Решение по делу № 2-1550/2023 от 02.10.2023

Дело №2-1550/2023

УИД 53RS0016-01-2023-001558-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Холм                                                                                               

Новгородская область                                                 14 декабря 2023 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М.,

при секретаре Цапковой Е.В.,

с участием представителя истца - помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочаровой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Холмский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», (далее - МБУ ДО «Холмская детская школа искусств») о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности.

В ходе проверки выявлено, что в здании учреждения по адресу: <адрес>: в чердачном и подвальном помещении отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4, 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 3, 5, 11 приложения № 1, п. 38 приложения № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.8 таблицы 1, п. 11 таблицы 3, п. 48 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»); в чердачном и подвальном помещении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4. 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 8, п. 18 приложения № 5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 3.1, 4.8, п. 14 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).

Определением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 октября 2023 года (протокольная форма) Администрация Холмского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочарова И.И. поддержала исковые требования, просила обязать МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в чердачном и подвальном помещении установить автоматическую систему пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Представитель МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не представили.

Представитель третьего лица Администрации Холмского муниципального района Новгородской области извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассматривать дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) на руководителей организаций возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.

Согласно ст. 1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно этому федеральному закону каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В силу ст. 52 Закона №123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии со ст. 54 Закона №123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Согласно ст. 84 Закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года №1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые устанавливают требования пожарной безопасности, требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу п. 4.8 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009) количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Согласно пункту 4.1, 4.2, 4.3 СП 3.13130.2009 4.1 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения; звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола; в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА.

Из Устава МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» следует, что целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Как следует из информации ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Новгородской области от 22 сентября 2023 года, в здании учреждения по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: ст. 5, 6, 51, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, ст.37 Федерального закона о пожарной безопасности, требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства №1464, в частности, в чердачном и подвальном помещении отсутствуют автоматическая система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащем выполнении руководителем МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» возложенных законом обязанностей, что может привести к затруднению организации пожаротушения в здании, повлечь за собой увеличение сроков начала ликвидации возникшего возгорания, причинению вреда жизни и здоровью пребывающих в нем лиц, персонала и посетителей, что является недопустимым и может явиться условием, способствующим возникновению и распространению террористической деятельности, что согласуется с ч. 2 ст.54 Закона N 123-ФЗ, в связи с этим следует возложить на ответчика обязанность их устранить.

Требования Правил направлены на своевременное извещение граждан о пожаре, и отсутствие указанного оборудования может привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних лиц и сотрудников Учреждения, находящихся в любом из помещений здания, неотъемлемой составной частью которого является чердак.

Нахождение помещения чердака в закрытом состоянии не исключает возможности временного пребывания там людей, в том числе для технического обслуживания чердачного помещения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что требование прокурора по оборудованию помещения чердака установкой автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации, потребуют значительных финансовых и временных затрат. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - до 01 апреля 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Холмского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2024 года установить в чердачном и подвальном помещениях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Холмская детская школа искусств»по адресу: <адрес> автоматическую систему пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2023 года.

Судья                                                                                    О.М.Григорьева

Дело №2-1550/2023

УИД 53RS0016-01-2023-001558-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Холм                                                                                               

Новгородская область                                                 14 декабря 2023 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М.,

при секретаре Цапковой Е.В.,

с участием представителя истца - помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочаровой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Холмский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», (далее - МБУ ДО «Холмская детская школа искусств») о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности.

В ходе проверки выявлено, что в здании учреждения по адресу: <адрес>: в чердачном и подвальном помещении отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4, 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 3, 5, 11 приложения № 1, п. 38 приложения № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.8 таблицы 1, п. 11 таблицы 3, п. 48 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»); в чердачном и подвальном помещении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4. 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 8, п. 18 приложения № 5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 3.1, 4.8, п. 14 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).

Определением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 октября 2023 года (протокольная форма) Администрация Холмского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочарова И.И. поддержала исковые требования, просила обязать МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в чердачном и подвальном помещении установить автоматическую систему пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Представитель МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не представили.

Представитель третьего лица Администрации Холмского муниципального района Новгородской области извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассматривать дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) на руководителей организаций возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.

Согласно ст. 1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно этому федеральному закону каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В силу ст. 52 Закона №123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии со ст. 54 Закона №123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Согласно ст. 84 Закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года №1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые устанавливают требования пожарной безопасности, требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу п. 4.8 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009) количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Согласно пункту 4.1, 4.2, 4.3 СП 3.13130.2009 4.1 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения; звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола; в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА.

Из Устава МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» следует, что целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Как следует из информации ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Новгородской области от 22 сентября 2023 года, в здании учреждения по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: ст. 5, 6, 51, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, ст.37 Федерального закона о пожарной безопасности, требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства №1464, в частности, в чердачном и подвальном помещении отсутствуют автоматическая система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащем выполнении руководителем МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» возложенных законом обязанностей, что может привести к затруднению организации пожаротушения в здании, повлечь за собой увеличение сроков начала ликвидации возникшего возгорания, причинению вреда жизни и здоровью пребывающих в нем лиц, персонала и посетителей, что является недопустимым и может явиться условием, способствующим возникновению и распространению террористической деятельности, что согласуется с ч. 2 ст.54 Закона N 123-ФЗ, в связи с этим следует возложить на ответчика обязанность их устранить.

Требования Правил направлены на своевременное извещение граждан о пожаре, и отсутствие указанного оборудования может привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних лиц и сотрудников Учреждения, находящихся в любом из помещений здания, неотъемлемой составной частью которого является чердак.

Нахождение помещения чердака в закрытом состоянии не исключает возможности временного пребывания там людей, в том числе для технического обслуживания чердачного помещения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что требование прокурора по оборудованию помещения чердака установкой автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации, потребуют значительных финансовых и временных затрат. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - до 01 апреля 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Холмского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2024 года установить в чердачном и подвальном помещениях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Холмская детская школа искусств»по адресу: <адрес> автоматическую систему пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2023 года.

Судья                                                                                    О.М.Григорьева

Дело №2-1550/2023

УИД 53RS0016-01-2023-001558-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Холм                                                                                               

Новгородская область                                                 14 декабря 2023 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М.,

при секретаре Цапковой Е.В.,

с участием представителя истца - помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочаровой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Холмский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», (далее - МБУ ДО «Холмская детская школа искусств») о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности.

В ходе проверки выявлено, что в здании учреждения по адресу: <адрес>: в чердачном и подвальном помещении отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4, 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 3, 5, 11 приложения № 1, п. 38 приложения № 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.8 таблицы 1, п. 11 таблицы 3, п. 48 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»); в чердачном и подвальном помещении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ч.ч. 1, 4. 5, 6, 7, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 3, ч.ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 8, п. 18 приложения № 5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п.п. 3.1, 4.8, п. 14 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).

Определением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 30 октября 2023 года (протокольная форма) Администрация Холмского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочарова И.И. поддержала исковые требования, просила обязать МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в чердачном и подвальном помещении установить автоматическую систему пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Представитель МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не представили.

Представитель третьего лица Администрации Холмского муниципального района Новгородской области извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассматривать дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) на руководителей организаций возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.

Согласно ст. 1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно этому федеральному закону каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В силу ст. 52 Закона №123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии со ст. 54 Закона №123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 2).

Согласно ст. 84 Закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года №1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые устанавливают требования пожарной безопасности, требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу п. 4.8 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009) количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Согласно пункту 4.1, 4.2, 4.3 СП 3.13130.2009 4.1 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения; звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола; в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА.

Из Устава МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» следует, что целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Как следует из информации ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Новгородской области от 22 сентября 2023 года, в здании учреждения по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: ст. 5, 6, 51, 54, 84 Закона N 123-ФЗ, ст.37 Федерального закона о пожарной безопасности, требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства №1464, в частности, в чердачном и подвальном помещении отсутствуют автоматическая система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащем выполнении руководителем МБУ ДО «Холмская детская школа искусств» возложенных законом обязанностей, что может привести к затруднению организации пожаротушения в здании, повлечь за собой увеличение сроков начала ликвидации возникшего возгорания, причинению вреда жизни и здоровью пребывающих в нем лиц, персонала и посетителей, что является недопустимым и может явиться условием, способствующим возникновению и распространению террористической деятельности, что согласуется с ч. 2 ст.54 Закона N 123-ФЗ, в связи с этим следует возложить на ответчика обязанность их устранить.

Требования Правил направлены на своевременное извещение граждан о пожаре, и отсутствие указанного оборудования может привести к причинению вреда жизни и здоровью несовершеннолетних лиц и сотрудников Учреждения, находящихся в любом из помещений здания, неотъемлемой составной частью которого является чердак.

Нахождение помещения чердака в закрытом состоянии не исключает возможности временного пребывания там людей, в том числе для технического обслуживания чердачного помещения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что требование прокурора по оборудованию помещения чердака установкой автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации, потребуют значительных финансовых и временных затрат. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - до 01 апреля 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Холмского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Холмская детская школа искусств», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2024 года установить в чердачном и подвальном помещениях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Холмская детская школа искусств»по адресу: <адрес> автоматическую систему пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2023 года.

Судья                                                                                    О.М.Григорьева

2-1550/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Холмский межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Холмская детская школа искусств"
Другие
Администрация Холмского муниципального района
Суд
Старорусский районный суд Новгородской области
Судья
Григорьева Ольга Михайловна
Дело на странице суда
starorussky.nvg.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее