Решение по делу № 2-538/2023 от 09.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск Иркутской области 12 мая 2023 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,

с участием

истца Волотковской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-538/2023 по иску Волотковской Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, о включении периодов учебы, работы в страховой стаж, понуждении к перерасчету страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истица, с учетом уточнений от 03.05.2023, указала, что с 11.11.2009 является получателем пенсии по старости и не согласна с размером пенсии, установленного при её назначении в размере 6469,22 руб. Считает, что пенсионный орган при назначении пенсии незаконно не включил в общий трудовой стаж учебу в техникуме, а также работу по договору в ООО «ИлимСибЛес». Кроме того, указывает, что на её запросы в пенсионный орган о начислении пенсии, поступают ответы, в которых не указывается формула расчета, откуда взяты те или иные суммы, в связи с чем истица не может понять каким образом рассчитана пенсия, какие были иные варианты расчета пенсии. Считает, что её право на получение пенсии за работу в лесной отрасли 28 лет 3 месяца 2 дня занижено пенсионным органом. Согласно расчета, исходя из следующих условий: трудовой стаж 28 лет 3 месяца 2 дня (в лесной отрасли +2 детей +учеба); отношение к заработку по РФ К=1,73; валоризация К=1.3, размер пенсии истца по состоянию на 11.11.2009 должен составлять 11735,70 руб. Кроме того, считает, что пенсионным органом неправильно производится расчет средней заработной платы за пятилетний период, поскольку за декабрь 1991 года и август 1992 года заработок в справке не указан, однако весь заработок делится на 12 месяцев. Также считает, что пенсионным органом неверно применяется соотношение среднего заработка застрахованного лица к среднему заработку по РФ, с учетом районного коэффициента. Поскольку истица работала в производственной сфере в районах приравненных к районам Крайнего Севера, районный коэффициент составлял 1.6, следовательно при расчете пенсии подлежит применению повышенное соотношение заработков в размере 1,7, а не 1,4 как применяет пенсионный орган. Просит обязать ответчика включить не до посчитанные периоды учебы в Кунгурском лесотехническом техникуме Пермской области (01.09.1976 – 24.02.1979), трудовые соглашения, заключенные с ООО «ИлимСибЛес» (19.09.2006-31.01.2008), вывести среднюю заработную плату за декабрь 1991 года и август 1992 года, произвести правильный перерасчет по пенсионному делу с 11.11.2009 по настоящее время с учетом индексации на основании ФЗ РФ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Признать незаконными коэффициенты индексации пенсии, примененных ПФ РФ, установленного на основании нормативного правового акта субъекта РФ, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП – не свыше 1,4; 1,7; 1,9) – с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке 1,73 (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), местность приравненная к районам Крайнего Севера равна коэффициенту 1,7. Признать коэффициенты (указываем коэффициенты фактического роста средней з/платы по стране расчетные, начиная от 2002 года и рассчитать их в соответствии со справкой Росстатуправления) и обязательстве применить их Пенсионным фондом для исчисления пенсии. Взыскать недополученные суммы.

В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что в нарушение её прав пенсионным органом при назначении пенсии не было представлено ей несколько вариантов расчета пенсии, из которых она могла бы выбрать самый достойный. Не представил такие расчеты пенсионный фонд и в судебное заседание, также как не подтвердил правильность и законность начисления ей пенсии в размере 6469,22 руб. Указала, что в дополнение к расчету, указанному в исковом заявлении, она представила еще 4 расчета пенсии, исходя из которых следует: по ч. 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ (год за полтора) по состоянию на 11.11.2009 размер пенсии должен составлять 15930,83 руб.; по ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ (год за 9 месяцев) размер пенсии по состоянию на 11.11.2009 должен составлять 16374,37 руб.; по ФЗ № 166-ФЗ размер пенсии с учетом районного коэффициента и северной надбавки должен составлять 23150,69 руб.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменные возражение согласно которых требования не признает. Указывает, что Волотковская Т.А. является получателем пенсии в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При установлении трудовой пенсии страховой стаж Волотковской Т.А. составлял 26 лет 2 месяца 8 дней, при требуемом 20 лет. Специальный стаж составлял 24 года 9 месяцев при требуемом 20 лет. Стаж для конвертации пенсионных прав по состоянию на 31.12.2001 составлял 19 лет 2 месяца 6 дней при требуемом 20 лет, из них: до 1991 года - 11 лет 4 месяца 26 дней, 1991-2001 – 7 лет 9 месяцев 10 дней. Период работы истца в ООО «ИлимСибЛес» с 19.09.2006 по 31.01.2008 включен в страховой стаж, а также в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 закона № 173-ФЗ. На момент назначения пенсии истцу расчетный размер трудовой пенсии мог определяться как по норме законодательства, когда в общий стаж учитываются только периоды работы (п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ), так и по законодательству, действовавшему до 01 января 2002 года (п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ), когда в стаж для исчисления размера пенсии, кроме периода работы, учитывались и иные периоды (например периоды обучения). Однако сохраняя льготный порядок исчисления стажа, законодатель одновременно сохраняет и предельно возможный размер пенсии исчисленной по такому варианту. Расчет размера пенсии Волотковской Т.А. рассчитан по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ как наиболее выгодный для пенсионера. При включении в стаж периодов обучения расчет размера трудовой пенсии должен рассчитываться по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, что приводит к уменьшению размера пенсии. Также считает необоснованными доводы истца о необходимости применения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в Российской Федерации в размере 1,7, а не 1,4, как применено в расчете Пенсионным фондом. Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 № 3 лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01.01.2002 повышенное отношенное заработков определяется в зависимости от районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. Усть-Илимск отнесен к местности, приравненной к Крайнему Северу. Во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе к заработной плате работников применяется коэффициент 1,3, установленный федеральными органами государственной власти, что дает право при назначении пенсии применять повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере не свыше 1,4. В архивных справках № 10-16/2738 от 30.07.2009 и, № 10-16/2740 от 30.07.2009 начисления заработной платы за декабрь 1991 года и август 1992 года отсутствуют. У пенсионного органа отсутствуют основания и полномочия по исчислению размера средней заработной платы за указанные периоды, при отсутствии начисления ее в справках представленных работодателем. Коэффициенты индексации базовой и страховой части пенсии определяется правительством РФ, в связи с чем пенсионный орган при расчете пенсии не имеет права применять иные коэффициенты. При исчислении расчетного размера трудовой пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ применяется не фактический, а так называемый осовремененный заработок, который рассчитывается путем увеличения фактического заработка на все повышающие коэффициенты и индексы, которые были предусмотрены законодательством, действующем до 01.01.2002. Данные коэффициентов и индексов с учетом деноминации, а также средняя заработная плата по стране, заложены в справочниках программы – технический комплекс НВП Пенсионного фонда и рассчитываются в программе автоматически при корректировке заработка. Расчет среднемесячного заработка Волотковской Т.А. произведен с учетом коэффициентов и индексов, введенных в связи с изменением стоимости жизни на 01.01.2002. Истцом не представлено каких либо иных коэффициентов и индексов, которые, по его мнению, должны были быть применены при расчете заработка. В представленных истцом расчетах размера пенсии на дату назначения неверно применены нормы действующего законодательства, расчет стажа арифметически неверен, применяются нормы закона не действующие на момент назначения пенсии. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, исследовав в совокупности пояснения сторон, письменные доказательства по делу, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

На дату назначения пенсии истцу действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Как установлено судом и видно из материалов дела, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе с 11.11.2009 Волотковской Т.А. назначена трудовая пенсия по старости досрочно в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При установлении трудовой пенсии страховой стаж Волотковской Т.А. составлял 26 лет 2 месяца 8 дней, при требуемом 20 лет. Специальный стаж составлял 24 года 9 месяцев при требуемом 20 лет. При этом, как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы истца в ООО «ИлимСибЛес» с 19.09.2006 по 31.01.2008 включен в страховой стаж, а также в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 закона № 173-ФЗ.

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 г. и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 г.

При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:

- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;

- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 г.

В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., то есть по 31 декабря 2001 г. включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга, в частности периоды обучения при расчете в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" не учитываются.

При исчислении величины расчетного пенсионного капитала производится оценка пенсионных прав гражданина по состоянию на 1 января 2002 г. (определяется расчетный размер пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").

В целях которой учитывается: общий трудовой стаж - суммарная продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., выражается в стажевом коэффициенте, равном 0,55 при наличии 20 лет общего трудового стажа и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; среднемесячный заработок за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно пенсионного дела основные данные для определения расчетного размера пенсии Волотковской Т.А.по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ:

Трудовой стаж для конвертации пенсионных прав по состоянию на 31.12.2001 составлял 19 лет 2 месяца 6 дней при требуемом 20 лет, из них: до 1991 года - 11 лет 4 месяца 26 дней, 1991-2001 – 7 лет 9 месяцев 10 дней.

Пропорция отношения неполного стажа 19 лет 2 месяца 6 дней к требуемому 20 лет, составляет 0,95916667.

При обращении для расчета размера пенсии Волотковская Т.А. представила справку № 10-16/2738 от 30.07.2009 и № 10-16/2740 от 30.07.2009 о суммах заработка за 1991 – 1995 года.

Заработок истицы за 60 месяцев согласно указанных справок составил 15930832,29 руб., среднемесячная заработная плата соответственно составляет 265513,87 руб. (15930832,29 руб./60 месяцев).

Среднемесячная заработная плата по РФ за указанный период составляла 158780,69 руб.

Отношение среднемесячной заработной платы Волотковской Т.А. к среднемесячной заработной плате по РФ составило – 1,672 (265513,87/158780,69).

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 утвержден районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,3 в следующих районах и городах Иркутской области: Бодайбинском, Братском, Казачинско-Ленском, Катангском, Киренском, Мамско-Чуйском, Нижнеилимском, Усть-Илимском, Усть-Кутском районах, городах Усть-Илимск, Братск, Бодайбо, Усть-Кут.

В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 для лиц, работающих в Иркутской области (Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск и населенные пункты, подчиненные его администрации, г. Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут), установлен районный коэффициент 1,30.

Таким образом, при назначении пенсии Волотковской Т.А. было применено повышенное соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1.4.

Расчетный размер трудовой пенсии истца по состоянию на 1 января 2002 г., определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (как более выгодный) и составил 1286,67 руб. (1,4 - предельное отношение заработных плат * 0,55 - стажевый коэффициент * 1671 руб. - среднемесячная заработная плата в стране).

Далее устанавливается величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) по приведенной в данной статье формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей (1286,67 руб.);

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона) На дату назначения пенсии Волоковской Т.А. указанный период составлял 186 месяцев.

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Таким образом, пенсионный капитал Волотковской Т.А. составил (1286,67 руб. – 450 руб.)х186 месяцев=155620,62 руб.

155620,62 руб. х 0,95916667 (отношение не полного стажа к требуемому) = 149266,11 руб.

Далее пенсионный капитал был проиндексирован 149266,11 руб. х 3,679728 (коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии с 01.01.2002 на дату назначения пенсии, установленные постановлениями Правительства РФ за период с 01.01.2002 по 01.08.2009) = 549258,68 руб.

Сумма страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете Волотковской Т.А. с 01.01.2022 до даты установления пенсии составляет 180565,51 руб.

Индексированный пенсионный капитал Волотковской Т.А. с учетом страховых взносов составил 729824,19 руб. (549258,68 руб. + 180565,51 руб.)

Таким образом, страховая часть пенсии Волотковской Т.А. составила 729824,19 руб./186 месяцев = 3923,78 руб.

К указанной сумме добавилось возмещение за нестраховые периоды на период ухода за ребенком до полутора лет в размере 10,43 руб. и итоговая страховая часть пенсии составила 3934,22 руб. (3923,78 + 10,43).

В соответствии с п.п. 4.6 ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 N 269-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 535 рублей в месяц.

Итого размер пенсии, рассчитанной по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ на момент её назначения Волотковской Т.А. составил 6469,22 руб. (2535 руб. + 3934,22 руб.).

В соответствии с со ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ пенсионный фонд произвел валоризацию пенсионного капитала, исходя из стажа истца для валоризации – 11 лет 4 месяца 26 дней, процента валоризации – 21%, в связи с чем с 01.01.2010 размер страховой части пенсии истца увеличился до 4554,35 руб., а общий размер пенсии, с учетом фиксированной базовой части в размере 2535 руб. составил - 7089,35 руб.

Согласно представленному расчету пенсионного органа расчетный размер пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с включением в стаж периода учебы истицы составил 5253,73 руб., где 2535 руб. – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, 2718,73 руб. – страховая часть пенсии.

С учетом валоризации пенсионного капитала, исходя из общего стажа истца для валоризации по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ – 19 лет 3 месяца 8 дней, процента валоризации – 29%, в связи с чем с 01.01.2010 размер страховой части пенсии истца увеличился до 3225,63 руб., а общий размер пенсии, с учетом фиксированной базовой части в размере 2535 руб. составил - 5760,63 руб.

Таким образом, период учебы истца в Кунгурском лесотехническом техникуме Пермской области (01.09.1976 – 24.02.1979) обоснованно не был включен ответчиком в стаж Волотковской Т.А., поскольку расчет размера пенсии истца произведен пенсионным органом в соответствии с фактически имеющимся у нее стажем, исходя из заработной платы, начисленных страховых взносов, при этом примененный ответчиком механизм расчета размера пенсии соответствует установленному порядку, выбранный ответчиком вариант определения расчетного пенсионного капитала, с учетом имеющегося у истца общего трудового стажа, является наиболее выгодным, исходя из суммарного размера пенсии.

Наиболее выгодный для Волотковской Т.А. вариант расчета пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" не предусматривает включение периодов обучения в стаж, учитываемый при исчислении размера пенсии.

Период обучения, заявленный истцом, мог быть учтен ответчиком только при исчислении его общего трудового стажа с применением порядка назначения пенсии, установленного пунктом 4 статьи 30 указанного Федерального закона, однако, такое исчисление размера пенсии приведет к его уменьшению по сравнению с ранее установленным и, соответственно, повлечет нарушение пенсионных прав истца.

Включение в общий трудовой стаж истца спорного периода без изменения порядка расчета размера пенсии согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" противоречит пункту 2 статьи 30 этого же Федерального закона, допускающего возможность выбора (со всеми условиями) лишь одной из предложенных формул расчета исчисления расчетного размера трудовой пенсии. Сочетание различных вариантов подсчета стажа и пенсии, применение разных редакций норм действующего законодательства к одним и тем же правоотношениям не допустимо.

Доводы истца о том, что при расчете пенсии следовало применять отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в размере 1,7, поскольку к заработной плате истца применялся районный коэффициент 1,6, суд находит несостоятельными. Как следует из материалов дела районный коэффициент в размере 1.6 к заработной плате работников применялся на основании нормативного правового акта субъекта РФ – исполнительного органа Иркутской области.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316 ТК РФ).

Между тем, средства Пенсионного фонда РФ, за счет которых осуществляется финансирование выплаты страховой части пенсии являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов субъектов РФ или органов местного самоуправления. Более того, действующее законодательство четко указывает на необходимость применения при расчете пенсии районного коэффициента, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

Требование Волотковской Т.А. о необходимости применения при расчете среднего заработка, исходя их справок о заработной плате за 60 месяцев, средней заработной платы за декабрь 1991 года и август 1992 года, суд находит необоснованными, поскольку расчет среднего заработка работников регулируется Трудовым кодексом РФ, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016). Указанные нормативные акты не предусматривают возможность производить расчет среднего заработка за прошедшие периоды в целях назначения пенсии.

При этом, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что у Пенсионного фонда отсутствуют основания и полномочия по исчислению размера средней заработной платы за указанные периоды, при отсутствии начисления ее в справках представленных работодателем.

Также суд находит несостоятельными доводы истца о неправильном применении Пенсионным фондом коэффициентов индексации базовой и страховой части трудовой пенсии и необходимости их расчета исходя из индекса роста потребительских цен за период с 2002 года по 2009 год.

Действующим законодательством предусмотрен иной порядок индексации трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период начиная с 01 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Согласно п. п. 4 п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Как следует из материалов дела индексация страховой части трудовой пенсии Волотковской Т.А. за период с 01.01.2022 до даты назначения пенсии произведена строгом соответствии с коэффициентами индексации страховой части пенсии, установленными соответствующими постановлениями Правительства РФ. Оснований для применения при индексации страховой части пенсии индексов роста потребительских цен на основании справки Росстата за период с 2002 года до 2009 года у суда не имеется.

Доводы истца о том, что валоризация пенсионного капитала должна была быть рассчитана с июля 2009 года судом отклоняются.

В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежит валоризации (повышению). Изменения, внесенные Федеральным Законом N 213-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2010 (ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 213-ФЗ).

К представленным истцом расчетам размера пенсии на дату её назначения суд относится критически.

Действующим законодательством строго определены все параметры расчета размера пенсии, при этом отклонение от установленных законом вариантов расчета, одновременное применение нескольких вариантов расчета пенсии, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Более того, во всех представленных расчетах истец страховую часть пенсии рассчитывает из суммы своего заработка за 60 месяцев – 15930832,29 руб. (согласно справок за 1991-1995) умножает её на различные коэффициенты, после чего полученную сумму деноминирует и получает размер страховой части пенсии в месяц, что прямо противоречит установленным федеральным законом принципам расчета пенсионного капитала застрахованного лица.

В удовлетворении ходатайства истца о назначении судебной экспертизы для проверки правильности расчета размера пенсии, судом в ходе судебного разбирательства отказано, поскольку в силу ст. 79 ГПК РФ суд назначает экспертизу при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, тогда как возникший между сторонами спор о размере назначенной истцу трудовой пенсии по старости на 11.11.2009 требует оценки применения норм материального права.

Поскольку в судебном разбирательстве не установлено оснований для перерасчета пенсии, не установлено фактов нарушения пенсионных прав истца, в удовлетворении требований о включении периодов учебы, работы в страховой стаж, понуждении к перерасчету страховой пенсии, определении средней заработной платы за декабрь 1991 года и август 1992 года, признании незаконными коэффициентов индексации пенсии, примененных ПФ РФ, взыскании недополученных сумм, следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Волотковской Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, о включении периодов учебы, работы в страховой стаж, понуждении к перерасчету страховой пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента его вынесения судом в окончательной форме.

Судья:                                 М.С. Третьяков

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2023

2-538/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волотковская Татьяна Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Другие
Ярошевич Марина Петровна
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Третьяков М.С.
Дело на странице суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2023Предварительное судебное заседание
28.02.2023Предварительное судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее