Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года гор. Самара
Железнодорожный районный суд гор. Самары в составе: председательствующего – Ефремовой Т.В.
при секретаре - Галустовой А.В.
с участием представителя административного истца- Шейдаева В.С.о.
с участием административного ответчика –Сизова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению Сазмани ФИО13 к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, УМВД России по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и решения от ДД.ММ.ГГГГ года о депортации
установил:
административный истец обратился в суд с изложенным выше административным исковым заявлением, в обосновании которого в заявлении указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ года в г. <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ учился в школе № в г. <данные изъяты>. Паспорта гражданина СССР не получал. в ДД.ММ.ГГГГ году по свидетельству о рождении (№) вместе со своей семьей выехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Проживал постоянно со своими родителями по месту жительства, последнее место жительства, где он жил вместе с ними больше 5-8 лет –<адрес>
с ДД.ММ.ГГГГ находился в гражданском браке с Лялиной ФИО14 –гражданкой РФ. В гражданском браке ДД.ММ.ГГГГ родился сын Лялин ФИО15. Отцом ребенка является он. Ребенок проживает по адресу <адрес>39.с ДД.ММ.ГГГГ года неофициально работал на различных стройках г. Самары. Отношения с женой не смог официально зарегистрировать, так как не было паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ года был осужден Куйбышевским районным судом г. Самары по ч.2 ст.228 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Наказание отбывал в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» УФСИН России по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено в отношении него распоряжения № о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, а впоследствии-ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области принято решение о помещении его в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области и о депортации с территории Самарской области за пределы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Полагает, что данное распоряжение противоречит Конституции РФ и международным нормам : в случае, если он покинет РФ, то не сможет, оказывать помощь престарелым родителям матери, отцу, о которых он обязан заботиться, и не сможет осуществлять воспитание сына, что приведет к нарушению прав ребенка жить и воспитываться в семье.
Считает последствия Распоряжения о нежелательности его пребывания на территории РФ несоразмерно с тяжестью совершенного им преступления. Он уже понес за это наказание, не представляет для общества никакой опасности, что подтверждается его характеристиками, полагает данное решение вынесено без учета конкретных обстоятельств –наличия семейных отношений. Оспариваемое решение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания в Российской Федерации и решение УВМ ГУ МВД России по Самарской области о депортации, не является мерой соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц. Исполнение оспариваемого распоряжения делает невозможным его совместное проживание с единственными родственниками, и существенным образом влияет на его условия жизни, та и его родственников. У него отсутствуют тесные семейные и родственные связи на территории других государств, в том числе Азербайджан. Невозможна самостоятельная адаптация в ином государстве в отсутствие близких родственников, места жительства. Его близкие родственники это родители и братья и ребенок. В настоящее время родители приобрели квартиру в <адрес> На данную квартиру оформлено право собственности и там зарегистрирована вся семья, у него есть возможность там проживать.
Административный истец Сазмани Д.А.о. не явился, извещен надлежаще, находился в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области, просил дело рассмотреть в его отсутствии, с участием его представителя.
Представитель административного ответчика Шейдаев В.С.о., действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержал полностью, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ не явились, представили в суд возражения, в соответствии с которыми исковые требования не признают, подписанные в соответствии с доверенностью представителем Минюста России начальником управления Минюста России по Самарской области Сержантовым Д.М.
Представитель ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области по доверенности Сизов А.Н. административные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражении.
Представитель административного ответчика УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, не явились, извещены надлежаще, просили дело рассмотреть в их отсутствии.
В соответствии со ст.226 ч.6 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.46 п.2 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 ч.1. ст. 4 ч.1 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организации, иные лица могут непосредственно обратиться в суд.
В соответствии со ст.62 ч.3 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным правом.
Согласно ст. 25.10. Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ « О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся на территории РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п.3 ст.11Федерального закона от 30.03.1995 года №38-ФЗ « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 7.04.2003 года №199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания)в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ года №.
В соответствии с п.2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п.3 Инструкции и в соответствии со ст.25.10. закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения. В соответствии со ст.25.10. Федерального закона от 15.08.1996 года №114 –ФЗ « О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральном законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
В судебном заседании установления, что ДД.ММ.ГГГГ Сазмани Д.А.о. был осужден Куйбышевским районным судом гор. Самары по ст. 228 ч.2 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы в колонии общего режима (л.д.82-84).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации вынесено в отношении Сазмани Д.А.о. распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (л.д.10).
Указанное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации вынесено на основании представления ФСИН России по Самарской области о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. (л.д.78).
26.06.2019 года УВМ ГУ МВД России по Самарской области принято решение о помещении Сазмани Д.А.о. в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области и о депортации с территории Самарской области за пределы Российской Федерации (л.д.11-12).
