АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Кочегарова Д.Ф.
Дело № 33-4027
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев 07 мая 2018 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе временного генерального директора АО «Инструментальный завод-ПМ» на решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 января 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления временного генерального директора АО «Инструментальный завод – ПМ» Замятина Г.Н. к 1 отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным и подлежащем отмене предписания № 33/3/2-45 от 30 августа 2017 года - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Временный генеральный директор АО «Инструментальный завод – ПМ» Замятин Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 33/3/2-45 от 30.08.2017.
Предписанием на административного истца возложена обязанность - устранить нарушения по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны № 00147-25 (611) - 45 требований и мероприятий в области гражданской обороны, каждое из которых касается указанного защитного сооружения. Указанные в Предписании обязанности возложены незаконно.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе временный генеральный директор АО «Инструментальный завод-ПМ» просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывает, истец не является собственником защитного сооружения № 00147-25 (611) – 45, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Маршрутная,1. Истец не вправе обслуживать указанное защитное сооружение. Проверка проведена ненадлежащим проверяющим органом и с грубыми нарушениями.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что решением единственного акционера АО «Инструментальный завод - ПМ» от 19.05.2017 Замятин Г.Н. утвержден на должность временного генерального директора АО «Инструментальный завод - ПМ».
На основании распоряжения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми от 20.07.2017 № 29 в период с 04.08.2017 по 31.08.2017 старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Пермскому краю К., старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Инструментальный завод - ПМ».
По результатам проверки АО «Инструментальный завод - ПМ» составлен акт проверки № 33 от 30.08.2017 с указанием выявленных в ходе проверки 45 нарушений. Временному генеральному директору АО «Инструментальный завод - ПМ» Замятину Г.Н. выдано Предписание № 33/3/2-45 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 30.08.2017 и сроком их устранения до 01.11.2018.
Разрешая заявленные требования Общества о признании незаконным предписания № 33/3/2-45, суд, оценив в соответствии с нормами статьи 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, на основе анализа норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ), Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, «Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Основания, по которым суд пришёл к указанному выводу, подробно изложены в решении суда, в том числе судом дана оценка доводам административного истца относительно отсутствия нарушений процедуры и оформления результатов проверки.
В частности, судом установлено, что проверка проведена в соответствие с требованиями Закона № 294-ФЗ, уполномоченным лицом, с привлечением лиц, имеющих право участвовать в проверке.
Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Полномочия Управления МЧС по проведению проверок соблюдения требований в области гражданской обороны установлены Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868, указанным выше Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 305 и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, а также Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым Приказом МЧС России от 14.06.2016 г. № 323 и Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации в числе прочего определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
В соответствии с положениями указанного Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия и иные объекты для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание таких объектов в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерством экономики Российской Федерации. Учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на соответствующих территориях, организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны и МЧС России.
Пункт 13 Порядка предусматривает возможность использования объектов гражданской обороны в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Правилами № 583, утвержденными в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны,выявленныеотделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю, нашедшие отражение в акте проверки и послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, исследованы и подтверждены в ходе судебного разбирательства. Оснований для переоценки выводов суда относительно нарушений, изложенных в п.п. 1-35 предписания № 33/3/2-45 от 30.08.2017 судебная коллегия не усматривает. Предписание не содержит неясностей, нарушенные нормы права указаны в предписании применительно к каждому из нарушений.
Довод заявителя об отсутствии обязанности по содержанию защитного объекта гражданской обороны является несостоятельным.
В соответствии со статьёй 1 Закона № 28-ФЗ, гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 18 Закона № 28-ФЗ, обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Пунктом 2 Порядка определено, что убежище - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно пункту 10 Порядка, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Положениями пункта 1.2 Правил № 583 установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
При этом, организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил № 583, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил № 583).
Порядок снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны предусмотрен в п. 2.5-п. 2.12 раздела II Правил N 583.
Из материалов дела следует, что на убежище гражданской обороны № 611 имеется инвентаризационный паспорт. По состоянию на 15.10.1999 данное убежище ГО принадлежало ОАО «Пермские моторы», по состоянию на 15.10.2010 в соответствии с паспортом убежища (противорадиационного укрытия) № 00147-25 (611), данное убежище принадлежит ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы», ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОАО «УК «ОДК», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации)».
В соответствии с актом приема-передачи от 16.01.2001 в уставный капитал АО «Инструментальный завод-ПМ» принято здание по адресу: г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 1 (лит. Д, Д1, Д2). ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы» 04.12.2001 получило свидетельство о государственной регистрации права в отношении объекта, находящегося по адресу г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 1 (лит. Д, Д1, Д2).
Спорное защитное сооружение ГО расположено на цокольном этаже по адресу г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 1, и является неотъемлемой частью здания. В соответствии с учетной карточкой, ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы» использует данное помещение под бытовое помещение. Согласно справке № 605-5-55 от 22.01.2018 «О недвижимом имуществе», АО ««Инструментальный завод – ПМ» подтверждает, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Маршрутная, 1 (корпус 16) (инв. № 00170029) является собственностью Общества, и находится на балансе Общества.
В связи с этим, вывод суда о том, что АО «Инструментальный завод – Пермские моторы» обязано содержать защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 1, в соответствии с установленными нормами и правилами, является обоснованным.
При отсутствии доказательств снятия данного защитного сооружения с учета в установленном порядке, лицо, в ведении которого находится защитное сооружение, не освобождено от исполнения требования в области гражданской обороны и защиты населения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого предписания.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу временного генерального директора АО «Инструментальный завод-ПМ» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи