УИД 28RS0004-01-2018-013825-36
Дело 33АП-1692/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Меринов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 мая 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре: Филоненко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрации г.Тында о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства, по апелляционной жалобе представителя НК «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» на решение Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» Ковальской О.М., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрации г.Тында о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что Тындинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при строительстве объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье, город Тында, мкр. Таежный» (далее - Объект), в рамках которого возведен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения от 05.12.2013 года №RU №140, выданного администрацией г.Тынды. Проверкой установлено, что строительство Объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье, город Тында, мкр. Таежный» осуществлялось в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617. Государственным заказчиком подпрограммы является министерство транспорта и строительства области (далее - министерство). Полномочия по реализации мероприятий подпрограммы переданы министерством государственному казенному учреждению Амурской области «Строитель» (далее - ГКУ АО «Строитель», Учреждение) на основании ежегодно заключаемых договоров о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области (далее - договор финансирования). С целью реализации мероприятий подпрограммы ГКУ Амурской области Дирекция по строительству объектов в зоне Байкало-Амурской магистрали» (распоряжением Правительства Амурской области от 22.10.2012 №148-р ГКУ АО «ДСО БАМа» реорганизовано в форме присоединения к ГКУ АО «Строитель») 28.06.2012 с ОАО «Буреягэсстрой» заключен государственный контракт №2 на выполнение работ по строительству объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр. Таежный» (далее - Контракт № 2). В соответствии с п. 2.1 Контракта № 2 государственный заказчик поручает, а генеральный подрядчик обязуется в счет установленной Разделом 3 контракта стоимости выполнить за свой риск из своих материалов собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству объекта - «Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр.Таежный» в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденной проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, календарным графиком, техническим заданием и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контактом. Срок завершения работ - не позднее 01.08.2015 года (п. 4.1 Контракта №2). Общая стоимость работ - 1 262 369 491 рубль (п. 3.1 Контракта № 2 с учетом дополнительных соглашений). Оплата работ, выполненных ОАО «Буреягэсстрой» в рамках Контракта №2 произведена ГКУ АО «Строитель» в полном объеме. Из акта приемки законченного строительством объекта - жилого дома <адрес>, составленного 03.12.2013, следует, что работы по строительству дома приняты заместителем директора по вопросам строительства ГКУ АО «Строитель» Ф.И.О.7 на общую сумму 93 539 698 рублей. Осенью 2015 года (в период гарантийной эксплуатации жилого дома) выявлены деформации фундаментов, а именно: полы в жилых помещениях имеют значительный уклон к центру здания; выявлены деформации ростверков (поперечные трещины, изломы); в результате деформации несущих конструкций выявлены деформация внутренней отделки помещений и многочисленные порывы магистральных трубопроводов ПВХ (отопление, ГВС, ХВС) проходящих в жилых помещениях с продольными разрывами и возникновения свищей и утечек теплоносителя. ГКУ Амурской области «Строитель» проведена претензионно-исковая работа в отношении АО «Буреягэсстрой» по устранению недостатков, выявленных в ходе эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 04.07.2016 года Арбитражным судом Амурской области по делу№А04-2621/2016 вынесено решение об обязании АО «Буреягэсстрой» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить недостатки выполненных работ по государственному контракту №2 от 28.06.2012, выявленные в период срока гарантийной эксплуатации и выполнить ремонтно-восстановительные работы. После проведения ремонтно-восстановительных работ за свой счет организовать проведение повторного технического обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. Решением Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-458/2017 от 29.05.2017 решение от 04.07.2016, а также постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу № А04-2621/2016 Арбитражного суда Амурской области изменено, в исковых требованиях в части расселения граждан и проведении повторного технического обследования отказано. Вместе с тем, решением Арбитражного суда Амурской области от 14.12.2016 АО «Буреягэсстрой» признано несостоятельным (банкротом). В связи с указанным обстоятельством, ГКУ Амурской области «Строитель» обратилось в Министерство транспорта и строительства Амурской области о выделении денежных средств на изготовление проектно-сметной документации для определения стоимости ремонтно-восстановительных работ с целью последующего изменения способа исполнения решения по делу №А04-2621/2016 на взыскание денежной суммы и включения требований ГКУ Амурской области «Строитель» в реестр кредиторов АО «Буреягэсстрой». Как следует из технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий (№6-16-10), проведенных ЗАО «АмурТИСИз», причиной деформации фундамента являлась совокупность природных и техногенных факторов. Основной причиной деформации фундамента стало морозное пучение, возникшее в результате замачивания грунтов техногенными водами и последующее их замерзание под воздействием многолетней мерзлоты. Кроме того, одной из причин выталкивания сваи явился ошибочный выбор северного склона для строительства, в связи с тем, что на северных склонах, как правило, многолетняя мерзлота имеет более глубокое проникновение и устойчивое положение. При ее деградации на участках антропогенного освоения могут возникать таликовые зоны с аккумуляцией подземных вод и последующим ее выходом в непредсказуемых местах. По результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-"11/15) установлено: техническое состояние фундаментов в осях А-Д, 1 -17 - ограниченно работоспособное; техническое состояние фундаментов в осях В-Д, 18-30 - недопустимое, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Данные недостатки указывают на недопустимое состояние заселенного жилого дома, при котором существует опасность для пребывания людей и на необходимость незамедлительного устранения причин и последствий выявленных дефектов. Постановлением Администрации г.Тынды от 17.05.2017 № 1090 на объекте жилищного фонда <адрес>, введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, который действует до настоящего времени. В настоящее время определено, что обеспечение организации и проведения ремонтных работ будет осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области. 25.05.2018 Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. По состоянию на 23.10.2018 НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» выполнены п. 1, 2, 3 вышеперечисленных мер, 30.08.2018 заключен договор №/ПСД ООО с «Востокинвестпроект» на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фундамента МКД, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно письму ООО «Востокинвестпроект» от 23.10.2018 сотрудниками подрядной организации осуществлен предварительный осмотр объекта, по итогам которого возникла необходимость в ознакомлении с результатами ранее выполненных обследований, а также проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство объекта, в связи с чем подрядной организацией запрошены необходимые документы в Следственном комитете РФ. Повторный выезд с целью определения текущего состояния конструкций объекта, динамики их изменений запланирован подрядной организацией на 18.10.2018. Оценка состояния дома, формирование сведений об имеющихся повреждениях, степени аварийности объекта, пригодности его для проживания, а также разработка проектно-сметной документации будут осуществлены в срок до 15.05.2019. Вместе с тем, согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 работы по капитальному ремонту МКД по <адрес>, должны быть окончены в срок до 15.01.2019. Таким образом, допускается необоснованное затягивание сроков по восстановлению многоквартирного дома <адрес> поскольку срок разработки проектно-сметной документации согласно утвержденному графику должен быть завершен 15.08.2018, что в условиях длительной чрезвычайной ситуации локального характера на объекте жилищного фонда не отвечает требованиям безопасности проживающих и пребывающих в данного многоквартирном доме граждан.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования, прокурор просил обязать ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрацию города Тынды в срок до 30.07.2019 года устранить нарушения жилищного законодательства: выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включающие в себя: выполнение работ по усилению фундамента; выполнение внутренних отделочных работ; восстановление инженерных систем тепловодоснабжения; выполнение работ по восстановлению фасада здания и отмостки. После проведения ремонтно-восстановительных работ организовать проведение повторного технического обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В ходе судебного заседания прокурор Доценко Е.К. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика – ГКУ Амурской области «Строитель», представитель ответчика – НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», представитель ответчика – Администрации г.Тында, представитель третьего лица – Министерства ЖКХ Амурской области, представитель третьего лица – Министерства транспорта и строительства Амурской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени слушания дела. Представитель ответчика – ГКУ Амурской области «Строитель» просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель третьего лица – Министерства транспорта и строительства Амурской области не просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель ответчика – НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель ответчика – Администрации г.Тында просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
В письменных возражениях на иск ГКУ Амурской области «Строитель» указывает, что учреждение действует в пределах предоставленных полномочий в рамках лимитов бюджетных средств. Ответственность за недостатки (дефекты) выполненных строительных работ, выявленных в пределах гарантийного срока, несет подрядчик. Обязанность по проведению повторного технического обследования состояния строительных конструкций дома не относится к компетенции учреждения.
В письменном отзыве на иск ответчик Минтрансстрой Амурской области указывает, что ввиду признания ОАО «Буреягэсстрой» несостоятельным (банкротом) на основании решения Арбитражного Суда Амурской области от 14 декабря 2016 года, в настоящее время определено, что обеспечение организации и проведение ремонтных работ будет осуществляться НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области». Работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу <адрес> возможно проводить только после разработки проектно-сметной документации, а также после прохождения государственной экспертизы ПСД. Поскольку согласно комплекса мер по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в доме по адресу <адрес> и заключение договора с подрядной организацией возложено на НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», то ГКУ АО «Строитель» является ненадлежащим ответчиком.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» указал, что Фонд осуществляет проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу <адрес> в рамках устранения чрезвычайной ситуации и в рамках утвержденного комплекса мер осуществляет все необходимые мероприятия. Также Фонд осуществляет проведение работ по капитальному ремонту за счет средств собственников помещений, уплаченных в рамках исполнения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Выполнение работ по капитальному ремонту в рамках устранения последствий чрезвычайной ситуации осуществляется только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, в пределах перечня работ, определенного ст. 166 ЖК РФ и ст. 12 Закона Амурской области № 200-ОЗ. Указывал, что Фондом предпринимаются все мероприятия для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома в рамках Постановления Правительства Амурской области № 563. Просил в иске отказать.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года постановлено: исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» о возложении обязанности удовлетворить. Обязать НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» в срок до 30.07.2019 года устранить нарушения жилищного законодательства: выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включающие в себя: выполнение работ по усилению фундамента; выполнение внутренних отделочных работ; восстановление инженерных систем тепловодоснабжения; выполнение работ по восстановлению фасада здания и отмостки. После проведения ремонтно-восстановительных работ обязать провести повторное техническое обследование строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. В удовлетворении исковых требований Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», Администрации г.Тында о возложении обязанности – отказать.
В апелляционной жалобе представитель НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» с решением суда не соглашается, просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что при вынесении оспариваемого решения судом не было принято во внимание то обстоятельство, что НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» осуществляет работы лишь по капитальному ремонту фундамента в рамках возникновения чрезвычайной ситуации. Указывает, что возлагая обязанность на фонд обязанность произвести капитальный ремонт в многоквартирном доме, суд не определил источник финансирования работ. Обращает внимание, что из заявленных требований суд вправе осуществить капитальный ремонт только фундамента в рамках представленных документов министерством ЖКХ Амурской области, поскольку иное не предусмотрено ст. 166 ЖК РФ и ст. 12 Закона №200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах в Амурской области». Приводит довод о том, что поскольку недостатки обнаружены в период гарантийного срока, являющиеся следствием ошибочного выбора северного склона для строительства, нарушений стадий инженерных изысканий, ремонтно-восстановительные работы, с учетом всех обстоятельств дела, должны быть распределены между остальными ответчиками. Также обращает внимание, что указанное решение затрагивает интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома, поскольку капитальный ремонт в данном случае будет производиться за счет их средств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ Амурской области «Строитель» с доводами апелляционной жалобы не соглашается, в том числе ссылаясь на то, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» Ковальская О.М. настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Прокурор Дегтяренко А.А. просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика администрации г. Тынды ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Иные лица о причинах неявки не уведомили.
С учетом мнения прокурора и представителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617 возведен жилой дом по адресу <адрес>.
Жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения от 05.12.2013 года №RU 280020002005001-140, выданного администрацией г.Тынды.
Установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в период гарантийной эксплуатации жилого дома были выявлены многочисленные недостатки строительных работ. По результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-11/15) установлено: техническое состояние фундаментов в осях А-Д, 1 -17 - ограниченно работоспособное; техническое состояние фундаментов в осях В-Д, 18-30 - недопустимое, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Данные недостатки указывают на недопустимое состояние заселенного жилого дома, при котором существует опасность для пребывания людей и на необходимость незамедлительного устранения причин и последствий выявленных дефектов.
Постановлением Администрации г. Тынды от 17.05.2017 № 1090 на объекте жилищного фонда <адрес>, введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, который действует до настоящего времени.
В настоящее время определено, что обеспечение организации и проведения ремонтных работ будет осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области. 25.05.2018 года между Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. Согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 года работы по капитальному ремонту МКД по <адрес> должны быть окончены в срок до 15.01.2019 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывал, что НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» допускается необоснованное затягивание сроков выполнения ремонтных работ на объекте по адресу <адрес>.
Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора, указав, что затягивание сроков выполнения ремонтных работ в условиях длительной чрезвычайной ситуации локального характера на объекте жилищного фонда не отвечает требованиям безопасности проживающих и пребывающих в данного многоквартирном доме граждан.
Судебная коллегия находит выводами суда первой инстанции правильными, основанными на всестороннем и полном анализе представленных доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
ремонт крыши;
ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирном доме;
ремонт фасада;
ремонт фундамента многоквартирного дома.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона Амурской области от 08.07.2013 года № 200-ОЗ 2Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области», в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается в порядке, установленном Правительством области. В этом случае капитальный ремонт осуществляется без включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 20 настоящего Закона в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2017 года № 563 утвержден Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Амурской области.