Совокупностью доказательств судом установлено, что он родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в г<данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ учился в школе № гор. <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ по свидетельству о рождении, поскольку в силу возраста паспорт СССР им не получался, вместе со всеми членами семьи выехал на постоянное место жительства в РФ. Проживал постоянно с родителями и родными братьями по месту их жительства, где характеризуется положительно, что подтверждено представленными характеристиками с места жительства.
Последнее место жительства в <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ находился в гражданском браке с Лялиной О.О. гражданкой РФ, имеет ребенка несовершеннолетнего Лялина ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего в <адрес>
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании допрошенными свидетелями Сазмани С.А.к. и Сазмани А.М.о., которые являются родителями.
Представленные медицинские документы на имя Сазмани А.М.о. отца административного истца, свидетельствуют о наличии многочисленных заболеваний, также перенес несколько инфарктов, данные обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости ухода и заботы со стороны сына.
Кроме того суду представлены документы, подтверждающие наличие в собственности матери истца недвижимости в виде квартире, являющейся постоянным местом жительства их семьи.
Все члены семьи Сазмани Д.А.о. имеют гражданство РФ, оформлением занимались все члены семьи, но в силу того, что документы его были утеряны, а в последствии он был осужден, он не смог довести решения данного вопроса до конца.
Данное обстоятельство подтверждается документом об установлении его личности за ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что Сазмани Д.А.о. не был документирован в республике <данные изъяты>, паспорт им не получался.
Родственников, места жительства в указанной республике не имеет.
Как указано в п 3.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 года №20-П « По делу о проверке конституционности положений ч.4 ст.25.10 и подп.1 ч.1 ст.27 ФЗ « О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х.», ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства не допускают возможность отмены или пересмотра такого решения во внесудебном порядке, например вследствие того, что отпали основания для его принятия. Единственно возможный способ отменить решение –оспорить в порядке ст. 22 КАС РФ. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как следует из указанного Постановления Конституционного Суда РФ, решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ приобретает бессрочный характер, тем самым нарушаются требования справедливости и соразмерности, соблюдение которых необходимо при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что в свою очередь, приводит к необоснованным и непропорциональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №14-П «По делу о проверке конституционности ст.31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указано на принятие судом во внимание реальной возможности выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела, все представленные доказательства, учитывая данные о личности Сазмани Д.А.о., периоде его проживания ДД.ММ.ГГГГ года на территории РФ, а также принимая во внимание, что на территории РФ проживают близкие родственники, получившие гражданство РФ, его несовершеннолетний сын, в отношении которого на нем в силу закона лежит обязанность заботы, воспитания и содержания, имеется жилое помещение для проживания и регистрации, у него отсутствуют тесные семейные и родственные связи на территории других государств, в том числе республике Азербайджан, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для признания нежелательным пребывания(проживания) в РФ Сазмани Д.А.о., поскольку реальная угроза общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, исходящая от пребывания Сазмани Д.А.о. на территории РФ отсутствует.
Основанием принятия распоряжения Минюста РФ является совершение административным истцом на территории Российской Федерации тяжкого умышленного преступления, в связи с которым он был осужден ДД.ММ.ГГГГ года по ст. 228 ч.2 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ – к 2 годам и 1 месяцу лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Однако суд полагает следует также принять во внимание, что в соответствии с приговором установлено и принято судом во внимание поведение после совершения преступления Сазмани Д.А.о., которое выразилось в даче изобличающих себя показаний, в оказании активного содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений (5 тяжких преступлений) и изобличения других участников преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также с учетом совокупности смягчающих данных, характеризующих его личность, суд счел возможным применить ст.64 УК РФ при назначении наказания. Данные действия направлены именно на защиту интересов и здоровья граждан Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, а также принимая во внимание, что реальная возможность выдворения Сазмани Д.А.о. за пределы РФ отсутствует, сохранение действия распоряжения Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № о нежелательности пребывания( проживания) на территории РФ, нарушает требование справедливости и соразмерности, что приводит к необоснованным и нерациональным ограничениям гарантированных Конституцией РФ прав и свобод Сазмани Д.А.о., в связи с чем распоряжение Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене.
Решение УВМ ГУ МВД России по Самарской области о депортации от ДД.ММ.ГГГГ года также подлежит отмене, по основаниям изложенным выше, поскольку вынесено на основании распоряжения Минюста РФ отмененного судом, депортация также не является мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования по административному исковому заявлению Сазмани ФИО18 к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, УМВД России по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и решения от ДД.ММ.ГГГГ года о депортации.
Признать незаконными и отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания Сазмани ФИО19 на территории Российской Федерации и решение УВМ ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