Дело № 2-135/2022 (2-1590/2021)
11RS0004-01-2021-003029-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 14 апреля 2022 г. с использованием систем видеоконференц-связи дело по иску Храпуновой М. А. к ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» об установлении факта трудовых отношений, обязании заключить трудовой договор, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Храпунова М.А. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» об установлении факта трудовых отношений, указывая, что с **.**.** между сторонами существуют трудовые отношения, что подтверждается выпиской из приказа №... л/с от **.**.**. При этом трудовой договор с истцом до настоящего времени не заключен. О факте нарушении прав и уклонения работодателя от надлежащего оформления трудовых отношений при замещении на условиях совместительства должности **** истцу стало известно **.**.** при запросе сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ. Уклонение ответчика от надлежащего оформления трудовых отношений не только лишает истца прав, предусмотренных трудовым законодательством (право на отпуск), но и прав на пенсионное обеспечение, поскольку работодателем не были переданы сведения в Пенсионный фонд РФ о стаже работы истца по совместительству в должности **** за период с **.**.** по настоящее время. Незаконными действиями работодателя истцу был причинен моральный вред, который выразился в переживаниях о возможности использования права на льготное пенсионное обеспечение при осуществлении лечебной деятельности на условиях, предусмотренных п.20 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», права на использование права на льготное пенсионное обеспечение при работе с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на данную инфекцию, а также права на допуск к осуществлению медицинской деятельности по специальности «****» в соответствии с п.4 ст.69 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан».
Истец Храпунова М.А., уточнив требования, просила: установить факт трудовых отношений между сторонами в период с **.**.** по настоящее время в отношении работы по должности **** ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» по совместительству; обязать ответчика оформить надлежащим образом трудовые отношения, возникшие на основании фактического допущения к работе, а именно: заключить трудовой договор о работе по совместительству в должности **** ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» с **.**.**; взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца.
В судебном заседании представители истца Садварий А.В., действующая на основании доверенности от **.**.**, и Кидяева О.С., действующая на основании доверенности от **.**.**, на уточненных исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Бакланова М.Б., действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц: ОПФР по Республике Коми и Государственной инспекции труда в Республике Коми (Печорский отдел), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заслушав показания свидетелей Т и Г, исследовав материалы дела, обозрев личное дело истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателей на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч.1 ст.58 Трудового кодекса РФ трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч.1 ст.59 Трудового кодекса РФ. В случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 Трудового кодекса РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (ч.2 ст.58 Трудового кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 282 Трудового кодекса РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Пунктом «б» части 1 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41, которым установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры, предусмотрено, что продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать: для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, **.**.** между сторонами был заключен трудовой договор (эффективный контракт) №..., в соответствии с которым Храпунова М.А. принята на должность **** ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» на неопределенный срок по основному месту работы с **.**.**.
**.**.** Храпунова М.А. обратилась с письменным заявлением на имя главного врача ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» Х с просьбой разрешить ей работу по совместительству в должности **** с **.**.**, на период временного перевода М(л.д.141).
На основании указанного заявления приказом главного врача ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» №... от **.**.** Храпуновой М.А. разрешено совместительство в должности **** с оплатой за фактически отработанное время, с **.**.** на период перевода **** М (л.д.142).
В письменной форме трудовой договор о работе по совместительству с истцом заключен не был.
В судебном заседании представитель ответчика Бакланова М.Б., основываясь на графике работы и табеле учета использования рабочего времени по отделению **** за октябрь 2020 года, признала факт трудовых отношений с истцом по внутреннему совместительству в должности **** в период с **.**.** по **.**.**.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Т и Г показали, что в должности **** Храпунова М.А. фактически работала лишь в октябре 2020 года. С ноября 2020 года в график работы по отделению **** она не ставилась, и, соответственно, не табелировалась.
Вместе с тем, письменных доказательств прекращения трудовых отношений по совместительству с истцом с ноября 2021 года (соответствующие заявление истца, приказ) ответчиком не представлено, в материалах дела не имеется.
Судом установлено, что **** М была переведена на должность **** с **.**.** до особого распоряжения отделения на основании приказа ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» №... от **.**.** (л.д.126).
**.**.** главным врачом ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» издано распоряжение №... «Об организации работы», в соответствии с которым с целью рационального использования трудовых ресурсов, обеспечения оказания качественной медицинской помощи во всех структурных подразделениях ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» дополнительные соглашения, заключенные со специалистами, работающими во 2-м инфекционном отделении, считать действующими по **.**.** (л.д.125).
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об установлении факта трудовых отношений на условиях внутреннего совместительства, возникших между Храпуновой М.А. и ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» на период с **.**.** по **.**.**.
В соответствии с положениями статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Таким образом, ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» обязано оформить трудовые отношения надлежащим образом, заключив с истцом трудовой договор о работе в должности **** по совместительству в период с **.**.** по **.**.**.
Доводы стороны ответчика о принятии Храпуновой М.А. на должность **** ГБУЗ РК «Печорской ЦРБ» на условиях внутреннего совместительства с **.**.**, в связи с чем она не могла с указанного времени продолжать работу по совместительству в должности ****, являются не обоснованными и не принимаются судом.
Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником возлагается на работодателя.
Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абз.2 ч.1 ст.21 Трудового кодекса РФ).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз.2 ч.2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Надлежащих доказательств прекращения трудовых отношений с истцом по совместительству с **.**.** ответчиком суду не представлено.
Установлено, что по основному месту работы Храпунова М.А. уволена **.**.** на основании личного заявления от **.**.**, по собственному желанию (приказ главного врача ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» №... от **.**.**) (л.д.24).
В первоначальном письменном отзыве на исковое заявление ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности (л.д.12-14).
Согласно 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. При наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
Согласно ч.1 ст.14 Трудового кодекса РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Отношения между сторонами приобрели статус трудовых после установления их такими в судебном порядке.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание установленный факт нарушения ответчиком порядка оформления трудовых отношений, продолжительность нарушения трудовых прав истца, учитывая степень нравственных и физических страданий истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу Храпуновой М.А. денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МО МР «Печора» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Храпуновой М. А. удовлетворить частично.
Установить факт трудовых отношений между Храпуновой М. А. и ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в период с **.**.** по **.**.** с выполнением обязанности по должности **** по совместительству.
Обязать ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» заключить с Храпуновой М. А. трудовой договор о работе в период с **.**.** по **.**.** в должности **** по совместительству.
Взыскать с ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в пользу Храпуновой М. А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей (Десять тысяч рублей).
Взыскать с ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» в доход бюджета муниципального района «Печора» государственную пошлину в размере 600 рублей (Шестьсот рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Продун
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2022 г.