факт пользования Верещагиной Т.А. льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до 01.01.2005 установлен судом на основе совокупности исследованных допустимых, относимых доказательств.

Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.06.2006 № 5-П, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета.

Возлагая на министерство финансов Кировской области, обязанность компенсировать Верещагиной Т.А., как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за вышеуказанный период, суд верно исходил из того, что ответчик является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

В остальной части жалоба представителя министерства финансов Кировской области Зейналовой Э.И. по существу повторяет позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводится к несогласию с выводами районного суда и не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Оричевского районного суда Кировской области от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства финансов Кировской области Зейналовой Э.И. – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

33-4864/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Оричевского района
Верещагина Татьяна Александровна
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
Министерство финансов Российской Федерации
Другие
КОГБУЗ Станция скорой медицинской помощи г.Киров
Министерство здравоохранения Кировской области
КОГБУЗ Оричевская центральная больница
Суд
Кировский областной суд
Судья
Жданова Елена Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Передано в экспедицию
03.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее