Дело №12-283/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Смоленск 20 июля 2020 года
Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Яворская Т.Е., при секретаре Макриденкове Д.В., рассмотрев жалобу директора ООО «РСУ-2» Сашнева Сергея Васильевича на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-682-20-И/12-2536-И/217 от 21.05.2020,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-682-20-И/12-2536-И/217 от 21.05.2020 директор ООО «РСУ-2» Сашнев С.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.
В жалобе на указанное постановление директор ООО «РСУ-2» (далее - Общество) Сашнев С.В. считает его незаконным, просит отменить в связи с недействительностью результатов проверки и отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указав, что выявленные нарушения в табелях учета рабочего времени работников С. и С1 являются технической ошибкой, никаких негативных последствий не повлекли. На дату составления протокола об административном правонарушении все нарушения устранены. Полагает, что во исполнение поручения Правительства РФ от 18.03.2020, а также Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, Государственная инспекция труда в Смоленской области не вправе была проводить проверку в период с 17.03.2010 по 30.03.2020, обязана была приостановить проведение внеплановой проверки в отношении ООО «РСУ-2», а в дальнейшем завершить проверку в связи с невозможностью ее проведения в силу указанных норм в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверки в отношении юридических лиц, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.04.2020 по 31.12.2020 включительно, за исключением проверок, основаниями, для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Считает, что проверка в отношении директора ООО «РСУ-2» проведена с грубым нарушением установленного порядка проведения проверок, установленного Правительством РФ. В случае признания в действиях директора состава административного правонарушения, просит применить нормы ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, штраф заменить на предупреждение.
Представитель директора ООО «РСУ-2» Сашнева С.В. - Романкова Е.А., в судебном заседании жалобу поддержала, просит ее удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Смоленской области - Кухмистров А.Д., в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает постановление законным и обоснованным. Факты нарушения трудового законодательства были установлены, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Судья, заслушав объяснения представителей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Смоленской области от 10.03.2020 в период с 03.03.2020 по 31.03.2020 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ООО «РСУ-2» (л.д.5-6).
По результатам указанной проверки Государственной инспекцией труда в Смоленской области 30.03.2020 составлен Акт проверки, выдано предписание №67/8-682-20-И/12-1752-И/217 об устранении нарушений трудового законодательств (л.д.7-10, 34-36).
На основании протокола об административном правонарушении №67/8-682-20-И/12-2326-И/217 от 08.05.2020 (л.д.11-13), постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-682-20-И/12-2536-И/217 от 21.05.2020 (л.д.14-15) директор ООО «РСУ-2» Сашнев С.В. привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде, выразившееся в нарушении требований ст. 91 Трудового кодекса РФ – в табелях учета рабочего времени С., работающего прорабом на 0.25 ставки в декабре 2019 года, январе и феврале 2020 года указано, что он ежедневно работал по 8 часов, причем в декабре 2019 года отработано 22 рабочих дня (43 часа), в январе 2020 года – 17 рабочих дней (34 часа), в феврале 2020 года – 17 рабочих дней (34 часа). В табелях учета рабочего времени С1, работающей старшим бухгалтером, в декабре 2019 года, январе-феврале 2020 года полностью отсутствует информация о работе. Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно требованиям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что соблюдение трудового законодательства в отношении работников, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами является обязанностью работодателя.
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Установив, что в нарушение данных требований в табелях учета рабочего времени работников С. и С1 отраженная информация о работе не соответствует фактически отработанному времени, совершенное деяние обоснованно должностным лицом квалифицировано по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у директора ООО «РСУ-2» имелась возможность для соблюдения законодательства о труде, за нарушение которого ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки доводам жалобы, доказательства по делу оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, таковые согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами по делу, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшегося по делу постановления.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указываемые заявителем доводы о допущенных процессуальных нарушениях, влекущих недействительность их результатов, судьей отклоняются в силу следующего.
Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2088 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверки в отношении юридических лиц, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.04.2020 по 31.12.2020 включительно, за исключением проверок, основаниями, для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 18.03.2020 «Михаил Мишустин дал поручения, направленные на предоставление отсрочки по уплате налогов и страховых взносов в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок, а также на обеспечение возможности введения моратория на подачу заявлений о банкротстве», Федеральным органом исполнительной власти приостановить до 01 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Кроме того, 03.04.2020 вынесено Постановление Правительства РФ № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, Поручение Правительства РФ от 18.03.2020, направлено на приостановление до 1 мая 2020 года назначения проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны понимать, что указанное время предоставлялось не для полного бездействия в части соблюдения требований в области промышленной безопасности, а для некоторого послабления отдельных элементов механизма государственного управления в сложный для страны период.
В связи с этим судья отмечает, что никто требований в области порядка оформления трудовых отношений не отменял. Они должны соблюдаться и реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Как было установлено в судебном заседании, проверка в отношении ООО «РСУ-2» проводилась в период с 10.03.2020 по 31.03.2020.
То есть, проверка в отношении ООО «РСУ-2» назначена ранее периода действия Поручения Правительства РФ от 18.03.2020, направленного на приостановление до 1 мая 2020 года назначения проверок. Кроме того, проверка в отношении ООО «РСУ-2» окончена 30.03.2020, то есть до вынесения Постановления Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 года.
Следовательно, доводы заявителя о незаконности, проводимой в отношении него проверки, признаны судом несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
Вместе с тем заявитель считает, что при назначении наказания, не были учтены обстоятельства, позволяющие изменить размер ответственности, в частности, отсутствие отягчающих обстоятельств, отсутствию тяжких последствий инкриминируемое правонарушение, которое не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Разрешая данные доводы, судья исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом установлено, что на момент вынесения постановления № 67/8-682-20-И/12-2536-И/217 от 21.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «РСУ-2», все нарушения трудового законодательства в отношении указанных работников устранены, предписание Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/8-682-20-И/12-1752-И/217 от 30.03.2020 исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, судья находит доводы заявителя о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, обоснованными.
В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств имеется, поскольку совершенное директором Общества правонарушение не создало возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, все выявленные нарушения устранены Обществом до вынесения постановления в отношении директора ООО «РСУ-2» Сашнева С.В.
Таким образом, из рассматриваемого случая следует, что имеются условия, предусмотренные законом в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Анализируя представленные в суд доказательства в совокупности с приведенными выше нормами закона, судья приходит к выводу о том, что, хотя в действиях директора ООО «РСУ-2», формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, однако с учетом установленных обстоятельств, отсутствия обстоятельств отягчающих вину привлекаемого, имеются основания для снижения размера административного наказания, установленного санкцией ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, со штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-682-20-И/12-2536-И/217 от 21.05.2020 о привлечении директора ООО «РСУ-2» Сашнева Сергея Васильевича к административной ответственности за совершение правонарушения по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ изменить, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская