Решение по делу № 3а-158/2019 от 01.02.2019

Дело № 3а-158/2019 01 марта 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Рогалевой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 01 марта 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Власенко А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:15:120401:4857 в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Власенко А.В. 28 января 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , местоположение <адрес>. Сособственником земельного участка является ФИО1 Постановлением Правительства Архангельской области № 595-пп от 18.12.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 5 550 443,40 рублей. Кадастровая стоимость влияет на исполнение административным истцом обязанности по уплате земельного налога. Согласно отчету от 20 января 2019 года об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненному ФИО2, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 09 января 2018 года составляет 1 292 000 рублей. Данный отчет соответствует установленным ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Эксперт ФИО2 имеет необходимое образование и квалификацию, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», ответственность застрахована в установленном порядке. Просит определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости.

Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Управление Росреестра в письменном отзыве сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Поскольку спорный земельный участок отсутствовал в перечне объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном по состоянию на 05 июня 2012 года, то определение его кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки не осуществлялось. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с требованиями ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Управление Росреестра кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости не определяло, поэтому является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 146-пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст.ст. 24.12 и 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, ФГБУ «ФКП Росреестра» руководствуется методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости, согласно которым производит арифметический расчет кадастровой стоимости исходя из утвержденных исполнительным органом субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, остается Правительство Архангельской области и в том случае, когда кадастровая стоимость определена филиалом Учреждения в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности. Административный истец не ставит под сомнение правильность определения филиалом Учреждения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках осуществления полномочий в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, а оспаривает результаты государственной кадастровой оценки (использованную филиалом Учреждения величину удельного показателя кадастровой стоимости), в проведении которой ФГБУ «ФКП Росреестра» участия не принимало. Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в ЕГРН были внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым . В связи с чем, филиалом Учреждения кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 5 550 443,40 рублей определена 16 января 2018 года в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, и постановлением № 146-пп.

Согласно представленным Правительством Архангельской области, министерством имущественных отношений Архангельской области отзывам на административный иск кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 5 550 443,4 рублей определена филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Правительство Архангельской области не утверждало кадастровую стоимость спорного земельного участка, и, соответственно, сведений о нем в постановлениях № 595-пп и № 146-пп не содержится.

Администрация муниципального образования «Плесецкое» сообщила, что не согласна с заявленными требованиями, просит в удовлетворении требований отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка повлечет неблагоприятные последствия для муниципального образования, выражающиеся в уменьшении суммы налоговых платежей, поступающих в бюджет муниципального образования, который является дефицитным.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Власенко А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, адрес (местонахождение): <адрес>.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), в соответствии с п. 1.4 которых результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Судом также установлено, что кадастровая стоимость данного земельного участка была определена органом кадастрового учета по состоянию на 09 января 2018 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 08.04.2014 № 146-пп (2 836,20 руб./кв.м.), и его площади (<данные изъяты> кв.м.), и составила 5 550 443,40 рублей, что подтверждается Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 16 января 2018 года.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному истцом отчету об оценке от 20 января 2019 года, составленному ФИО2, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 09 января 2018 года составляет 1 292 000 рублей.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.

Таким образом, требование Власенко А.В. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 28 января 2019 года.

Следовательно, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 292 000 рублей по состоянию на 09 января 2018 года на период с 01 января 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 28 января 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко

3а-158/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Власенко Алексей Валентинович
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Другие
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Веснин Виктор Валентинович
Администрация МО Плесецкое
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
01.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее