Гражданское дело № 2-593/2022

УИД 09RS0007-01-2022-000813-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года                                                                   ст. Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи                                                              Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                                  Болатчиевой А.Р.,

с участием истца                                          Фанаилова К.Г.,

его представителя                        -                                          Шахова И.А.,

представителя ответчика администрации Зеленчукского муниципального района КЧР

                                           Миргородской Н.А.,

представителя соответчика администрации Хасаут-Греческого сельского поселения

                                        Кипкеева Ш.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Фанаилова К.Г. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, признании недействительным постановления главы администрации муниципального района, по встречному иску администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР к Фанаилову К.Г. и администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о признании недействительным постановления главы администрации муниципального района,

установил:

Фанаилов К.Г. обратившись в суд с иском к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР просит снять с государственного кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером площадью 45 464 кв.м.; адрес: <адрес> с кадастровым номером по направлению на восток; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка -земельные участки (территории) общего пользования. Признать недействительным постановление главы Администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 № 1134 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток».

Ссылается на то, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, предусмотренной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастром квартале площадью 5223 кв.м, а также предоставить указанный участок в аренду для целей «отдых (рекреация)». Регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденным постановлением главы администрации Зеленчукского муниципального района от 31 августа 2015 № 371 предусмотрено, что услуга предоставляется администрацией Зеленчукского муниципального района (далее - ответчик) физическим и юридическим лицам на основании заявлений.

В соответствии с п. 1.4 регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией Зеленчукского муниципального района.

Вместе с тем ответчиком в установленные законом сроки заявление истца не рассмотрено, в связи с чем истец обратился с административным иском в Зеленчукский районный суд КЧР, в котором обжаловал бездействий ответчика, просил устранить допущенные им нарушения его прав. Судом первой инстанции в решении суда от 12.01.2021 по административному делу , УВД - отказано в удовлетворении заявленных истцом требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 28 апреля 2021 года решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчика отменено, в указанной части судом апелляционной инстанции постановлено новое решение. Признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении истцу муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка в кадастровом квартале площадью 5223 кв. м. Судебным актом на ответчика возложена обязанность представить истцу муниципальную услугу по утверждению схемы земельного участка в кадастровом квартале площадью 5223 кв. м. в порядке и по правилам, предусмотренном Административным    регламентом,    утвержденным    постановлением    администрации Зеленчукского муниципального района № 371 от 31.08.2015.

Предъявив к исполнению ответчику исполнительный лист серии ФС , истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), согласно которому исполнение документа представляется невозможным по причине того, что границы испрашиваемого истцом в соответствии с представленной схемой земельного участка полностью входят в границы существующего земельного участка с кадастровым номером . Истцу предложено самостоятельно изыскать для предоставления любой иной свободный от прав земельный участок и обратиться к ответчику с новым заявлением.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Зеленчукского муниципального района на основании предъявленных истцом исполнительных документов утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью 5223 кв.м., кадастровый квартал из земель населённых пунктов. Заявителю (истцу) предварительно согласовано предоставление земельного участка. Пунктом 3 постановления администрации указано обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР для постановки на учет земельного участка.

Истец самостоятельно обратился в межмуниципальный отдел по Зеленчукскому, Урупскому районам Управления Росреестра по КЧР с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, схема расположения которого утверждена постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ истец извещен о наличии препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка в соответствии с представленной схемой, а именно - границы образуемого земельного участка пересекают границы поставленного на учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 09:06:000000:16496.

Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, многоконтурному земельному участку с кадастровым номером площадью 45 464 кв.м. кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ. Площадь участка 45 464 кв.м. адрес: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером (2) по направлению на восток; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки (территории) общего пользования. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок является учтенным, сведения об участке актуальны, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРН отсутствуют.

Вместе с тем, как следует по обстоятельствам дела, ответчику было известно о том, что судами рассматривается административный иск, в котором истцом обжалуется бездействие ответчика, выразившееся в нарушении его прав на получение испрошенного ранее в соответствии со схемой к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка.

Указанными выше судебными актами установлено наличие незаконного бездействия ответчика, выразившегося в нарушении порядка оказания муниципальной услуги.

При этом, из материалов указанного административного дела следует, что административный иск поступил в Зеленчукский районный суд ДД.ММ.ГГГГ и получен административными ответчиками по делу - Администрацией Зеленчукского муниципального района и администрацией Хасаут-Греческого сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, будучи осведомленными о намерениях истца приобрести на праве аренды для целей рекреации земельный участок, ответчики распорядились земельным участком, в контуры которого полностью вошел истребуемый в соответствии с представленной истцом схемой земельный участок. А именно, при рассмотрении Зеленчукским районным судом административного дела , представителем ответчика представлено в материалы дела постановление главы Администрации Зеленчукского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> метрах от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток, площадью 45 464 кв.м. (том 1 л.д. дела ). Также из представленных документов следует, что указанная схема утверждена по обращению главы Хасаут-Греческого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Своими действиями, направленными на формирование земельного участка с кадастровым номером , в том числе за счет земель, об утверждении схемы с целью формирования земельного участка площадью 5 223 кв.м. в кадастровом квартале заявил ранее истец, ответчики не только нарушили право истца на приобретение права аренды для цели «отдых (рекреация) земельного участка в соответствии с представленной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемой, но и фактически предприняли действия, препятствующие внесению в ЕГРН сведений о границах земельного участка, формируемого в соответствии со схемой (утверждена ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Зеленчукского муниципального района ).

Ссылается на ст. 11.2, 11.3, 11.9, 11.10, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из изложенного, постановление главы Администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 № 1134 является недействительным как препятствующее реализации законных прав истца и исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

Истец считает, что снятие земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета и признания недействительным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 № 1134 восстановит положение, существовавшее до образования указанного земельного участка, препятствующего постановке на кадастровый учет иного земельного участка по заявлению истца. Такой способ защиты нарушенного права истца соответствует предусмотренному статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации - восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Уточняя исковое заявление Фанаилов К.Г. дополнил его еще одним основанием, указал, что при рассмотрении настоящего гражданского дела обратился к кадастровому инженеру ФИО4 и по результатам изучения карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хасаут-Греческого сельского поселения она пришла к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером пересекает границы трех территориальных зон: <данные изъяты>; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не соответствует градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки Хасаут-Греческого сельского поселения. Ссылается на положения п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ о том, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. А также положения пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Не согласившись с иском Фанаилова К.Г. администрацией администрации Хасаут-Греческого сельского поселения подан встречный иск, в котором она просит признать недействительным Постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 10.03.2022 №186 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Ссылается на то, что по административному делу апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда КЧР от 28.04.2021 решение суда первой инстанции отменено и удовлетворено частично, а именно признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении истцу муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка в кадастровом квартале площадью 5223 кв. м.

Судебным актом на администрацию Зеленчукского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО5 муниципальную услугу по утверждению схемы земельного участка в кадастровом квартале площадью 5223 кв. м. в порядке и по правилам, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., в остальной части отказано.

Согласно исполнительного листа ФС по делу администрация Зеленчукского муниципального района предоставила Фанаилову К.Г. муниципальную услугу письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказав в утверждении схемы земельного участка в кадастровом квартале и рекомендовала изыскать иной земельный участок свободный от прав и обратиться с новым заявлением.

Однако по не понятным причинам администрация Зеленчукского муниципального района Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> утвердила ему данную схему.

Согласно апелляционного и кассационного определения имеющихся в деле, а также исполнительного листа следует, что администрация не обязана была утверждать представленную Фанаиловым К.Г. схему земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале площадью 5223 кв.м.

Судами, относительно требований Фанаилова К.Г. о возложении на административного ответчика администрацию Зеленчукского муниципального района обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, осуществления действий по постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет и регистрации прав на него указано, что суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Считает, что специалистами отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений администрации Зеленчукского муниципального района не в полной мере изучен вопрос об испрашиваемом земельном участке в кадастровом квартале , о его категории и разрешенном виде использования в соответствии с зонированием территории и требований законодательства. Утвердив схему земельного участка в кадастровом квартале администрацией Зеленчукского муниципального нарушены права администрации Хасаут-Греческого сельского поселения и неопределенного круга лиц, так как эта земля отнесена к землям общего пользования.

В исполнительном документе и судебных актах указывалось, на то что администрация должна была оказать муниципальную услугу в порядке и по правилам предусмотренным Административным регламентом администрации Зеленчукского муниципального района № 371 от 31.08.2015г. Суд не обязывал администрацию Зеленчукского муниципального района утверждать схему предоставленную Фанаиловым К.Г.

Фанаилов К.Г. при обращении в администрацию Зеленчукского муниципального района в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале , площадью 5 223 кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования отдых (рекреация).

Считает, что в соответствии с пунктом 14 ст. 39.16 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Фанаилову К.Г. в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Испрашиваемый земельный участок Фанаиловым К.Г. по адресу: <адрес>, кадастровый квартал согласно утвержденного Генерального плана застройки и схемы зонирования, находится в двух градостроительных зонах СХ-1. Зона сельскохозяйственного использования и Р-2. Зона зеленых насаждений и озелененных территорий защитного значения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Также данный земельный участок находится в водоохранной зоне, а также в прибрежной защитной полосе <адрес>.

Испрашиваемый земельный участок Фанаиловым К.Г. полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 45 464 кв.м по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка- земельные участки (территории) общего пользования.

Земельный участок с кадастровым номером на основании Постановления администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 года № 1134 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток» находится на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , имеет статус «Учтенный», сведения об участке актуальны, следовательно земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета.

Исходя из положений пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регастрации недвижимости», снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми.

Постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 года № 1134 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток» Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки (территории) общего пользования не обжаловалось, не отменялось.

Также указывает на то, Фанаиловым К.Г. пропущен трехмесячный срок для обжалования ненормативного правового акта.

В судебном заседании истец по первоначальному иску Фанаилов К.Г. и его представитель Кишко Д.А. поддержали иск по изложенным в заявлении основаниям, встречный иск не признали по тем же доводам.

Представитель администрации Зеленчукского муниципального района КЧР Миргородская Н.А. в судебном заседании иск Фанаилова К.Г. не признала, ссылалась на доводы изложенные в письменном отзыве на иск, подписанном главой администрации Зеленчукского муниципального района КЧР. Доводы письменного отзыва аналогичны доводам изложенным во встречном исковом заявлении администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР, и из них следует, что Фанаилов К.Г. при обращении в администрацию Зеленчукского муниципального района в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале , площадью 5 223 кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования отдых (рекреация). В соответствии с пунктом 14 ст. 39.16 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Фанаилову К.Г. в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Испрашиваемый земельный участок находится в двух градостроительных зонах СХ-1. Зона сельскохозяйственного использования и Р-2. Зона зеленых насаждений и озелененных территорий защитного значения, что недопустимо согласно пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ. Также данный земельный участок находится в водоохранной зоне, а также в прибрежной защитной полосе <адрес>.

Испрашиваемый земельный участок Фанаиловым К.Г. полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером , который находится на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , имеет статус «Учтенный», сведения об участке актуальны, следовательно, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета согласно пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 года № 1134 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток» Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки (территории) общего пользования не обжаловалось, не отменялось. Также указывает на то, что Фанаиловым К.Г. пропущен трех месячный срок для обжалования ненормативного правового акта.

    В то же время представитель администрации Зеленчукского муниципального района КЧР не возражала против требования администрации Хасаут-Греческого сельского поселения.

    Представитель администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР Кипкеев Ш.А. доводы и требование встречного иска поддержал, возражал против удовлетворения иска первоначального истца Фанаилова К.Г..

    Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли.

    Гражданское дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ч. 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, вз которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Согласно положениям п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и Другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из положений статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно правовой позиции Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных.

Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом, при этом законодательство не исключает осуществление действий по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.

Согласно ст. 10.1. ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В пункте 2 статьи 16 ЗК РФ указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Из ч. 1 ст. 19 ЗК РФ следует, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела в Хасаут-Греческом сельском поселении КЧР ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по вопросу согласования предоставления в аренду истцу по настоящему гражданскому делу Фанаилову К.Г. земельного участка, расположенного по правобережью с юдной строны подъездной дороги к мосту через <адрес> в <адрес>, оформлено протоколом. На собрании присутствовали 56 жителей села и присутствовал Фанаилов К.Г., большинство жителей села высказались за закрепление земельного участка как земли общего пользования (л.д. 111-116 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ глава Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР обратился к главе администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка площадью 45 464 кв.м из земель населенного пункта с. Хасаут-Греческое для использования в качестве земель общего пользования, с приложением самой схемы (л.д. 89 т. 1).

Постановлением главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема вышеприведенного земельного участка площадью 45 464 кв.м, рекомендовано администрации муниципального района обратиться в соответствующее учреждение для постановки на кадастровый учет этого земельного участка (л.д. 94 т.1).

Земельный участок спорный поставлен был на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера с определением границ участка (л.д. 16-38 т. 1).

Учитывая изложенное, принимая во внимание и то, что срок действия решения об утверждении схемы не был пропущен, суд приходит к выводу, что процедура постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером была соблюдена.

В то же время ДД.ММ.ГГГГ истец по делу Фанаилов К.Г. обратился к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, предусмотренной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастром квартале площадью 5223 кв.м, а также предоставить указанный участок в аренду для целей «отдых (рекреация)». В письме от ДД.ММ.ГГГГ Фанаилову К.Г. администрацией был направлен ответ о том, что заявление рассмотрено, в целях принятия законного решения заявление направлено в администрацию Хасаут-Греческого сельского поселения для согласования возможности утверждения схемы расположения испрашиваемого участка. В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация Хасаут-Греческого сельского поселения уведомила администрацию муниципального района о том, что на публичных слушаниях решено отказать Фанаилову К.Г. в его просьбе и закрепить участок как земли общего пользования. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зеленчукского муниципального района направлено Фанаилову К.Г. письмо об отсутствии оснований для предоставления участка ему в аренду (145-156, 168-193 т. 1).

Не согласившись с действиями администрации муниципального района Фанаилов К.Г. обратился в суд с административным иском, решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении его требований, суд апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ изменил решение в части и признал незаконным бездействие администрации муниципального района, выразившееся в непредставлении административному истцу муниципальной услуги по утверждению схемы образуемого земельного участка в установленном порядке. При этом суд разрешая требование о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и осуществить действия по постановке его на кадастровый учет указал, что суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Решение вступило в законную силу (л.д. 39-67 т. 1).

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что судебного решения, обязывающего администрацию муниципального района однозначно утвердить схему расположения испрашиваемого Фанаиловым К.Г. земельного участка не имеется.

В процессе исполнения судебного решения администрация муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в письме за сообщило истцу Фанаилову К.Г. о том, что границы испрашиваемого им земельного участка полностью входят в границы существующего земельного участка с кадастровым номером , и что оснований для утверждения схемы не имеется (л.д. 150 т. ), но через шесть дней вынесло постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы испрашиваемого истцом земельного участка без обоснования принятого решения (л.д. 151 т. ).

Вместе с тем, согласно подпункту 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

При изложенных обстоятельствах учитывая то, что к 10 марту 2022 г. срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ об утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером не истекла, у администрации муниципального района не имелось правовых оснований для вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы испрашиваемого Фанаиловым К.Г. земельного участка.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Оценив исследованные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела, суд полагает, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме, а в удовлетворении исковых требований по первоначальному иску необходимо отказать.

К доводам истца по первоначальному иску Фанаилова К.Г. о том, что земельный участок с кадастровым номером образован с нарушением требований земельного законодательства поскольку находится в нескольких зонах суд относится критически, поскольку данных о то, что установлены координаты границ территориальных зон в месте расположения указанного земельного участка суду не представлено, более того согласно приведенным выше по тексту положениям земельного законодательства, участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и приватизации не подлежат.

Оснований для вывода о злоупотреблении правом со стороны администрации муниципального района суд не усматривает, поскольку ДД.ММ.ГГГГ администрацией Зеленчукского муниципального района было направлено Фанаилову К.Г. письмо об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого им земельного участка ему в аренду и только после этого ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района утвердило схему земельного участка ныне с кадастровым номером для целей общего пользования. Более того, необходимо учесть, что истец Фанаилов К.Г. в 2018 г., то есть раньше чем он обратился с заявлением об утверждении схемы испрашиваемого земельного участка, участвовал в собрании жителей <адрес>, на котором большинство жителей высказалось за оформление земельного участка, в том числе включающего и испрашиваемый им, как территории общего пользования.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Фанаилова К.Г. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , признании недействительным постановления главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР от 25.12.2020 № 1134 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером по направлению на восток».

Удовлетворить встречный иск администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР к Фанаилову К.Г. и администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о признании недействительным постановления главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР.

Признать недействительным Постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 10.03.2022 № 186 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 5223 кв.м, кадастровый квартал »

     Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2022 г.

Председательствующий судья                                      Н.Ю. Дотдаев

2-593/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фанаилов Константин Георгиевич
Ответчики
Администрация Хасаут Греческого сельского поселения
Администрация Зеленчукского муниципального района КЧР
Другие
Кишко Денис Александрович
Шахов Игорь Александрович
Управление Росреестра по КЧР
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Дотдаев Назби Юсуфович
Дело на сайте суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2022Предварительное судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее