Дело № 2-828/2024
УИД 04RS0008-01-2024-001153-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2024 года п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой Е.К., при помощнике судьи Битухеевой Ю.Ж., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Заиграевского района Норбоевой Д.Э., законного представителя ответчика главы администрации муниципального образования сельское поселение «Курбинское» Белых А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение «Курбинское» о принятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) просит обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Курбинское» (далее – МО СП «Курбинское») в срок до 31.12.2025 устранить нарушения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, а именно, в отношении гидротехнического сооружения – Сундулгинская защитная дамба обвалования обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; обеспечить оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении; обеспечить направление необходимых документов о гидротехническом сооружении в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 27.03.2024 установлено право собственности МО СП «Курбинское» на Сундулгинскую защитную дамбу. Проверкой, проведенной прокурором, установлено, что в отношении указанного гидротехнического сооружения не приняты меры по обеспечению безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению декларации безопасности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». По результатам рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений закона нарушения не устранены, ответчиком подтвержден факт отсутствия преддекларационных обследований, декларации безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Заиграевского района Норбоева Д.Э., действующий на основании доверенности от 01.07.2024 №, исковые требования поддержала, уточнив срок устранения нарушений – до 31.12.2025. Также сочла возможным принять судом признание иска законным представителем ответчика.
Представитель ответчика – глава администрации МО СП «Курбинское» Белых А.Н. исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что работа по оформлению декларации гидротехнического сооружения начата, главой администрации МО «Заиграевский район» направлено обращение министру природных ресурсов и экологии РБ о выделении финансирования на капитальный ремонт дамбы, предварительно согласовано выделение средств, в том числе на подготовку необходимых документов, Кроме того, направлен запрос о стоимости декларирования безопасности ГТС, из ответа на запрос, поступившего из ООО «Альянс», следует, что стоимость таких услуг составит 1800 000 руб.
Третье лицо, Забайкальское управление Ростехнадзора, извещенное надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Частью 3 указанной статьи определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, в том числе предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек.
Статьей 7 Закона установлено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
В силу статья 8 Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст. 9 Закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии
гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 27.03.2024 установлено право собственности МО СП «Курбинское» на Сундулгинскую защитную дамбу. Проверкой, проведенной прокурором, установлено, что в отношении указанного гидротехнического сооружения не приняты меры по обеспечению безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению декларации безопасности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». По результатам рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений закона нарушения не устранены, ответчиком подтвержден факт отсутствия преддекларационных обследований, декларации безопасности, выявленные нарушения ответчиком не оспаривались.
При рассмотрении гражданского дела законный представитель ответчика Белых А.Н. в письменном виде заявил о признании иска, пояснив, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения судом может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиком не противоречит вышеуказанным законам и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, в признании иска не имеются признаки злоупотребления правом, поскольку установлено наличие в собственности ответчика гидротехнического сооружения, обязанность содержания имущества, обеспечения его безопасности предусмотрена вышеуказанными требованиями законодательства, что последним не оспаривается, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░ 0306013215) ░ ░░░░ ░░ 31.12.2025 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.