Председательствующий – Беспалова Т.Е.
дело № 33-332/2022
номер дела в суде первой инстанции 2-512/2022
УИД 02RS0001-01-2021-013059-87
строка статистической отчетности 2.083
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Шнайдер О.А., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Джаксибаева Аманбола Мейровича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 февраля 2022 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Джаксибаева Аманбола Мейровича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения Бюро №1 от 09.08.2021 об отказе в установлении группы инвалидности; решения экспертного состава главного бюро от 13.09.2021 об оставлении без изменения решения Бюро №1, обязании установить группу инвалидности, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об оставлении без изменения решения Главного бюро МСЭ по Республике Алтай.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джаксибаев А.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по РА» Минтруда России), бюро МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по РА», ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании решений об отказе в установлении инвалидности, установлении инвалидности, мотивируя заявленные требования тем, что Бюро МСЭ №1 необъективно установило о выявлении стойких незначительных нарушений нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стадодинамических) функций, оценив в 20%, в соответствии с п.15.1.4.1 количественной оценки стойких расстройств функций организма человека, которые не приводят в настоящее время к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требует мер социальной поддержки, включая реабилитацию и не является основанием для установления группы инвалидности. Считает, что решение бюро МСЭ и последующие решения в порядке обжалования являются неверными, так как из свидетельства о болезни №29-П, выданного 24.02.2021 «ЗЦВКГ им А.А. Вишневского» МО РФ, следует, что в результате тяжелого увечья, полученного в период прохождения срочной военной службы по призыву, у него установлен консолидирующийся компрессионно-оскольчатый перлом тел и дужек первого поясничного и пятого крестцового позвонков со смещением отломков (то есть повреждение двух и более тел) и функция позвоночника нарушена по факту перелома и выполненного металлоспиндилодеза.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе Джаксибаев А.М. В обоснование жалобы указывает, что получил извещение о судебном заседании, назначенном на 11 часов 00 минут 24 февраля 2022 года. К указанному извещению не было приложено какого-либо определения, как это указано в приложении. Дело было рассмотрено 16 февраля 2022 года. О состоявшемся решении стало известно от родственников 22 февраля 2022 года. Следовательно, он был лишен возможности участвовать в судебном заседании, представлять доказательства и не смог попросить суд назначить судебную медико-социальную экспертизу, возражать против доводов ответчиков. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены или неправильно применены нормы материального или процессуального права. Полагает, что принятые бюро МСЭ № 1, экспертного состава ФКУ ГБ МСЭ по Республике Алтай и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты населения решения являются необоснованными и незаконными. Кроме того, судом не установлено путем проведения соответствующей экспертизы МСЭ другого региона обоснованность выводов оспариваемых заключений.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу руководитель ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Еркинова Е.В., представитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Карасева Г.П. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Кыдатову Г.Б., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Закона №181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Пунктами 1 и 2 указанных Правил предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. 3 Правил).
Пунктом 5 Правил определены условия признания лица инвалидом, которыми являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 Правил).
Согласно п. 9 Критериям для установления инвалидности, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Джаксибаев А.М., <дата> года рождения, на основании его письменного заявления, освидетельствован заочно 09.08.2021 бюро МСЭ №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Алтай» Минтруда России смешанного профиля с целью определения группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Основное заболевание: код МКБ10:Т91.1 посттравматический остеохондроз поясничного отдела позвоночника, III период (травма позвоночника от 16.03.2018: компрессионно-оскольчатый перелом тела и дужек 1 поясничного и 5 крестцового позвонков со смещением отломков с незначительным нарушением функции, транспендикуляторная фиксация Th22-L2 позвонков от 19.03.2018, интерламинарная декомпрессия первого поясничного корешка слева. Консолидированный компрессионный перелом L1 II степени). Хроническое прогредиентное течение. Стойкий синдром люмболгии. Стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.
В результате проведенной экспертно-реабилитационной диагностики, выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, оцененные в 20%, в соответствии с п.15.1.4.1. количественной оценки стойких расстройств функций организма человека, которые не приводят в настоящее время к ограничению основных категорий жизнедеятельности гражданина, включая реабилитацию и не являются основанием для установления инвалидности, согласно Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95, и Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585н.
В порядке обжалования Джаксибаевым А.М. решения первичного бюро, он освидетельствован заочно составом Главного бюро МСЭ 13.09.2021, по результатам освидетельствования решение первичного бюро оставлено без изменения.
Джаксибаев А.М. воспользовался правом на обжалование в ФГБУ «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России.
По результатам заочного освидетельствования экспертным составом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 21.10.2021 установлено: основное заболевание: код МКБ 10: код МКБ 10: Т91.1 последствия военной травмы позвоночника от 16.03.2018 (компрессионно-оскольчатый перелом тела и дужек L1 и S 5 позвонков со смещением отломков ), хирургического лечения от 19.03.2018 (транспендикуляторная фиксация Th22- L2 позвонков, интерламинарная декомпрессия первого поясничного корешка слева), в виде консолидированного компрессионного перелома L1 позвонка, посттравматического остеохондроза поясничного отдела позвоночника, III период, хроническое прогредиентное течение синдрома люмболгии. НФП 1 ст. Стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, сенсорных (болевых) функций.
Сопутствующее заболевание: код МКБ 10: Н52.1 миопия слабой степени обоих глаз с остротой зрения правого глаза с корр.0,8; левого глаза с корр.0,7 OU. Стойкие незначительные нарушения сенсорных (зрительных) функций.
Заключение о видах и степени стойких расстройств функций организма: незначительные нарушения сенсорных функций (10%), незначительное нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (20%), суммарная оценка степени нарушения функций организма: 20% (незначительные).
В результате изучения медицинских, медико-экспертных документов, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализов клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России установлено, что у Джаксибаева А.М. имеется нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящее к ограничению жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, что не является основанием для установления группы инвалидности, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95, с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585н (п.15.1.4.1 Приложения 1-20;). Решение экспертного состава главного бюро по результатам освидетельствования не изменено.
Разрешая исковые требования, суд правильно истолковал и применил положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку наличие у Джаксибаева А.М. заболеваний, подтвержденных медицинской документацией, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для установления истцу группы инвалидности, так как основанием для установления лицу инвалидности является не наличие у него определенного заболевания, а совокупность всех взаимосвязанных последствий заболевания и степень их выраженности, нарушения здоровья, расстройства функций организма (стойкости), которые свидетельствуют об ограничении жизнедеятельности этого лица, в способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, что в данном случае не установлено.
Как верно отметил суд первой инстанции, медико-социальная экспертиза проводилась неоднократно, противоречий в выводах экспертов не имеется, при производстве медико-социальных экспертиз ответчиками нарушений законодательства не допущено, организация МСЭ и ее проведение выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием соглашается.
Выводы суда соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Довод жалобы о том, что Джаксибаев А.М. получил извещение о судебном заседании, назначенном на 24 февраля 2022 года, однако дело было рассмотрено 16 февраля 2022 года не влечет отмену решения суда в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, определение судьи Горно-Алтайского городского суда от 27 января 2022 года о принятии искового заявления к производству суда, возбуждении дела, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении судебного заседания на 16 февраля 2022 года на 11 часов 00 минут было направлено в адрес Джаксибаева А.М. 31 января 2022 года. Вместе с определением суда было направлено судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела. Согласно отчету об отслеживании отправления Джаксибаев А.М. получил почтовую корреспонденцию 10 февраля 2022 года. Принимая во внимание, что в определении суда была указана дата рассмотрения дела 16 февраля 2022 года, в судебном извещении со слов истца, указана иная дата, истец, заблаговременно получив судебное извещение, (за 6 дней до судебного заседания) не был лишен возможности принять меры к устранению имеющихся противоречий в дате рассмотрения дела (получить информацию, позвонив в суд, ознакомиться с информацией на сайте Горно-Алтайского городского суда). Ссылка истца на то обстоятельство, что копию определения он не получил, поскольку она не была приложена к извещению, признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку как следует из судебного извещения от 31 января 2022 года № 2-512/2022/6950/6953 в качестве приложения указано: копия определения на 1 л. в 1 экз. Оснований сомневаться в том, что копия определения суда не была направлена в адрес Джаксибаева А.М. судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что Джаксибаев А.М. был лишен возможности участвовать в судебном заседании, представлять доказательства и не смог попросить суд назначить судебную медико-социальную экспертизу, возражать против доводов ответчиков судебная коллегия находит необоснованными, поскольку при наличии уважительных причин непредставления доказательств в суд первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ истец мог представить доказательства в суд апелляционной инстанции. Вместе с тем каких-либо доказательств суду апелляционной инстанции представлено не было, ходатайств о назначении по делу судебной медико-социальной экспертизы не поступило.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем, решение суда, проверенное судебной коллегией в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Джаксибаева Аманбола Мейровича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи О.А. Шнайдер
Э.В. Ялбакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2022 года.