В силу п. 3-10 указанного Порядка, в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26 (далее - региональная программа), и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 20 Закона Амурской области № 200-ОЗ, в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
Орган местного самоуправления городского округа, муниципального района Амурской области (далее - орган местного самоуправления) в день возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера письменно или по электронной почте направляет в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области информацию о произошедшей аварии, возникновении иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о многоквартирных домах, пострадавших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и требующих проведения капитального ремонта, который необходим для ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в течение одного календарного дня со дня получения информации, указанной в пункте 4 настоящего Порядка, направляет уведомление о проведении капитального ремонта региональному оператору.
Региональный оператор в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка:
- проводит осмотр общего имущества в многоквартирном доме в целях конкретизации сроков проведения работ по капитальному ремонту, уточнения планируемых к производству видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, определяемых по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома, и для определения объемов финансовых средств, необходимых для производства работ по капитальному ремонту;
- направляет лицу, которое уполномочено действовать от имени собственников, предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленной Правительством Амурской области, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта, способом, позволяющим подтвердить факт их получения.
Собственники в течение 3 календарных дней со дня получения предложений, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривают указанные предложения и принимают на общем собрании решение в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
Решением общего собрания о проведении капитального ремонта должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) лицо, которое от имени всех собственников уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае если собственники не приняли решение о проведении капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного календарного дня со дня истечения срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с предложениями регионального оператора, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
Проведение капитального ремонта при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера учитывается при ежегодной актуализации региональной программы.
Из материалов дела следует, что в связи с введением режима чрезвычайной ситуации муниципального характера 25.05.2018 года между Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. Указанный комплекс мер включает в себя: направление предложения о разработке ПСД в проектную организацию; заключение договора с проектной организацией на разработку ПСД; разработку ПСД проектной организацией; государственную экспертизу ПСД проектной организацией; направление предложения подрядной организации на выполнение капитального ремонта; заключение договора с подрядной организацией на выполнение капитального ремонта; подписание акта о выполнении капитального ремонта (т. 1 л.д. 16).
Согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 года работы по капитальному ремонту МКД по <адрес> должны быть окончены в срок до 15.01.2019 года.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 23.10.2018 года НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» были выполнены п. 1, 2, 3 вышеперечисленных мер, 30.08.2018 заключен договор № 23082018-002/ПСД ООО с «Востокинвестпроект» на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фундамента МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно письму ООО «Востокинвестпроект» от 23.10.2018 сотрудниками подрядной организации осуществлен предварительный осмотр объекта, по итогам которого возникла необходимость в ознакомлении с результатами ранее выполненных обследований, а также проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство объекта, в связи с чем подрядной организацией запрошены необходимые документы в Следственном комитете РФ. Повторный выезд с целью определения текущего состояния конструкций объекта, динамики их изменений запланирован подрядной организацией на 18.10.2018. Оценка состояния дома, формирование сведений об имеющихся повреждениях, степени аварийности объекта, пригодности его для проживания, а также разработка проектно-сметной документации будут осуществлены в срок до 15.05.2019.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, ответчиком НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» допускается затягивание сроков выполнения комплекса мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>, что безусловно нарушает права граждан, переселенных в рамках региональной адресной программы, на благоприятные и комфортные условия проживания, создают опасность для проживающих либо временно пребывающих граждан в доме <адрес>, а также для граждан, в силу тех или иных обстоятельств оказавшихся в зоне действия чрезвычайной ситуации локального характера, в том числе на придомовой территории, в случае возможного обрушения многоквартирного дома.
Перечень ремонтно-восстановительных работ необходимых для приведения объекта по адресу <адрес> в надлежащее состояние установлен по результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-11/15).
Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Амурской области, а также источники финансирования ремонтных работ определены Законом Амурской области от 08.07.2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области», Постановлении Правительства Амурской области от 27.11.2017 года № 563.
В апелляционной жалобе представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» приводит доводы, что решением суда на некоммерческую организацию возложены несвоейственные ей и неисполнимые обязанности.
Доводы не могут быть приняты во внимание. По смыслу положений статей 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является стороной договора на закупки работ и услуг, заключаемого с подрядной организацией в целях осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, и не лишен возможности использовать все предусмотренные гражданским законодательством, а также Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» меры вследствие неисполнения подрядчиком своих договорных обязательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, направлены на переоценку доказательств, толкование правовых норм, потому признаются судебной коллегией неубедительными, не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД 28RS0004-01-2018-013825-36
Дело 33АП-1692/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Меринов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 мая 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре: Филоненко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрации г.Тында о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства, по апелляционной жалобе представителя НК «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» на решение Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» Ковальской О.М., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрации г.Тында о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что Тындинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при строительстве объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье, город Тында, мкр. Таежный» (далее - Объект), в рамках которого возведен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения от 05.12.2013 года №RU №140, выданного администрацией г.Тынды. Проверкой установлено, что строительство Объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье, город Тында, мкр. Таежный» осуществлялось в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617. Государственным заказчиком подпрограммы является министерство транспорта и строительства области (далее - министерство). Полномочия по реализации мероприятий подпрограммы переданы министерством государственному казенному учреждению Амурской области «Строитель» (далее - ГКУ АО «Строитель», Учреждение) на основании ежегодно заключаемых договоров о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области (далее - договор финансирования). С целью реализации мероприятий подпрограммы ГКУ Амурской области Дирекция по строительству объектов в зоне Байкало-Амурской магистрали» (распоряжением Правительства Амурской области от 22.10.2012 №148-р ГКУ АО «ДСО БАМа» реорганизовано в форме присоединения к ГКУ АО «Строитель») 28.06.2012 с ОАО «Буреягэсстрой» заключен государственный контракт №2 на выполнение работ по строительству объекта «Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр. Таежный» (далее - Контракт № 2). В соответствии с п. 2.1 Контракта № 2 государственный заказчик поручает, а генеральный подрядчик обязуется в счет установленной Разделом 3 контракта стоимости выполнить за свой риск из своих материалов собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству объекта - «Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр.Таежный» в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденной проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, календарным графиком, техническим заданием и передать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контактом. Срок завершения работ - не позднее 01.08.2015 года (п. 4.1 Контракта №2). Общая стоимость работ - 1 262 369 491 рубль (п. 3.1 Контракта № 2 с учетом дополнительных соглашений). Оплата работ, выполненных ОАО «Буреягэсстрой» в рамках Контракта №2 произведена ГКУ АО «Строитель» в полном объеме. Из акта приемки законченного строительством объекта - жилого дома <адрес>, составленного 03.12.2013, следует, что работы по строительству дома приняты заместителем директора по вопросам строительства ГКУ АО «Строитель» Ф.И.О.7 на общую сумму 93 539 698 рублей. Осенью 2015 года (в период гарантийной эксплуатации жилого дома) выявлены деформации фундаментов, а именно: полы в жилых помещениях имеют значительный уклон к центру здания; выявлены деформации ростверков (поперечные трещины, изломы); в результате деформации несущих конструкций выявлены деформация внутренней отделки помещений и многочисленные порывы магистральных трубопроводов ПВХ (отопление, ГВС, ХВС) проходящих в жилых помещениях с продольными разрывами и возникновения свищей и утечек теплоносителя. ГКУ Амурской области «Строитель» проведена претензионно-исковая работа в отношении АО «Буреягэсстрой» по устранению недостатков, выявленных в ходе эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 04.07.2016 года Арбитражным судом Амурской области по делу№А04-2621/2016 вынесено решение об обязании АО «Буреягэсстрой» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить недостатки выполненных работ по государственному контракту №2 от 28.06.2012, выявленные в период срока гарантийной эксплуатации и выполнить ремонтно-восстановительные работы. После проведения ремонтно-восстановительных работ за свой счет организовать проведение повторного технического обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. Решением Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-458/2017 от 29.05.2017 решение от 04.07.2016, а также постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу № А04-2621/2016 Арбитражного суда Амурской области изменено, в исковых требованиях в части расселения граждан и проведении повторного технического обследования отказано. Вместе с тем, решением Арбитражного суда Амурской области от 14.12.2016 АО «Буреягэсстрой» признано несостоятельным (банкротом). В связи с указанным обстоятельством, ГКУ Амурской области «Строитель» обратилось в Министерство транспорта и строительства Амурской области о выделении денежных средств на изготовление проектно-сметной документации для определения стоимости ремонтно-восстановительных работ с целью последующего изменения способа исполнения решения по делу №А04-2621/2016 на взыскание денежной суммы и включения требований ГКУ Амурской области «Строитель» в реестр кредиторов АО «Буреягэсстрой». Как следует из технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий (№6-16-10), проведенных ЗАО «АмурТИСИз», причиной деформации фундамента являлась совокупность природных и техногенных факторов. Основной причиной деформации фундамента стало морозное пучение, возникшее в результате замачивания грунтов техногенными водами и последующее их замерзание под воздействием многолетней мерзлоты. Кроме того, одной из причин выталкивания сваи явился ошибочный выбор северного склона для строительства, в связи с тем, что на северных склонах, как правило, многолетняя мерзлота имеет более глубокое проникновение и устойчивое положение. При ее деградации на участках антропогенного освоения могут возникать таликовые зоны с аккумуляцией подземных вод и последующим ее выходом в непредсказуемых местах. По результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-"11/15) установлено: техническое состояние фундаментов в осях А-Д, 1 -17 - ограниченно работоспособное; техническое состояние фундаментов в осях В-Д, 18-30 - недопустимое, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Данные недостатки указывают на недопустимое состояние заселенного жилого дома, при котором существует опасность для пребывания людей и на необходимость незамедлительного устранения причин и последствий выявленных дефектов. Постановлением Администрации г.Тынды от 17.05.2017 № 1090 на объекте жилищного фонда <адрес>, введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, который действует до настоящего времени. В настоящее время определено, что обеспечение организации и проведения ремонтных работ будет осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области. 25.05.2018 Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. По состоянию на 23.10.2018 НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» выполнены п. 1, 2, 3 вышеперечисленных мер, 30.08.2018 заключен договор №/ПСД ООО с «Востокинвестпроект» на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фундамента МКД, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно письму ООО «Востокинвестпроект» от 23.10.2018 сотрудниками подрядной организации осуществлен предварительный осмотр объекта, по итогам которого возникла необходимость в ознакомлении с результатами ранее выполненных обследований, а также проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство объекта, в связи с чем подрядной организацией запрошены необходимые документы в Следственном комитете РФ. Повторный выезд с целью определения текущего состояния конструкций объекта, динамики их изменений запланирован подрядной организацией на 18.10.2018. Оценка состояния дома, формирование сведений об имеющихся повреждениях, степени аварийности объекта, пригодности его для проживания, а также разработка проектно-сметной документации будут осуществлены в срок до 15.05.2019. Вместе с тем, согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 работы по капитальному ремонту МКД по <адрес>, должны быть окончены в срок до 15.01.2019. Таким образом, допускается необоснованное затягивание сроков по восстановлению многоквартирного дома <адрес> поскольку срок разработки проектно-сметной документации согласно утвержденному графику должен быть завершен 15.08.2018, что в условиях длительной чрезвычайной ситуации локального характера на объекте жилищного фонда не отвечает требованиям безопасности проживающих и пребывающих в данного многоквартирном доме граждан.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования, прокурор просил обязать ГКУ Амурской области «Строитель», НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», Администрацию города Тынды в срок до 30.07.2019 года устранить нарушения жилищного законодательства: выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включающие в себя: выполнение работ по усилению фундамента; выполнение внутренних отделочных работ; восстановление инженерных систем тепловодоснабжения; выполнение работ по восстановлению фасада здания и отмостки. После проведения ремонтно-восстановительных работ организовать проведение повторного технического обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В ходе судебного заседания прокурор Доценко Е.К. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика – ГКУ Амурской области «Строитель», представитель ответчика – НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», представитель ответчика – Администрации г.Тында, представитель третьего лица – Министерства ЖКХ Амурской области, представитель третьего лица – Министерства транспорта и строительства Амурской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени слушания дела. Представитель ответчика – ГКУ Амурской области «Строитель» просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель третьего лица – Министерства транспорта и строительства Амурской области не просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель ответчика – НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменный отзыв; представитель ответчика – Администрации г.Тында просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
В письменных возражениях на иск ГКУ Амурской области «Строитель» указывает, что учреждение действует в пределах предоставленных полномочий в рамках лимитов бюджетных средств. Ответственность за недостатки (дефекты) выполненных строительных работ, выявленных в пределах гарантийного срока, несет подрядчик. Обязанность по проведению повторного технического обследования состояния строительных конструкций дома не относится к компетенции учреждения.
В письменном отзыве на иск ответчик Минтрансстрой Амурской области указывает, что ввиду признания ОАО «Буреягэсстрой» несостоятельным (банкротом) на основании решения Арбитражного Суда Амурской области от 14 декабря 2016 года, в настоящее время определено, что обеспечение организации и проведение ремонтных работ будет осуществляться НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области». Работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу <адрес> возможно проводить только после разработки проектно-сметной документации, а также после прохождения государственной экспертизы ПСД. Поскольку согласно комплекса мер по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в доме по адресу <адрес> и заключение договора с подрядной организацией возложено на НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области», то ГКУ АО «Строитель» является ненадлежащим ответчиком.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» указал, что Фонд осуществляет проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу <адрес> в рамках устранения чрезвычайной ситуации и в рамках утвержденного комплекса мер осуществляет все необходимые мероприятия. Также Фонд осуществляет проведение работ по капитальному ремонту за счет средств собственников помещений, уплаченных в рамках исполнения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Выполнение работ по капитальному ремонту в рамках устранения последствий чрезвычайной ситуации осуществляется только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, в пределах перечня работ, определенного ст. 166 ЖК РФ и ст. 12 Закона Амурской области № 200-ОЗ. Указывал, что Фондом предпринимаются все мероприятия для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома в рамках Постановления Правительства Амурской области № 563. Просил в иске отказать.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года постановлено: исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» о возложении обязанности удовлетворить. Обязать НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» в срок до 30.07.2019 года устранить нарушения жилищного законодательства: выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включающие в себя: выполнение работ по усилению фундамента; выполнение внутренних отделочных работ; восстановление инженерных систем тепловодоснабжения; выполнение работ по восстановлению фасада здания и отмостки. После проведения ремонтно-восстановительных работ обязать провести повторное техническое обследование строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающего безопасность проживания в указанном жилом доме. В удовлетворении исковых требований Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Тында Амурской области к ГКУ Амурской области «Строитель», Администрации г.Тында о возложении обязанности – отказать.
В апелляционной жалобе представитель НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» с решением суда не соглашается, просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что при вынесении оспариваемого решения судом не было принято во внимание то обстоятельство, что НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» осуществляет работы лишь по капитальному ремонту фундамента в рамках возникновения чрезвычайной ситуации. Указывает, что возлагая обязанность на фонд обязанность произвести капитальный ремонт в многоквартирном доме, суд не определил источник финансирования работ. Обращает внимание, что из заявленных требований суд вправе осуществить капитальный ремонт только фундамента в рамках представленных документов министерством ЖКХ Амурской области, поскольку иное не предусмотрено ст. 166 ЖК РФ и ст. 12 Закона №200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах в Амурской области». Приводит довод о том, что поскольку недостатки обнаружены в период гарантийного срока, являющиеся следствием ошибочного выбора северного склона для строительства, нарушений стадий инженерных изысканий, ремонтно-восстановительные работы, с учетом всех обстоятельств дела, должны быть распределены между остальными ответчиками. Также обращает внимание, что указанное решение затрагивает интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома, поскольку капитальный ремонт в данном случае будет производиться за счет их средств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ Амурской области «Строитель» с доводами апелляционной жалобы не соглашается, в том числе ссылаясь на то, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» Ковальская О.М. настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Прокурор Дегтяренко А.А. просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика администрации г. Тынды ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Иные лица о причинах неявки не уведомили.
С учетом мнения прокурора и представителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617 возведен жилой дом по адресу <адрес>.
Жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения от 05.12.2013 года №RU 280020002005001-140, выданного администрацией г.Тынды.
Установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в период гарантийной эксплуатации жилого дома были выявлены многочисленные недостатки строительных работ. По результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-11/15) установлено: техническое состояние фундаментов в осях А-Д, 1 -17 - ограниченно работоспособное; техническое состояние фундаментов в осях В-Д, 18-30 - недопустимое, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Данные недостатки указывают на недопустимое состояние заселенного жилого дома, при котором существует опасность для пребывания людей и на необходимость незамедлительного устранения причин и последствий выявленных дефектов.
Постановлением Администрации г. Тынды от 17.05.2017 № 1090 на объекте жилищного фонда <адрес>, введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, который действует до настоящего времени.
В настоящее время определено, что обеспечение организации и проведения ремонтных работ будет осуществляться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области. 25.05.2018 года между Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. Согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 года работы по капитальному ремонту МКД по <адрес> должны быть окончены в срок до 15.01.2019 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывал, что НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» допускается необоснованное затягивание сроков выполнения ремонтных работ на объекте по адресу <адрес>.
Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора, указав, что затягивание сроков выполнения ремонтных работ в условиях длительной чрезвычайной ситуации локального характера на объекте жилищного фонда не отвечает требованиям безопасности проживающих и пребывающих в данного многоквартирном доме граждан.
Судебная коллегия находит выводами суда первой инстанции правильными, основанными на всестороннем и полном анализе представленных доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
ремонт крыши;
ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирном доме;
ремонт фасада;
ремонт фундамента многоквартирного дома.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона Амурской области от 08.07.2013 года № 200-ОЗ 2Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области», в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается в порядке, установленном Правительством области. В этом случае капитальный ремонт осуществляется без включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 20 настоящего Закона в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2017 года № 563 утвержден Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Амурской области.
В силу п. 3-10 указанного Порядка, в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26 (далее - региональная программа), и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 20 Закона Амурской области № 200-ОЗ, в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
Орган местного самоуправления городского округа, муниципального района Амурской области (далее - орган местного самоуправления) в день возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера письменно или по электронной почте направляет в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области информацию о произошедшей аварии, возникновении иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о многоквартирных домах, пострадавших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и требующих проведения капитального ремонта, который необходим для ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в течение одного календарного дня со дня получения информации, указанной в пункте 4 настоящего Порядка, направляет уведомление о проведении капитального ремонта региональному оператору.
Региональный оператор в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка:
- проводит осмотр общего имущества в многоквартирном доме в целях конкретизации сроков проведения работ по капитальному ремонту, уточнения планируемых к производству видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, определяемых по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома, и для определения объемов финансовых средств, необходимых для производства работ по капитальному ремонту;
- направляет лицу, которое уполномочено действовать от имени собственников, предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленной Правительством Амурской области, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта, способом, позволяющим подтвердить факт их получения.
Собственники в течение 3 календарных дней со дня получения предложений, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривают указанные предложения и принимают на общем собрании решение в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
Решением общего собрания о проведении капитального ремонта должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) лицо, которое от имени всех собственников уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае если собственники не приняли решение о проведении капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного календарного дня со дня истечения срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с предложениями регионального оператора, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
Проведение капитального ремонта при возникновении аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера учитывается при ежегодной актуализации региональной программы.
Из материалов дела следует, что в связи с введением режима чрезвычайной ситуации муниципального характера 25.05.2018 года между Министерством ЖКХ Амурской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» согласован комплекс мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>. Указанный комплекс мер включает в себя: направление предложения о разработке ПСД в проектную организацию; заключение договора с проектной организацией на разработку ПСД; разработку ПСД проектной организацией; государственную экспертизу ПСД проектной организацией; направление предложения подрядной организации на выполнение капитального ремонта; заключение договора с подрядной организацией на выполнение капитального ремонта; подписание акта о выполнении капитального ремонта (т. 1 л.д. 16).
Согласно утвержденному плану-графику от 25.05.2018 года работы по капитальному ремонту МКД по <адрес> должны быть окончены в срок до 15.01.2019 года.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 23.10.2018 года НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» были выполнены п. 1, 2, 3 вышеперечисленных мер, 30.08.2018 заключен договор № 23082018-002/ПСД ООО с «Востокинвестпроект» на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фундамента МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно письму ООО «Востокинвестпроект» от 23.10.2018 сотрудниками подрядной организации осуществлен предварительный осмотр объекта, по итогам которого возникла необходимость в ознакомлении с результатами ранее выполненных обследований, а также проектной документацией, в соответствии с которой осуществлено строительство объекта, в связи с чем подрядной организацией запрошены необходимые документы в Следственном комитете РФ. Повторный выезд с целью определения текущего состояния конструкций объекта, динамики их изменений запланирован подрядной организацией на 18.10.2018. Оценка состояния дома, формирование сведений об имеющихся повреждениях, степени аварийности объекта, пригодности его для проживания, а также разработка проектно-сметной документации будут осуществлены в срок до 15.05.2019.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, ответчиком НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» допускается затягивание сроков выполнения комплекса мер по проведению ремонтно-восстановительных работ на объекте жилого фонда по <адрес>, что безусловно нарушает права граждан, переселенных в рамках региональной адресной программы, на благоприятные и комфортные условия проживания, создают опасность для проживающих либо временно пребывающих граждан в доме <адрес>, а также для граждан, в силу тех или иных обстоятельств оказавшихся в зоне действия чрезвычайной ситуации локального характера, в том числе на придомовой территории, в случае возможного обрушения многоквартирного дома.
Перечень ремонтно-восстановительных работ необходимых для приведения объекта по адресу <адрес> в надлежащее состояние установлен по результатам проведенного ООО «ПромСтройПроект» технического обследования состояния строительных конструкций здания жилого дома (№ 19-11/15).
Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Амурской области, а также источники финансирования ремонтных работ определены Законом Амурской области от 08.07.2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области», Постановлении Правительства Амурской области от 27.11.2017 года № 563.
В апелляционной жалобе представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» приводит доводы, что решением суда на некоммерческую организацию возложены несвоейственные ей и неисполнимые обязанности.
Доводы не могут быть приняты во внимание. По смыслу положений статей 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является стороной договора на закупки работ и услуг, заключаемого с подрядной организацией в целях осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, и не лишен возможности использовать все предусмотренные гражданским законодательством, а также Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» меры вследствие неисполнения подрядчиком своих договорных обязательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, направлены на переоценку доказательств, толкование правовых норм, потому признаются судебной коллегией неубедительными, не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Амурской области» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: