УИД № 92RS0002-01-2023-000103-18
Дело № 2-1140/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 13 марта 2023 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Морозове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьёв А.В. предъявил иск ответчикам, указав, что в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», на основании договора купли-продажи от 29.02.2016. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 10.03.2016.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП фисташки туполистные, произрастающие в районе бухты Круглая Гагаринского муниципального округа города Севастополя объявлены памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая», а территория, занимаемая ими, особо охраняемой природной территорией регионального значения площадью 5,97 га. Названным постановлением утверждены границы территории памятника природы и Положение о памятнике природы. В разделе 7 Положения о памятнике природы содержатся сведения о земельных участках, расположенных в границах территории памятника природы, в том числе содержатся сведения о земельном участке, принадлежащем Воробьёву А.В. (порядковый номер 15).
Согласно пункту 6.1 Положения о памятнике природы на территории памятника природы запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: строительство, размещение объектов капитального строительства, за исключением строительства, размещения линейных объектов в рамках благоустройства; образование земельных участков с видами разрешенного использования, не соответствующими указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, а также изменение видов разрешенного использования земельных участков на виды разрешенного использования, не соответствующие указанным в пункте 6.3 настоящего Положения; предоставление земельных участков под застройку (пп. 1, 2, 3 пункта 6.1 Положения о памятнике природы).
В соответствии с пунктом 7 статьи 107 ЗК РФ в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка, в соответствии с его разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка органы государственной власти обязаны выкупить такой земельный участок.
Поскольку земельный участок Воробьёва А.В. расположен в границах памятника природы регионального значения, территория которого объявлена особо охраняемой природной территорией с установленным режимом правовой охраны, на котором запрещено строительство и размещение объектов капитального строительства, что ведет к невозможности использования Воробьёвым А.В. земельного участка по целевому назначению, ответчики обязаны выкупить принадлежащий ему земельный участок.
Как следует из пункта 3 статьи 57.1 ЗК РФ, при расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом рыночной стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка составляет 23 323 000 рублей.
На основании указанных правовых норм и Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59, Воробьёв А.В. 01.09.2022 и 07.11.2022 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительство Севастополя с заявлением о заключении соглашения о выкупе земельного участка, предоставив проект соглашения о выкупе земельного участка, составленный в соответствии с названным нормативным актом.
Письмами Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29.09.2022 и от 12.12.2022 в удовлетворении заявления отказано. Поскольку заключение соглашения о выкупе земельного участка для ответчиков является обязательным в силу вышеуказанных требований и предписаний закона, Воробьев А.В. вправе обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика к заключению соглашения о выкупе земельного участка. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с Воробьёвым А.В. соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером №, кадастровый квартал №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», в соответствии с проектом соглашения о выкупе земельного участка в связи с невозможностью его использования в соответствии с установленным разрешенным использованием в результате установления зоны с особыми условиями использования территории, и считать заключенным указанное соглашение о выкупе земельного участка с момента вступления в законную силу решения суда, на следующих условиях:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
город Севастополь
СОГЛАШЕНИЕ
о выкупе земельного участка в связи с невозможностью его использования в соответствии с установленным разрешенным использованием в результате установления зоны с
особыми условиями использования территории
город Севастополь «____»_________2022 г.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице _________________________________________________
__________________________________________________________________, действующего на основании _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________,
в интересах города федерального значения Севастополя, именуемый в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны, и
Воробьев А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина Российской Федерации серии № № выдан Отделом УФМС России по Ивановской области во Фрунзенском р-не г. Иваново (код подразделения №) ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный по адресу места жительства: <адрес>, именуемый в дальнейшем «Сторона 2», с другой стороны,
вместе именуемые в дальнейшем «Стороны»,
основываясь на положениях постановления Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП «Об объявлении фисташек туполистных памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая», руководствуясь статьями 18, 25, 40, 42, 44, 56, 57, 57.1, 94, 95, 104 - 107 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59 «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьями 2, 3, 4, 23, 24 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», статьями 1, 2, 10 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП (с изменениями и дополнениями), заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
Раздел 1
Предмет соглашения и общие положения.
1.1. Сторона 1 обязуется выкупить (приобрести в государственную собственность) у Стороны 2 земельный участок с кадастровым номером №, кадастровый квартал №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «Земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», (далее – «земельный участок»), принадлежащий Стороне 2 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного нотариусом города Севастополя Поляковой З.В. 29 февраля 2016 года по реестру № 1-502, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 марта 2016 года сделана запись о государственной регистрации права собственности за № 91-91/001-91/001/028/2016-616/2, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданного 10.03.2016 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), (далее – «Объект»).
1.2. Обязанность по выкупу Объекта возникла у Стороны 1 вследствие невозможности использования Стороной 2 земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием в результате отнесения постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП «Об объявлении фисташек туполистных памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая» территории памятника природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая» (далее – памятник природы) к особо охраняемой природной территории регионального значения, на которую распространяется режим особой охраны. Территория памятника природы состоит из двух участков. Участок № расположен в районе <адрес>, участок № - на мысе Песчаном. Общая площадь территории памятника природы - 5,97 га, в том числе площадь участка № (<адрес>) - 3,69 га, участка № (мыс Песчаный) - 2,28 га. В Разделе 7 названного постановления Правительства Севастополя содержатся сведения о земельных участках, расположенных в границах территории памятника природы.
1.3. Сторона 1 обязуется произвести выплату Стороне 2 возмещения в размере рыночной стоимости Объекта в связи с его выкупом (приобретением в государственную собственность).
1.4. Право собственности на Объект переходит к городу Севастополю с момента государственной регистрации перехода права на Объект органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), в порядке, предусмотренном Главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Раздел 2
Порядок взаиморасчетов Сторон.
2.1. Размер возмещения Стороне 2 за выкуп Объекта определен на основании Отчета № ЦОЭ-К 03.072.20/06 от 25.07.2022 «Об оценки рыночной стоимости земельного участка, площадью 926 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», подготовленного в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», (далее - «Отчет»).
Настоящим Соглашением предусмотрено полное возмещение Стороне 2 за выкуп Объекта в денежной форме.
2.2. В соответствии с Отчетом, размер возмещения, подлежащий уплате единовременным платежом посредством перечисления Стороной 1 Стороне 2, составляет 23 323 000 (двадцать три миллиона триста двадцать три тысячи) рублей, в том числе: по состоянию на 20.04.2022 рыночная стоимость земельного участка составляет: 23 323 000 (двадцать три миллиона триста двадцать три тысячи) рублей.
Данная сумма возмещения в счет выкупа Объекта представляет собой выкупную цену земельного участка.
2.3. Возмещение в пользу Стороны 2 в размере, указанном в пункте 2.2. настоящего Соглашения, осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, следующих за днем представления Стороной 1 в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), заявления о государственной регистрации права на Объект и прилагаемых к нему документов, и направления органом, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), уведомления о приеме заявления о государственной регистрации права на Объект и прилагаемых к нему документов, путем перечисления денежных средств по следующим банковским реквизитам Стороны 2:
Получатель: Воробьев А.В. / ИНН №
Номер счета получателя: №
Банк получателя: Ивановское отделение № 8639 ПАО СБЕРБАНК
БИК: №
ИНН: №
Корреспондентский счет: №
Почтовый адрес банка: <адрес>
Обязанность Стороны 1 по перечислению денежных средств, указанных в пункте 2.2. настоящего Соглашения, считается исполненной с момента их списания с соответствующего расчетного счета Стороны 1. Подтверждением предоставления возмещения будет являться представление платежного поручения о внесении (зачислении) денежных средств на расчетный счет Стороны 2.
2.4. Течение срока на перечисление денежных средств, предусмотренного пунктом 2.3. настоящего Соглашения, прерывается на период приостановления процедуры государственной регистрации права города Севастополя на Объект с момента вынесения государственным регистратором соответствующего решения о приостановлении государственной регистрации права (получения уведомления о приостановлении государственной регистрации права) и возобновляется после устранения препятствий, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права города Севастополя на Объект. Настоящее положение Соглашения не распространятся на случаи, когда единственным основанием приостановления процедуры государственной регистрации права города Севастополя на Объект является неисполнение Стороной 1 обязанности по перечислению Стороне 2 указанных в пункте 2.2. настоящего Соглашения денежных средств.
2.5. Расходы по перечислению Стороне 2 денежных средств, указанных в пункте 2.2. настоящего Соглашения, несет Сторона 1.
2.6. Расходы по регистрации перехода права собственности на Объект несёт Сторона 1.
2.7. Сторона 1 не возмещает Стороне 2 стоимость улучшений Объекта, произведенных последним с момента принятия постановления Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП «Об объявлении фисташек туполистных памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая».
Раздел 3
Порядок передачи Объекта.
3.1. Объект передается Стороной 2 Стороне 1 в состоянии, отвечающем требованиям настоящего Соглашения и его назначению, и одновременно с подписанием настоящего Соглашения по акту приема-передачи земельного участка согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
3.2. Акт приема-передачи земельного участка оформляется и подписывается Сторонами либо их уполномоченными представителями одновременно с подписанием настоящего Соглашения.
3.3. На момент передачи Объекта Сторона 2 обязуется погасить все задолженности, если таковые имеются, по налогам и другим платежам в отношении Объекта.
Раздел 4
Права и обязанности Сторон.
4.1. Сторона 2 гарантирует, что на момент заключения и подписания настоящего Соглашения Объект никому не продан, не подарен, не заложен, в споре, под арестом или запрещением не состоит, каким-либо обязательствами не обременен, лиц, сохраняющих за собой право пользования Объектом, не имеется.
4.2. Сторона 1 обязана уведомить Сторону 2 о перечислении денежных средств, указанных в пункте 2.2. настоящего Соглашения, с приложением платежного поручения, по почтовому адресу: <адрес>.
4.3. В срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем подписания Сторонами настоящего Соглашения, Сторона 1 обязуется представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), заявление о государственной регистрации права на Объект и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
4.4. С целью исполнения Стороной 1 обязанности, предусмотренной в пункте 4.3. настоящего Соглашения, после подписания настоящего Соглашения Сторона 2 обязуется передать Стороне 1 все имеющиеся в наличии в оригинальном виде правоустанавливающие документы на земельный участок, что фиксируется посредством составления Стороной 2 соответствующей расписки о получении данных документов. Кроме того, Сторона 2 по мере необходимости обязуется оказывать содействие Стороне 1 в исполнении обязанности, предусмотренной в пункте 4.3. настоящего Соглашения, в том числе путем совершения необходимых фактических и юридических действий.
4.5. С момента заключения настоящего Соглашения Сторона 2 не вправе заключать сделки, которые могут повлечь за собой отчуждение ее прав на Объект, либо их обременение.
4.6. В случае изменения своего места жительства, данных паспорта или номеров телефонов Сторона 2 обязана не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента соответствующего изменения уведомить об этом Сторону 1 путем направления в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известному почтовому адресу либо в виде электронного документа, который в таком случае направляется по известному адресу электронной почты.
4.7. Сторона 2 в дееспособности не ограничена, по состоянию здоровья может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, не страдает заболеваниями, препятствующими осознавать суть подписываемого соглашения и обстоятельств его заключения.
4.8. С момента перехода к городу Севастополю права собственности на Объект Сторона 1 принимает на себя бремя уплаты налогов (в том числе на недвижимость) и других платежей в отношении земельного участка, а также бремя его содержания.
Раздел 5
Ответственность Сторон.
5.1. Сторона соглашения, имущественные интересы которой нарушены в результате ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению другой Стороной, вправе требовать полного возмещения причинённых ей убытков, под которыми понимаются расходы, которые Сторона, чьё право нарушено, произвела или произведёт для восстановления своих прав и интересов (реальный ущерб).
5.2. Сторона 2 несет ответственность за достоверность правоустанавливающих документов, указанных в пункте 1.1. настоящего Соглашения. В случае выявления подлога данных документов, их фальсификации или подделки, Сторона 2 обязана в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, следующих за днем предъявления Стороной 1 соответствующего требования, вернуть Стороне 1 по реквизитам, указанным в требовании, денежные средства, полученные Стороной 2 согласно пункту 2.2. настоящего Соглашения.
5.3. В случае нарушения сроков перечисления Стороне 2 денежных средств, определенных в пункте 2.2. настоящего Соглашения, по вине Стороны 1, Сторона 2 вправе предъявить Стороне 1 требование об уплате процентов согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Раздел 6
Переход права на Объект.
6.1. Настоящее Соглашение является основанием для перехода к городу Севастополю права собственности на Объект и государственной регистрации перехода права на Объект в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), в порядке, предусмотренном Главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
6.2. Переход к городу Севастополю права собственности на Объект и государственная регистрация перехода права на Объект осуществляется только после предоставления Стороне 2 указанного в Разделе 2 настоящего Соглашения возмещения в счет уплаты выкупной цены земельного участка.
Раздел 7
Конфиденциальность.
7.1. Условия настоящего Соглашения, включая дополнительные соглашения и приложения к нему, конфиденциальны и не подлежат разглашению. Если иное не будет установлено Сторонами, конфиденциальными являются также все получаемые Сторонами друг от друга в процессе исполнения настоящего Соглашения сведения, за исключением тех, которые без участия Сторон были или будут опубликованы, или распространены в иной форме в официальных (служебных) источниках, либо стали (станут) известны без участия Сторон от третьих лиц.
7.2. Ни одна из Сторон не несет ответственность за действия, связанные с представлением в суд или иной компетентный государственный орган конфиденциальных сведений по их законному требованию.
7.3. Конфиденциальные сведения не подлежат разглашению и распространению в иной форме, как в течение всего срока действия настоящего Соглашения, так и после его прекращения в течение последующих 3 (трех) лет.
7.4. Стороны принимают все необходимые меры к защите от несанкционированного доступа третьих лиц к информации, относящейся к условиям настоящего Соглашения, включая дополнительные соглашения и приложения к нему, а также к сведениям и информации, полученным ими друг от друга в процессе исполнения настоящего Соглашения.
Раздел 8
Иные условия.
8.1. Все споры или разногласия, которые могут возникнуть в связи с настоящим Соглашением, Стороны будут стремиться разрешать в досудебном (претензионном) порядке путём переговоров, уточнения условий соглашения, составления протокола разногласий, составления дополнений и изменений к настоящему Соглашению.
8.2. При недостижении взаимоприемлемого решения посредством реализации предусмотренных в предыдущем пункте 8.1. способов, Стороны вправе передать спорный вопрос на разрешение в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Все изменения и (или) дополнения настоящего Соглашения совершаются в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений Сторон. Все дополнительные соглашения, подписанные Сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
8.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Раздел 9
Заключительные положения.
9.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
9.2. Настоящее Соглашение составлено в 3 (трех) экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу и предназначены для Стороны 1, Стороны 2, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Каждый экземпляр настоящего Соглашения нумеруется, прошивается Стороной 1 после его подписания, и скрепляется подписью и печатью Стороны 1 на месте прошивки.
Раздел 10
Приложения.
10.1. Акт приема-передачи земельного участка (Приложение № 1).
10.2. Копии документов, удостоверяющих и подтверждающих право собственности Воробьева А.В. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (Приложение № 2).
10.3. Экземпляр Отчета № ЦОЭ-К 03.072.20/06 от 25.07.2022 «Об оценки рыночной стоимости земельного участка, площадью 926 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» (Приложение № 3).
Раздел 11
Юридические адреса и реквизиты Сторон.
Сторона 1Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 299011. г. Севастополь, ул. Советская, д. 9,ОГРН: 1149204004025ИНН: 9204002115КПП: 920401001адрес электронной почты:dizo@sev.gov.ruтел. +7 (8692) 54-10-00, 45-38-08, 45-38-82, 45-38-25 | Сторона 2 Воробьев А.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.р.,паспорт гражданина РоссийскойФедерации серии № выдан ОтделомУФМС России по Ивановской области воФрунзенском р-не г. Иваново (код подразделения №)ДД.ММ.ГГГГ,адрес места жительства:<адрес>, почтовый адрес: <адрес>, адрес электронной почты<данные изъяты>. + № реквизиты: Получатель: Воробьев А.В. / ИНН № счета получателя:№ получателя: Ивановское отделение № 8639 ПАО СБЕРБАНК БИК: № Корреспондентский счет:№ Почтовый адрес банка: <адрес> |
Раздел 12
Подписи Сторон.
Сторона 1 ___________________ «___» _______ 2022 г. | Сторона 2 _________________ Воробьёв А.В.«___» _______ 2022 г.Приложение № 1 к Соглашению от «___» _______________ 2022 г. |
АКТ
приема-передачи земельного участка
город Севастополь от «___» ______________ 2022 г.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице _________________________________________________
__________________________________________________________________, действующего на основании _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________,
в интересах города федерального значения Севастополя, именуемый в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны, и
Воробьев А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина Российской Федерации серии № выдан Отделом УФМС России по Ивановской области во Фрунзенском р-не г. Иваново (код подразделения №) ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный по адресу места жительства: <адрес>, именуемый в дальнейшем «Сторона 2», с другой стороны,
вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий акт о нижеследующем:
Сторона 2 передала, Сторона 1 приняла, в соответствии с Соглашением о выкупе земельного участка в связи с невозможностью его использования в соответствии с установленным разрешенным использованием в результате установления зоны с особыми условиями использования территории от «___» _____________ 2022 г.:
земельный участок с кадастровым номером №, кадастровый квартал №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «Земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», (далее – «земельный участок»), принадлежащий Стороне 2 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного нотариусом города Севастополя Поляковой З.В. 29 февраля 2016 года по реестру № 1-502, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 марта 2016 года сделана запись о государственной регистрации права собственности за № 91-91/001-91/001/028/2016-616/2, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданного 10.03.2016 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), (далее – «Объект»).
Размер возмещения Стороне 2 за выкуп Объекта определен на основании Отчета № ЦОЭ-К 03.072.20/06 от 25.07.2022 «Об оценки рыночной стоимости земельного участка, площадью 926 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», подготовленного в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», (далее - «Отчет»).
Настоящим Соглашением предусмотрено полное возмещение Стороне 2 за выкуп Объекта в денежной форме.
В соответствии с Отчетом, размер возмещения, подлежащий уплате единовременным платежом посредством перечисления Стороной 1 Стороне 2, составляет 23 323 000 (двадцать три миллиона триста двадцать три тысячи) рублей, в том числе: по состоянию на 20.04.2022 рыночная стоимость земельного участка составляет: 23 323 000 (двадцать три миллиона триста двадцать три тысячи) рублей.
Взаимных претензий Стороны не имеют.
Настоящий акт составлен в 3 (трех) экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу и предназначены для Стороны 1, Стороны 2, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Юридические адреса и подписи Сторон.
Сторона 1:Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 299011. г. Севастополь, ул. Советская, д. 9,ОГРН: 1149204004025ИНН: 9204002115КПП: 920401001адрес электронной почты:dizo@sev.gov.ruтел. +7 (8692) 54-10-00, 45-38-08, 45-38-82, 45-38-25 | Сторона 2:Воробьев А.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.р.,паспорт гражданина РоссийскойФедерации серии № № выдан ОтделомУФМС России по Ивановской области воФрунзенском р-не г. Иваново (код подразделения №)ДД.ММ.ГГГГ,адрес места жительства:<адрес>, адрес электронной почты:<данные изъяты>. + № | |
Сторона 1 ____________________ «___» _________ 2022 г. | Сторона 2 _______________Воробьёв А.В. «___» __________ 2022 г. |
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель истца Тюшляев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Мокина Е.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие полномочий у Департамента на заключение соглашений о выкупе земельного участка
Ответчик Правительство Севастополя в судебное заседание своего представителя не направило, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в собственности Воробьёва А.В. находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», на основании договора купли-продажи от 29.02.2016.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 10.03.2016.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП «Об объявлении фисташек туполистых памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая» объявлены фисташки туполистые, произрастающие в районе бухты Круглая Гагаринского муниципального округа города Севастополя, памятником природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглая» (далее – памятник природы), а территорию, занимаемую им, особо охраняемой природной территорией регионального значения площадью 5,97 га.
Этим же постановлением утверждены границы территории памятника природы, а также Положение о памятнике природы.
Подпунктами 1, 2, 3 пункта 6.1 Положения о памятнике природы установлено, что на территории памятника природы запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе:
- строительство, размещение объектов капитального строительства, за исключением строительства, размещения линейных объектов в рамках благоустройства;
- образование земельных участков с видами разрешенного использования, не соответствующими указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, а также изменение видов разрешенного использования земельных участков на виды разрешенного использования, не соответствующие указанным в пункте 6.3 настоящего Положения;
- предоставление земельных участков под застройку.
Согласно пункту 6.4 Положения о памятнике природы собственники, владельцы и пользователи земельных участков на территории памятника природы принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
В пункте 7 Положения о памятнике природы перечислены сведения о земельных участках, расположенных в границах территории памятника природы, в том числе в пункте 15 указан земельный участок с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м. с видом разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статья 35, части 1 и 2).
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16.07.2008 № 9-П, от 31.01.2011 № 1-П, от 31.10.2019 № 32-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 02.10.2019 № 2619-О, № 2620-О и др.). Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.
В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает - во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) - необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.
Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников природы, т.е. в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.
Согласно статье 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.
В силу пунктов 1, 2 статьи 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Аналогичные положения содержатся в Законе города Севастополя от 15.12.2015 № 212-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в городе Севастополе».
Согласно статье 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы).
Статья 107 Земельного кодекса Российской Федерации установлены последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 6 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со статьей 57.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 9 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения при выкупе земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, возмещения за прекращение прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, определяется по правилам, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 - 9 статьи 56.8 настоящего Кодекса. При этом определение размера возмещения производится исходя из вида разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 10 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, порядок предоставления возмещения за прекращение прав на такой земельный участок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, возмещение за прекращение прав на земельный участок в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи осуществляются по требованию гражданина или юридического лица - правообладателя земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, направляемому соответственно правообладателю здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщику, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП установлена зона с особыми условиями использования территории, памятником природы регионального значения объявлена территория произрастания фисташек туполистых в районе бухты Круглая Гагаринского муниципального округа города Севастополя, а территория, занимаемая ими, площадью 5,97 га признана особо охраняемой природной территорией регионального значения. В границы указанной зоны включен земельный участок с кадастровым номером 91:02:001002:926, находящийся в собственности Воробьёва А.В. и имеющий вид разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
Поскольку Положением о памятнике природы, утвержденным указанным постановлением Правительства Севастополя от 21.04.2022 № 160-ПП, установлен запрет на всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы, запрещено использование земельных участков под застройку и любое строительство, размещение объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), истец Воробьев А.В. утратил возможность использования принадлежащего ему земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
При таких обстоятельствах истец вправе требовать выкупа принадлежащего ему земельного участка.
Истцом было направлено заявление с требованием о выкупе земельного участка в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и в Правительство Севастополя. Письмом Департамента от 12.12.2022 по результатам рассмотрения обращения, поступившего из Правительства Севастополя, истцу разъяснены положения законодательства об изъятии земельных участков, указано об отсутствии у Департамента соответствующих полномочий по рассмотрению поставленных в обращении истца вопросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку обязанность выкупить земельный участок для органа государственной власти, установившего зону с особыми условиями использования территории, предусмотрена законом (пунктом 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации), истец вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соглашение о выкупе земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59 утверждено Положение о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости (далее – Положение).
Разделом IV (пункты 37 – 44) указанного Положения регулируется заключение соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 37 Положения соглашение о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества заключается в случаях, если в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории невозможно использование земельного участка (расположенных на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) в соответствии с видом его разрешенного использования, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования указанного земельного участка - исходя из цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, либо в случае отсутствия указанного документа - исходя из разрешенного использования, соответствующего назначению объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 39 Положения соглашение о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества заключается в письменной форме или в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 41 Положения соглашение о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества заключается в связи с требованием о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества, предъявленным правообладателем недвижимости или его представителем, путем его направления в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа по официальному адресу электронной почты лица, возмещающего убытки.
Лицо, возмещающее убытки, также вправе предложить заинтересованному правообладателю подписать соглашение о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества без предварительного предъявления этим лицом требования о возмещении убытков, направив ему 2 подписанных экземпляра проекта соглашения в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 42 Положения заключение соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном пунктами 29 - 36 настоящего Положения с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 43 и 44 настоящего Положения.
В силу пункта 43 Положения требование о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества помимо сведений, указанных в подпункте «е» пункта 29 настоящего Положения, должно содержать указание на стоимость имущества, подлежащего выкупу.
Согласно пункту 31 Положения в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня поступления требования о возмещении убытков, лицо, возмещающее убытки:
а) направляет правообладателю недвижимости 2 подписанных экземпляра проекта соглашения о возмещении убытков, условия которого соответствуют требованию о возмещении убытков либо которое подготовлено на иных условиях, в том числе относительно размера убытков. К проекту соглашения о возмещении убытков должны быть приложены документы, необходимые для определения условий соглашения, в том числе отчет об оценке, подтверждающий размер убытков, если указанные документы не были представлены вместе с соответствующим требованием;
б) направляет правообладателю недвижимости уведомление об отказе в заключении соглашения о возмещении убытков с указанием причин отказа.
Указанные положения закона ответчиками по делу не соблюдены, проект соглашения о выкупе земельного участка истцу не направлен, также как не направлен мотивированный ответ об отказе в заключении соглашения с указанием предусмотренных Положением оснований.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, положения Конституции Российской Федерации и вышеприведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 1.8 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь.
В соответствии с пунктами 4.40, 4.41, 4.44, 4.46, 4,54 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия:
4.40. Осуществляет резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд города Севастополя.
4.41. Осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков.
4.44. Осуществляет принятие в собственность города Севастополя земельных участков, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, а также находящихся в собственности физических и юридических лиц, не имеющих обременений.
4.46. Приобретает земельные участки, зачисляемые в казну города Севастополя.
4.54. Готовит проекты решений Правительства Севастополя о предоставлении земельных участков в собственность, об установлении публичных сервитутов на земельные участки, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и земельных участков, находящихся в частной собственности, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о прекращении права собственности на земельные участки, об изъятии земельных участков для государственных нужд города Севастополя путем их выкупа, о проведении государственной кадастровой оценки земель и ее утверждении, об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальным районам и городским округам, а также по иным вопросам, решения по которым в соответствии с земельным законодательством принимаются Правительством Севастополя, осуществляет их согласование и представление на рассмотрение Правительству Севастополя в установленном порядке.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя как исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного на осуществление функций по управлению и распоряжением государственным имуществом и реализацию полномочий города Севастополя в сфере имущественных и земельных отношений, учитывает, что рассмотрение требования истца Воробьёва А.В. о выкупе земельного участка Правительством Севастополя было поручено Департаменту, а также учитывает требования истца, предъявленные к Департаменту.
При таких обстоятельствах на Департамент следует возложить обязанность заключить с истцом соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Суд не находит оснований для понуждения ответчика к заключению соглашения на условиях, изложенных в проекте, составленном истцом, поскольку как усматривается из Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59, проект соглашения о выкупе земельного участка предусмотренного пунктами 37 – 42 Положения, составляет лицо, возмещающее убытки, т.е. уполномоченный орган исполнительной власти, который в силу пункта 31 Положения направляет правообладателю недвижимости 2 подписанных экземпляра проекта соглашения о возмещении убытков, условия которого соответствуют требованию о возмещении убытков либо которое подготовлено на иных условиях, в том числе относительно размера убытков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воробьева А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подготовить и заключить с Воробьевым А.В, соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером №, площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на условиях, указанных в проекте соглашения, составленного Воробьевым А.В., либо иных условиях, установленных законом.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 20.03.2023.