Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 22 августа 2023 г.
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Векшиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-861/2023 по заявлению Администрации Кобляковского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования «Братский район»,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кобляковского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., кадастровый ***.
В обоснование заявления представитель Администрации Кобляковского сельского поселения указал, что в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учет жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый ***. Жилое помещение состоит в качестве бесхозяйного недвижимого имущества более года.
На вышеуказанный объект никто своих прав не заявлял, притязаний иных лиц на спорное помещение отсутствуют.
Просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., кадастровый ***.
Представитель заявителя Администрации Кобляковского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель заявителя – и.о. главы Администрации Кобляковского сельского поселения Квятковская С.А., действующий на основании прав по должности, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Братский район», действующая по доверенности, Смирнова А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации муниципального образования «Братский район», также указала, что против заявленных требований не возражает.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2-5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют орган регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона (пункты 5,6,9 Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., кадастровый *** принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости **.**.****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от **.**.**** № ***.
При этом, жилое помещение относится к недвижимому имуществу, поэтому право собственности на данный объект подлежит государственной регистрации.
Таким образом, с момента принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, объекта недвижимого имущества как бесхозяйного прошло более года.
Из информационного письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... *** от **.**.**** следует, что объект недвижимого имущества – жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., с кадастровым номером *** по состоянию на **.**.**** в реестре федерального имущества, сформированном на электронном носителе в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** *** «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» не значится.
Согласно сообщению Министерства имущественных отношений Иркутской области *** от **.**.****, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: ..., кадастровый *** в реестре государственной собственности Иркутской области не учтен.
Также отсутствуют сведения по спорному объекту в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», что подтверждается уведомлением *** от **.**.**** об отсутствии сведений.
Таким образом, судом достоверно установлено, что объект недвижимого имущества – жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., принята на учет в установленном порядке как бесхозяйный объект недвижимого имущества. При этом, данный объект недвижимого имущества не имеет собственника, не находится ни в федеральной, ни в государственной, ни в муниципальной собственности, о правах на него не заявлено.
В силу п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в течение года со дня принятия недвижимого имущества жилого помещения - квартиры на учет как бесхозяйного его собственник не объявился, не заявил о своих правах и не предпринял никаких мер, которые свидетельствовали бы о наличии собственника у недвижимого имущества, а другие лица не заявляют о своих правах, то в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, требование Администрации Кобляковского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: ..., кадастровый ***, законно, обосновано и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации Кобляковского сельского поселения удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Администрации Кобляковского сельского поселения на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- жилое помещение: квартира, расположенное по адресу: ..., кадастровый ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда – 29.08.2023.