Судья Уварова И.А. Дело № 33а-25285/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Найденовой Л.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2017 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Раменского городского суда <данные изъяты> по делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области к <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области – <данные изъяты> Е.Ф.,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области обратилась в суд с административным иском к <данные изъяты> Э.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником транспортных средств: Мерседес-Бенц-220, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Кавасаки KSF 450В, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Тойота Камри, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Форд Транзит, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Триумф Тайгер, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Ямаха Rayder, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, и был обязан уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей не позднее 1 октября 2015 года.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области в адрес <данные изъяты> Э.О. было направлено требование <данные изъяты> от 26 октября 2015 года с предложением уплатить транспортный налог и пени на общую сумму <данные изъяты> рублей в срок до 22 февраля 2016 года, которое административным ответчиком не исполнено.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> З.Ш. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> Т.В. административный иск не признала, пояснив, что транспортный налог за 2014 год ответчиком уплачен в установленный срок.
Решением Раменского городского суда Московской области от 22 июня 2016 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе <данные изъяты> Э.О. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции <данные изъяты> Э.О. не явился. В соответствии с положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя административного истца <данные изъяты> Е.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы <данные изъяты> Э.О. и отзыва Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок, установленный пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом)
Налоговые ставки установлены в статье 1 Закона.
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного).
В силу статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Материалами дела подтверждается, что в налоговый период 2014 года <данные изъяты> Э.О. являлся собственником транспортных средств: Мерседес-Бенц-220, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (5 месяцев), Кавасаки KSF 450В, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (12 месяцев), Тойота Камри, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (12 месяцев), Форд Транзит, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (12 месяцев), Триумф Тайгер, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (3 месяца), Ямаха Rayder, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (9 месяцев).
В соответствии со статьей 361 НК РФ, статьей 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» административному ответчику был начислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2014 год в сумме 19865,67 рублей.
18 августа 2015 года налоговым органом в адрес налогоплательщика <данные изъяты> Э.О. было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от 23 июля 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей в срок не позднее 1 октября 2015 года (л.д. 10-11).
В связи с неуплатой налога административному ответчику 31 октября 2015 года направлено требование <данные изъяты> от 26 октября 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей в срок до 22 февраля 2016 года (л.д. 13-14).
26 апреля 2016 года, то есть в установленный частью 2 статьи 286 КАС РФ срок, Межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области обратилась в суд с настоящим административным иском (л.д. 4-7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом по месту жительства <данные изъяты> Э.О. направлялись налоговое уведомление и требование, однако обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год административным ответчиком в добровольном порядке не исполнена.
Между тем, из представленного <данные изъяты> Э.О. в материалы дела чека-ордера следует, что транспортный налог за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей был им уплачен 30 сентября 2015 года, то есть в установленный законом срок (л.д. 34).
Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2014 год на день предъявления в суд рассматриваемого административного искового заявления у <данные изъяты> Э.О. отсутствовала. Соответственно, пени за неуплату транспортного налога за 2014 год начислены налоговой инспекцией неправомерно.
Доказательства обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с административным исковым заявлением о взыскании с <данные изъяты> Э.О. транспортного налога в сумме, превышающей <данные изъяты> рублей, административным истцом не представлены. В рамках настоящего административного дела такие требования также не заявлены.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 22 июня 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области к <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени отказать.
Председательствующий:
Судьи: